Программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Рабочая программа кружка художествнно- творческой направленности "Волшебные краски" для детей 3-4 лет.
Рисование с помощью нетрадиционных техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_kraski_kruzhok_3-4_goda_red.docx | 137.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка - детский сад «Хрусталик»
Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности
«Волшебные краски» для детей 3-4 лет (группа «Росинка»)
на 2020- 2021 учебный год.
Воспитатели:
Белкова Виктория Сергеевна,
Иусова Мария Викторовна
Абакан, 2020г.
Содержание
1. Целевой раздел4
1.1 Пояснительная записка4
1.1.1. Цель и задачи программы5
1.1.3. Планируемый результат освоения программы «Волшебные краски» ........................................5
2. Содержательный раздел6
2.1. Основные техники, формы и методы работы с детьми6
2.2. Перспективный план кружковой работы7
Список использованной литературы………………………………………………………………...12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми дошкольного возраста более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, способ самовыражения. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Рисование с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски» (образовательная область «Художествено- эстетическое развитие»).
- Цель и задачи программы
Основная цель программы - способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей навыка рисования карандашами, акварельными красками, гуашевыми красками, воспитывать интерес к аппликации, лепки.
- Создание условий для обучения приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- Создание условий для развития у детей мелкой моторики
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции.
1.1.3. Планируемый результат освоения программы «Волшебные краски»
Программа рассчитана на 9 учебных месяцев, 35 занятий в год.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации.
- Работа с родителями.
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
К концу года дети могут:
- Изображать отдельные предметы, а также простые по композиции и незамысловатые по содержании сюжеты.
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками.
- Рисовать самостоятельно, по собственной инициативе, по собственному замыслу.
- Содержательный раздел
- Основные техники, формы и методы работы с детьми
Техники.
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из овощей: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Материально- техническая база.
Гуашь; печатки из различных материалов; наборы разнофактурной бумаги. Ватные палочки; поролоновые печатки, губки; стаканы для воды; подставки под кисти; место для выставки детских работ; демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий; различные игрушки; наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (Четверг- 15:40).
Общее количество занятий в год -35, время занятий составляет от 15 до 20 мин.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год |
15-20 минут | 1 раз | 1 занятие | 35 занятий |
Форма проведения кружковой работы.
Групповая
Группа делится на подгруппы; число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от сложности выполняемой работы и уровня обученности детей; основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровня развития, при этом педагогу в первую очередь важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
- Перспективный план кружковой работы
Сентябрь | |||||||||
1неделя | Занятие № 1 Тема: «До свиданья, наше лето!» | «Дождик идет» (рисование пальчиками) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | ||||||
2неделя | Занятие № 2 Тема: «Осень -щедрая душа, как же осень хороша!» | «Веселый мухомор» (рисование пальчиками) | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги при помощи пальчиков. | ||||||
3неделя | Занятие № 3 Тема: «Осень красавица» | «Желтые листья летят» (рисование ладошками) | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. | ||||||
4неделя | Занятие №4 Тема: «Здравствуй, Осень!» | «Осеннее дерево» коллективная работа (рисование ладошками) | Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. | ||||||
Октябрь | |||||||||
1неделя | Занятие № 5 Тема: «Овощи. Фрукты» | «Овощи» (оттиск печатками картофеля) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования оттиск при помощи овоща (картофель). | ||||||
2неделя | Занятие № 6 Тема: Овощи. Фрукты» | «Яблочки большие и маленькие» (оттиск печатками яблоками/ранетками) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования оттиск при помощи фрукта. | ||||||
3неделя | Занятие № 7 Тема: «Грибы. Ягоды» | «Ягоды на тарелочке» (рисование пальчиками) | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию. | ||||||
4неде ля | Занятие № 8 Тема: «Лес. Деревья» | «Березка» (рисование пальчиками) | Закрепить знания детей о строении дерева, формировать умениеизображать ствол, веточки, учитывая, что у березы есть тонкие, гибкие веточки, из-за которых березу и называют кудрявой, развивать эстетическое восприятие. | ||||||
Ноябрь | |||||||||
1 неделя | Занятие № 9 Тема: «Одежда. Обувь» | «Свитер для Мишки» (рисование ладошкой и пальчиками) | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | ||||||
2неделя | Занятие № 10 Тема: «Мой город» | «Домик» (рисование при помощи трафарета и губки) | Продолжать совершенствовать умение детей рисовать при помощи губки; правильно располагать трафарет на листе. | ||||||
