Перспективный план работы по теме "Ознакомление детей с творчеством художников - пейзажистов" (группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет)
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Зинаида Ивановна Насонова

Очень важно развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19 «Золушка»

Перспективный план работы с детьми по теме

«Ознакомление детей

с творчеством художников -пейзажистов»

группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.

                                               Подготовил воспитатель:

                                                        1квалификационной категории

                                                     Насонова Зинаида Ивановна.

г. Моршанск

 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА, КАК ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель:

Ознакомление с творчеством художников-пейзажистов, с живописным пейзажем и его видами.  Формирование у детей эмоционально-ценностного опыта  отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о творчестве художников – пейзажистов.
  2. Развивать умение у детей вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, её формы; развивать умение чувствовать запахи, звуки.
  3. Развивать умение не только понимать замысел произведения, его содержание, но и умение видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений.
  4. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим; развивать воображение и ассоциативное мышление.
  5. Развивать умение связно и выразительно высказывать своё мнение о творчестве художников-пейзажистов.
  6.  Использовать полученные знания и умения при создании образа природы в своих творческих работах.
  7. Закреплять навыки применения разнообразных изобразительных материалов.
  8. Воспитывать художественный вкус и эстетическое восприятие.
  9. Воспитывать интерес и уважение к высказываниям других детей.
  10.  Воспитывать творчество, фантазию, воображение.
  11. Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ природы в пейзаже

«Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж»

Перспективный план по ознакомлению детей

подготовительной группы

с художниками – пейзажистами

Дата

Вид, тема нод.

Цель

Методическое обеспечение

Сентябрь

  1. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

Цель. Ознакомление детей с первым национальным музеем русского искусства – Третьяковской галереей, а также с её создателем – купцом Павлом Михайловичем Третьяковым.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»

  1. «Что такое искусство?»

Цель. Закрепление знаний детей о видах изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, графика).                          

Задачи. Рассказать о создателях искусства, о его роли в жизни людей. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание всматриваться в них.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»

  1. «Что такое живопись?»

Цель: Уточнение у детей представления о живописи как виде искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);                               Задачи. Выделить выразительные средства (цвет, свет, пространство, пятно, объём, форма); вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения любого живописного творчества; развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»

  1. «Пейзаж в живописи»

Цель: Закрепление знаний о государственной Третьяковской галереей.

Задачи. Познакомить более подробно с жанром живописи – пейзажем. Развивать умение выделять выразительные средства пейзажа; выбирать картины, которые нравятся, обосновывать свой выбор. Вызвать эмоциональный отклик на различные виды пейзажа, учить рассказывать о пейзаже –быть экскурсоводом.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью».             Н.А, Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью»

Дата

Вид, тема нод.

Цель

Методическое обеспечение

Октябрь

1.«Сказка о волшебной осени и художнике»

Цель. Ознакомление с художником Михаилом Нестеровым.

Задачи:

  1. Рассказать о характерных особенностях его творчества как художника-пейзажиста.
  2. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника М.Нестерова.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью».                 О. А. Соломенникова «Радость творчества».

Репродукции картин художника М.Нестерова.

2. Картина М.Нестерова «Девушка у пруда. Портрет М.Н.Нестеровой».

Цель. Ознакомление детей с картиной М.Нестерова «Девушка у пруда. Портрет М.Н.Нестеровой».

 Задачи:

  1. Формировать способность чувствовать и откликаться на переданное художником в картине настроение. Соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом.
  2. Развивать умение видеть средства выразительности: цвет, особенности рисунка, композиции.
  3. Воспитывать   эстетический вкус.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью.

Репродукция картины М.Нестерова «Девушка у пруда. Портрет М.Н.Нестеровой».

3.Картина М.Нестерова «Осенний пейзаж».

Цель. Ознакомление с картиной М.Нестерова «Осенний пейзаж».

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности построения картины: композицию, линейные планы.
  2. Вызвать эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы; обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
  3. Воспитывать интерес к живописи.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

Репродукция картины М.Нестерова «Осенний пейзаж»

4. Рисование «Золотая осень»

Цель. Рисование осеннего пейзажа.

Задачи:

1. Учить рисовать осенний пейзаж «Золотая осень», передавая колорит осени, свои впечатления об осени.

2. Располагать рисунок на всем листе бумаги; выбирать материалы в зависимости от образа осенней природы.

3. Воспитывать творчество, самостоятельность.

