Педагогическая находка.Технологическая карта занятия "Наскальные рисунки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Шалабудова Елена Викторовна

Дети изучают историю появления наскальных рисунков, знакомяться с новым художественным материалом - углём, выполняют рисунки на мятой бумаге (имитация каменной скалы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Теремок»»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Автор: Шалабудова Е.В, воспитатель МБДОУ «Теремок», высшая кв.категория

Тема: «Наскальные рисунки».

Культурная практика: художественно- творческая деятельность.

Культурно – смысловой контекст: Наскальные рисунки

Цель Отработка умений и навыков работы с новым художественным материалом - углём.

Задачи.

Обучающие: Расширить знания о происхождении рисунка. Познакомить с новым изобразительным материалом – углем, его техническими свойствами и приемами работы с ним. Учить, делать зарисовки животных по памяти и представлению.

Развивающие: Развивать наблюдательность и мелкую моторику рук, координацию глаз-рука.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к истории изобразительного искусства.

            Оборудование: мультимедийное оборудование.

Материал: презентация «Наскальные рисунки», мятые окрашенные в светло-коричневые, серые, фиолетовые оттенки цвета листы бумаги, уголь, глина, вода, тарелочка, салфетки.

Технологическая карта хода занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Интересуется у детей, знают ли они у кого учатся художники рисовать, кто учил рисовать первого художника на земле.

 Предлагает взять предварительно окрашенные листы бумаги, напоминающие фактуру каменных стен пещеры и прикрепить их к мольберту. Обращает внимание на то, что у них получилась  настоящая пещера и предлагает рассмотреть её стены.

Прием погружения

Музыкальное сопровождение с видеофрагмент- костер.

Предлагает закрыть детям глаза и представить себя в пещере первобытного человека.

Высказывают предположения.

Берут листы, прикрепляют к мольбертам и оказываются как бы в атмосфере пещеры.

Дети становятся в круг, закрывают глаза.

Создаётся мотивация для исполнительной деятельности детей

Ориентировочный этап

 Приложение1. презентация (слайды с наскальными рисунками животных, сцен охоты).

Рассказ воспитателя о рисунках с изображением сцены охоты, их первоначальном значении для первобытного человека

Дети рассматривают наскальные рисунки в презентации и слушают рассказ воспитателя.

Дети предлагают варианты ответов на поставленные вопросы в ходе беседы.

Познакомить с сюжетами, значением наскальных рисунков, для самостоятельного составления композиции в практической деятельности.

Исполнительный этап

Приложение 2. Показ способа  появления первого рисунка на земле

(опускает руку в тарелочку, с разведенной водой глиной и рисует на листе прикрепленному к мольберту пятно, углем прорисовывает линии ног, рогов получается изображение бизона).

Приложение3.

Предлагает детям подойти к столу, рассмотреть материалы, которые использовали первые художники.

Совместно с детьми проводит эксперимент с глиной, углем.

Обращает внимание на хрупкость материала – угольного карандаша.

Помогает детям, испытывающим затруднения входе рисования.

Дети слушают и следят за рисунком воспитателя.

Дети рассматривают материалы.

Отвечают на вопросы в ходе рассматривания материалов?

Экспериментируют с глиной, углем: глину разводят водой до жидкой консистенции, углем рисуют на мятой бумаге (пробуют разные способы рисования).

Вытирают руки салфетками.

Дети самостоятельно рисуют.

Организация исследования новых художественных материалов, приемов работы, использование знаний в своих работах.

Рисунки детей.

Рефлексивный этап

С детьми   рассматривает  рисунки.

Предлагает рассказать ребёнку о своем сюжете.

Поделиться впечатлениями о работе новым художественным материалом.

Прием погружения

Музыкальное сопровождение. Воспитатель предлагает опять  закрыть глаза и перенестись в детский сад.

Дети рассматривают рисунки, друг друга, рассказывают о своем рисунке.

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Осознание выполненной цели занятия.

Перспективный этап

Содействовать детской инициативе самостоятельно выполнить дома свой рисунок углем.

Использовали умения и навыки работы с новым  художественным материалом в свободной деятельности.

Творческая выставка работ детей в технике рисования углём.

  Приложение1. Презентация (слайды с наскальными рисунками животных, сцен охоты).

Рассказ воспитателя. 

Что изображено на стене? (Лошади, мамонты, олени убегают от стрел, пущенных в них охотниками и т.д.)

А вы знаете, что первоначально это были не рисунки, а сообщения, планы охоты.