3неделя | Занятие № 11 Тема: «Мебель» | «Стульчик для куклы Кати» (рисование тонкой кистью) | Познакомить детей с тонкой кистью; совершенствовать умения рисовать аккуратно. | ||||||
4неделя | Занятие №12 Тема: «Животные зимой» | «Вот Ежик ни головы, ни ножек..» (рисование при помощи смятой бумаги и пальчиков) | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. | ||||||
Декабрь | |||||||||
1 неделя | Занятие № 13 Тема: «Зимушка-Зима» | «Снег идет» (рисование пальчиками) | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги при помощи пальчиков. | ||||||
2 неделя | Занятие №14 Тема: «Домашние животные» | «Пушистые котята играют на ковре» коллективная работа (рисование техникой тычкования) | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | ||||||
3 неделя | Занятие № 15 Тема: «Зимующие птицы» | «Птички клюют ягоды» (рисование пальчиками, оттиск пробкой) | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | ||||||
4 неделя | Занятие № 16 Тема: «Новогодний праздник» | «Маленькой елочке холодно зимой» (рисование пальчиками) | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | ||||||
Январь | |||||||||
2 неделя | Занятие №17 Тема: «Зимние забавы» | «Наш друг снеговик» (рисование при помощи восковых мелков/свечи) | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования при помощи восковых мелков/свечи. Воспитывать аккуратность. | ||||||
3 неделя | Занятие №18 Тема: «В гостях у сказки» | «Колобок румяный бок» (рисование при помощи толстой кисти) | Формирование у детей опыта рисовать по мотивам народной сказки при помощи толстой кисти. Продолжать формировать умение рисовать кистью и гуашью. | ||||||
4 неделя | Занятие №19 Тема: «Зоопарк» | «В гостях у жирафа» (рисование ладошками) | Познакомить детей с животными теплых стран, об особенностях строения их тела, окраске. Способствовать умению рисовать ладошками, нанося краску ровным слоем. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным | ||||||
Февраль | |||||||||
1 неделя | Занятие №20 Тема: «Профессии» | «Поможем продавцу разукрасить воздушные шарики» (сочетание разных техник) | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. | ||||||
2 неделя | Занятие № 21 Тема: «Транспорт» | «По морям, по волнам» (рисование цветной солью) | Познакомить детей с новой техникой рисования при помощи цветной соли. Закреплять умения выполнять работу аккуратно. Вызывать радость от созданного изображения. | ||||||
3 неделя | Занятие №22 Тема: «23 февраля» | «Праздничный салют для пап к 23 февраля» (рисование при помощи восковых мелков) | Формировать у детей представление о 23 февраля, как о празднике, когда поздравляют наших защитников Родины, наших пап. Развивать речь, обогащая активный словарь ребенка прилагательными - красный, синий, желтый, зеленый, разноцветный, яркий, сверкающий, красивый. Развивать мелкую моторику, используя нетрадиционные способы рисования: восковые мелки и гуашь. | ||||||
4 неделя | Занятие №23 Тема: «Волшебные картинки» | «Чудеса на бумаге» (рисование ладошкой и дорисовывание) | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | ||||||
Март | |||||||||
1 неделя | Занятие №24 Тема: «Мамин день» | «Цветы для мамы» (рисование ладошками, пальчиками, печатками) | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | ||||||
2 неделя | Занятие №25 Тема: «Весна» | «Ветка мимозы» (рисование пальчиками) | Продолжить закреплять умения детей рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | ||||||
3 неделя | Занятие №26 Тема: «Рыбки» | «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошками, пальчиками) | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | ||||||
4 неделя | Занятие №27 Тема: «Подводный мир» | «Осьминог» (рисование ладошками) | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | ||||||
Апрель | |||||||||
1неделя | Занятие №28 Тема: «Перелетные птицы» | «Веселый скворец» (рисование карандашами) | Продолжать учить детей правильно держать карандаш; аккуратно рисовать. | ||||||
2неделя | Занятие №29 Тема: «В космос к звездам» | «Ночь и звезды» (рисование манкой) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | ||||||
3неделя | Занятие № 30 Тема: «Растения» | «Одуванчик» (рисование сухой кистью) | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками (сухая кисть). | ||||||
4неделя | Занятие № 31 Тема: «Продукты питания» | «Виноград» (рисование пальчиками) | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие | ||||||
Май | |||||||||
1неделя | Занятие № 32 Тема: «День победы» | «Голубь мира» (рисование губкой при помощи трафарета) | Формировать у детей представление о Дне Победы, как о празднике, когда поздравляют наших защитников Родины. Воспитывать у детей доброе отношение к празднику. Закрепить умение предавать в рисунке впечатления о празднике. | ||||||
2неделя | Занятие № 33 Тема: «Насекомые» | «Божья коровка» (рисование пальчиками) | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | ||||||
3неделя | Занятие № 34 Тема: «Насекомые» | «Бабочка» (рисование ватными палочками, тампонирование) | . Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | ||||||
4неделя | Занятие № 35 Тема: «Лето» | «Рисуем, что хотим» (сочетание разных техник) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | ||||||
Выставка работ «Галерея творчества». Подведение итогов года. Оформление папок с работами детей, демонстрация родителям. | |||||||||
|
Список использованной литературы
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- И.А.Лыкова Цветные ладошки
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...