Репродукция картины М.Нестерова «Осенний пейзаж»

Аудиозапись музыкального произведения П.Чайковского «Времена года»

Стихотворение А.Авдеенко «Осень»

Дата

Вид, тема орг. нод.

Цель

Методическое обеспечение

Ноябрь

1. «Сказка о художнике и волшебной грозе»

Цель. Ознакомление детей с художником Александром Александровичем Киселевым.

Задачи:

  1. Рассказать о художнике А.А.Киселеве, жившим в середине 19 века, о том, как «волшебная гроза» изменила его жизнь, подарив добрую судьбу.
  2. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника-пейзажиста А.А.Киселева.

 А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

Репродукции картин художника.

2. Картина А.Киселева «Осень в лесу».

Цель. Ознакомление с картиной А.Киселева «Осень в лесу».

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности построения картины; вызвать радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.
  2. Развивать умение высказывать свои суждения и оценки; формировать представление о выразительных средствах картины; активизировать словарь детей, обогатив его эстетическими терминами.
  3. Воспитывать художественный вкус.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

Т.С. Комарова «Художественная культура».

Репродукции картин художника «Осень в лесу»

3.Картина А.Киселева «Осень. Ветреный день»

Цель. Ознакомление с картиной А.Киселева «Осень. Ветреный день»

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональную отзывчивость на осенние проявления в природе; уметь рассказывать о картине.
  2. Развивать художественное восприятие пейзажной картины; уметь выделять цвет, рисунок, особенности композиции; обогатить словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами, наименованиями цветов и цветосочетаний.
  3. Воспитывать художественный вкус.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»

Репродукции картин художника «Осень. Ветреный день»

4. Рисование «Осенние мелодии»

Цель. Рисование осеннего пейзажа.

Задачи:

  1. 1.Учить рисовать осенний пейзаж по собственному замыслу, воплощая в нем свои представления, чувства, переживания или рисовать пейзаж по понравившейся картине.
  2. Формировать композиционные умения.
  3. Воспитывать творчество, воображение.

Репродукция картины М.Нестерова «Осень. Ветреный день» Аудиозапись музыкального произведения П.Чайковского «Времена года», стихотворение В.Набокова «На черный бархат лист кленовый»

 Дата

Вид, тема нод.

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Декабрь

1.Сказка о снеге и художнике»

Цель. Ознакомление детей с художником К. Юоном.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о творчестве художника, о его любви к русской зиме.
  2. Уточнить особенности его работы над картинами.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника.

Ю.Осмоловский «Константин Юон»

2.Картина К.Юона «Зимнее солнце»

Цель. Ознакомление с творчеством художника К. Юона, с его картиной «Зимнее солнце».

 Задачи:

1 .Расширять представление детей о творчестве художника..

2 .Развивать умение видеть  средства выразительности картины; обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

М.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Ф.Тютчев «Солнце зимнее ли мещет…».

П.И.Чайковский «Зимние грезы».

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

3. Картина К.Юона «Русская зима»

Цель. Ознакомление детей с картиной «Русская зима» К.Юона.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о картине, как гимне жизни, красоте природы. Вызвать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы, ассоциации с собственным опытом.
  2. 2.Развивать умения видеть выразительные средства картины: цвет, композицию, рисунок, передающий характер образов.
  3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».

С.Есенин «Пороша».

Т.Трутнева «Зима».

А.Вивальди «Времена года» («Зима»).

4.Рисование «Зимние напевы»

Цель. Рисование зимнего пейзажа.

Задачи:

  1. 1.Учить рисовать зимний пейзаж по собственному замыслу, используя знакомые произведения, соединяя в своем рисунке реальные и нереальные образы.
  2. Строить красивую композицию рисунка.
  3. Воспитывать творчество, воображение, художественный вкус.

С.Есенин «Поет, зима, аукает»,

«Береза»,

«Пороша».

А.Вивальди «Зима».

Дата

Вид, тема нод

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Январь

1. «Сказка о волне и художнике»

Цель. Ознакомление с художником-маринистом И.К. Айвазовским.

Задачи:

  1.  Расширять представления детей о творчестве художника-мариниста; о значимости его морских пейзажей в истории искусства;
  2. Развивать умение у детей чувствовать и дышать морским воздухом произведений художника;
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.К.Айвазовского.

Г.Ветрова «И.К. Айвазовский»

2. Картина И.К.Айвазовского «Волна»

Цель. Ознакомление с картиной И.К.Айвазовского «Волна».