Какие удивительные эти наскальные рисунки!

 А как вы думаете, почему рисунок называют «наскальным»?

Тогда еще не было бумаги, древние люди рисовали на стенах пещер. Человек жил в пещере, не умел шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. Отсюда и название - наскальный рисунок.

Слайд с изображением бизона.

А вот другой не менее, прекрасный рисунок. Скажите, какое здесь изображено животное? Большое, сильное животное. Посмотрите, с какой точностью художник передает пластику форм и грациозность движения.

Так кто же учил первобытного человека рисовать? Да, человек в древние времена сам учился. Смотрел вокруг, запоминал и рисовал по памяти.  Для первого художника, учителем была природа.

 Приложение 2. Показ способа, появления первого рисунка на земле.

А вот как появилось первое изображение, мы можем только догадываться. Может все начиналось с простого пятна, которое оставил на скалистой стене, когда прикоснулся к ней грязными от глины руками?

(Воспитатель опускает руку в тарелочку с разведенной водой глиной, и рисует на листе прикрепленному к мольберту пятно).  

Но в свете огня пещеры это пятно первобытному художнику показалось чем- то знакомым, он был потрясен своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на пятно несколько линий.

(Воспитатель рисует углем линии ног и рогов, получается изображения бизона). Он выглядел, как настоящий, огромный, могучий на тонких ногах, рыжий и пушистый. Позже люди стали осознано рисовать, они верили, что если копьем пронзить нарисованное на скале животное, то его легко будет убить на охоте. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок. А рисунки их становились раз от раза все лучше.

Приложение3.Предлагает детям подойти к столу, рассмотреть и поэкспериментировать с изобразительными   материалами – углем и глиной. 

Уголь. Какой цвет угля? Черный. Воспитатель предлагает провести линии с разной степенью нажима на угольный карандаш, но обращает внимание, что при сильном нажиме уголь может сломаться, раскрошиться, потому что это хрупкий материал.  Штрихи, оставленные от угля, можно растирать пальцем, получится эффект мягкого меха животного.  

Воспитатель показывает детям глину. Ребята, что это за материал? Перед вами кусочки глины. Что делают из глины? Для чего нужна глина? А как рисовать глиной? Дети пробуют рисовать комочками глины, предлагают варианты. Ребята, а давайте разведем глину водой и посмотрим, что из этого получится. Воспитатель с детьми разводит глину водой. Дети опускают пальчики в жидкую глину и пробуют рисовать на листе. Вы теперь знаете, как, что и какими материалами рисовали первобытные мастера.

Теперь попробуйте сами, уже на нашей «пещерной стене» изобразить   животного - оленя, лошадь, бизона. А рисовать мы будем углем, чтобы наши рисунки были похожи на наскальные рисунки первобытных художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Анималистический жанр в рисунках художников - иллюстраторов". Средняя группа.

На педагогическом совете делилась опытом с коллегами, как я в своей группе знакомила детей с анималистическим жанром и художниками иллюстраторами....

Педагогический отчет о проведении конкурса рисунков " Моя семья" в МДОУ №14 "Ласточка" 2011 год

Задачи:–    1. Формировать у детей представление  о семье;–   2.   Формировать  представление о родственных  отношениях между «близкими» ребёнку членами  семьи ...

Педагогический отчёт о проведении конкурса рисунков " Символы Олимпиады. Зимние виды спорта" в группе "Радуга" МБДОУ № 14 "Ласточка" 2014 год.

   Формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством ...

Педагогический отчет о проведения выставки рисунков " Мой папа" в МДОУ №14 "Ласточка" 2012 год

Задачи:– Формирование положительного эмоционального отношения детей;– Воспитывать любовь и уважение к своему отцу.   –     Обогащать детско – родительское  отно...

Презентация "Читаем с картинками. "Ожившие рисунки"

Как увлечь ребёнка чтением? Мы, взрослые, знаем, что все дети любят рассматривать картинки. Чтение рассказов, сказок с картинками вызывает у них интерес, способствует лучшему пониманию смысла текст...

Педагогическая находка. Технологическая карта НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Лепка) на тему "Пиалы для куклы Чинчи.

Педагогическая находка. Технологическая карта НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Лепка) на тему "Пиалы для куклы Чинчи....

Педагогическая находка. Технологическая карта творческой гостиной «Путешествие в Волшебный город»

Технологическая карта творческой гостинной "ПУтешествие в Вошебный город"...