Задачи:

1.Вызвать эмоциональный отклик на образ бушующего моря; понимать чувства, которые художник передал в картине; обогащать речь эмоционально-окрашенной лексикой;

2.Развивать умение рассказывать по картине, быть экскурсоводом;

3.Воспитывать интерес к творчеству И.К.Айвазовского, к морским пейзажам.

М.Чюрленис «Сюита моря» финал.

А.Пушкин «Ревут, кипят и пеной блещут..»

М.В.Штанько «Воспитание искусством в детском саду».

3. Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал»

Цель. Ознакомление с картиной И.К.Айвазовского «Девятый вал».

Задачи:

  1. .Вызвать эмоциональный отклик на образ бушующего моря;
  2. Развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания картины, воспевающей образ моря; развивать умение рассказывать по картине;

3.     Воспитывать эмоционально-положительное     отношение к природе и способность видеть красоту моря в разном состоянии

М.В.Штанько «Воспитание искусством в детском саду».

Н.Римский-Корсаков «Шехерезада».

В.Брюсов «Волны взбегают упорные»

4. Рисование «Ты, волна моя, волна»

Цель. Рисование морского пейзажа.

Задачи.                                                                   1.Учить передавать в рисунке собственные впечатления о море; находить свои изобразительные средства выразительности.

 2.Развивать технические умения и навыки, развивать воображение.                          3.Воспитывать художественный вкус.

А.С.Пушкин «Ты, волна моя, волна».

Франгмент из оперы «Садко» Н.Римский –Корсаков.

д

Вид, тема нод

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Февраль

1. «Сказка о волшебном инее и художнике»

Цель. Ознакомление с художником-пейзажистом И.Э.Грабарем.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о творчестве И.Грабаря.
  2. Подвести детей к понятию того, что образы природы прекрасны в любое время года и охватывают очень многие состояния, соответствующие состояниям людей.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника.

АА.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью».

И.Э.Грабарь «Моя жизнь.Автомонография».

2.Картина И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»

Цель. Ознакомление с картиной И.Э.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом.
  2. Развивать умения видеть выразительные средства картины; умение рассказывать о картине.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

АА.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью».

П.И.Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».

С.Есенин «Белая береза».

3.Картина И.Грабаря «Февральская лазурь»

Цель. Ознакомление с картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Задачи:

  1.  Вызвать эмоциональный отклик на картину, как яркую, звонкую, праздничную и прощальную песню уходящей зимы.
  2. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в музыке, поэзии и живописи.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

АА.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью».

М.Пожарова «Разукрасилась зима».

П.И.Чайковский «Зимние грезы».

А Пушкин «Зимнее утро»

4.Рисование «Песня о зиме»

Цель. Рисование зимнего пейзажа.

Задачи.                                                                   1.Учить задумывать и передавать в рисунке свои впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, пейзажных картин о зиме.

 2.Использовать разные художественные средства, развивать творчество.                          3.Воспитывать художественный вкус.

А.Пушкин «Идет волшебница зима», «Под голубыми небесами».

А.Вивальди «Времена года».

Дата

Вид, тема нод

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Март

1. «Сказка о грустном художнике»

Цель. Ознакомление с русским выдающимся пейзажистом И,И.Левитаном.

Задачи:

  1. Рассказать о творчестве И.И.Левитана.
  2. Раскрыть понятие «грустный художник»; об его умении разговаривать с деревьями и облаками; о его умении слышать, как растет трава.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника.

Г.Ветрова «Левитан»

2. Картина И,И.Левитана «Март»

Цель. Ознакомление  с картиной И.И.Левитана «Март»

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа; понимать ее основной замысел.
  2. Выделять основные средства выразительности. Развивать эстетическое видение, умение анализировать картину.
  3. Воспитывать интерес к живописи.

П.И.Чайковский «Времена года».

Е.Баратынский «Весна! Весна!».

Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Художественная культура».

3. . Картина И,И.Левитана «Весна.Большая вода»

Цель. Ознакомление  с картиной И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; ассоциации с собственным опытом их восприятия.
  2. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой. Развивать умение  рассказывать о картине.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Художественная культура».

П.И.Чайковский «Подснежник».

И.Бунин «Весенние воды»

4. Рисование «Весна идет»

Цель. Рисование весеннего пейзажа.

Задачи.                                                                   1.Закреплять умение рисовать пейзаж, отражать в рисунке свои впечатления о наступления весны, полученные при наблюдении зимней природы, пейзажных картин о зиме.

 2.Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности, развивать чувство цвета, формы, композиции.                          3.Воспитывать художественный вкус.

И.Токмакова «Весна».

Я.Колас «Песня о весне».

А.Вивальди «Времена года» («Весна»)

Дата

Вид, тема нод

Макроцель, микроцели (задачи)

Методическое обеспечение

Апрель

1. «Сказка о художнике и весенних птицах»

Цель. Ознакомление с творчеством художника А.Саврасова.

Задачи:

  1. Рассказать детям  о том, почему имя художника тесно связано с весенними птицами; рассказать о его любви к природе, о его картинах о природе, где реальное переплетается с выдумкой.
  2. Развивать любознательность, активность.
  3. Воспитывать интерес к творчеству художника.

Г.Ветрова «А.К.Саврасов»

2.Картина А.К.Саврасова «Весна»

Цель. Ознакомление  с картиной А.К. «Весна»

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия.
  2. Развивать умение внимательно рассматривать картину, видеть главное, что вызвало интерес у художника при восприятии весеннего пейзажа.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью».

Е.Лось «»Синие дни». «Звуки природы для детей»

3. Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Цель. Ознакомление  с картиной А.К. «Грачи прилетели»

Задачи:

  1. Обратить внимание на композиционную выстроенность картины, выделение главного.
  2. Развивать эстетические чувства, переживания. Обогащать речь эмоционально-эстетическими терминами.
  3. Воспитывать интерес к произведениям живописи.

Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью».

«Звуки природы для детей»

А.Блок «На лугу»

4.Рисование «Сказка о весне и весенних птицах»

Цель. Рисование весеннего пейзажа.

Задачи.                                                                   1.Закреплять умение передавать в рисунке образ весенней природы разными художественными средствами, создавая радостный, светлый рисунок по своему замыслу или по понравившейся картине.

2.Развивать творчество, воображение, чувство ритма.

 3.Воспитывать художественный вкус.

Макроцель, микроцели (задачи)

А.Фет «Весна».

«Звуки природы для детей» - музыкальные композиции.

  1. «Сказка о лесном художнике»

Цель. Ознакомление детей с художником-пейзажистом И.И.Шишкиным и его творчеством.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о творчестве художника; раскрыть понятие «лесной художник».
  2. Развивать способность удивляться и радоваться необыкновенным картинам леса, где можно увидеть большие и маленькие чудеса.
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.И.Шишкина.

.

Г.Ветрова «И.И.Шишкин»

  1. Картина И.И.Шишкина «Рожь»

Цель: Ознакомление с картиной И.Шишкина «Рожь».

Задачи:

  1. Формировать способность правильно воспринимать содержание пейзажа, понимать красоту и широту русской природы, изображенной художником.
  2. Развивать умение рассказывать о картине; выделять выразительные средства; активизация словаря.
  3. Воспитывать художественный вкус.

А.А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,

А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

П.И.чайковский «Времена года».

Май

3. Картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

Цель: Ознакомление с картиной И.Шишкина «утро в сосновом бору».

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на необыкновенную картину леса.
  2. Развивать эстетическое восприятие; выделять выразительные средства; обогащать речь искусствоведческими терминами; рассказывать о картине.
  3. Воспитывать интерес к произведениям живописи.

Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».

И.Бунин «Чем жарче,тем сладостней в бору».

П.Чайковский «Времена года»

4.Рисование «Лесная сказка»

Цель. Рисование весеннего пейзажа.

Задачи.                                                                   1.Закреплять умение передавать в рисунке образ весеннего леса по замыслу; побуждать к поиску оригинальных способов рисования крон деревьев.

2.Формировать композиционные умения; поощрять воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.

 3.Воспитывать художественный вкус.

П.Чайковский «Времена года».

В.Набокова «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей младшей группы с устным народным творчеством

Данная публикация содержит конкретный  перечень произведений и мероприятий для ознакомления дошкольников с устным народным творчеством. Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки явля...

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка» АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" города Радужный на 2014-2015 учебный год

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя   группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка»АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" город...

Перспективный план работы по ознакомлению детей I младшей группы с русским народным творчеством

Методический материал для знакомства детей I мл. группы с русским народным творчеством...

Перспективный план работы по развитию детского изобразительного творчества и творческого воображения посредством обучения детей элементам дизайна

Перспективный план работы по развитию детского изобразительного творчества и творческого воображения посредством обучения детей элементам дизайна...

Перспективное планирование на тему "Ознакомление детей с творчеством художников- иллюстраторов"

Развиваем у детей старшего дошкольного возраста способность видеть,понимать и любить изобразительное искусство....

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет

Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......