АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
проект по рисованию (средняя группа) по теме

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon АРТ-Студия «Жар птица» 124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «ШКОЛА № 1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

Утверждаю:                                                                                    Согласовано:                                  

Директор ГБОУ Школа № 116                                                          Руководитель системы ДО              

                                                                                                                                                 

____________А.С. Макаров                                                            ___________О.А. Макарова  

«____» _______________2015г.                                                «____» _______________2015г.            

                                                         

                                                                                                                   

АРТ-Студия  «Жар птица»

Образовательная программа

дополнительного образования

по изобразительной деятельности

для детей дошкольного возраста

на 2015 учебный год

 Автор: Чичкина Елена Владимировна

  педагог дополнительного образования

                                                                                                         

                                                                                                               

Москва, 2015

Пояснительная записка

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Для этого необходимо разработать занятия, таким образом, чтоб они содержали в себе систему игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами. Расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

  • формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
  • формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением,

выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

Рисование помогает

  • развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой;
  • привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
  • учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;
  • предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
  • учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их;
  • подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
  • формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги);
  • учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать;
  • подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

Лепка помогает:

  • вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами;
  • учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.);
  • учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их;
  • учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.;
  • приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Аппликация

  • развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд, чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от композиционной основы (Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом;
  • учить вырезать геометрические и растительные элементы;
  • знакомить с ножницами как художественным инструментом;
  • совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; резать по сгибам; переплетать бумажные полоски, закруглять уголки прямоугольной формы; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами;
  • познакомить детей с разными способами создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация);
  • способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т.п., которые располагают на цветном фоне);
  • учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.

Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы.

Учебно-наглядные пособия:

  • плакаты
  • игрушки
  • муляжи.

Материалы:

  • Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
  • Фломастеры, маркеры, гелиевые ручки;
  • Акварельные, гуашевые;
  • Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги);
  • Пастельные мелки;
  • Бумажные салфетки для просушивания ворса;
  • Кисточки (разных номеров);
  • Клеенки;
  • Банки или стаканчики для воды;
  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А5, альбомы для детского художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе;
  • Мягкая бумага (салфетки, газеты, туалетная бумага);
  • Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги;
  • Клей ПВА, клеящие карандаши, клеевые кисточки;
  • Фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; рулоны фольги;
  • Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты; старые календари;
  • Различные по фактуре материалы: трикотаж, кожа, х\б, флис, мех;
  • Пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек;
  • Вата, ватные диски, ватные палочки;
  • Старые зубные щетки, щетки;
  • Пластилин;
  • Стеки;
  • Пластиковые вилки;
  • Ножницы;
  • Пуговицы разных размеров.

Ожидаемый результат работы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ.
  • Участие в городских и всероссийских выставках и конкурсах в течение года.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятия

Вид деятельности

Тема

Цель

Октябрь

1

Рисование

«Осень в лесу»

Создавать выразительные формы кроны деревьев.

2

Рисование

«Грибы»

Создавать выразительный образ гриба, сочетая в комбинации разные формы и цвета.

3

Рисование

«Ветка рябины»

Изучать форму, строение и цвет ветки рябины с натуры и возможность повторения их образа в изделии.

4

Рисование - Аппликация

«Бабочки»

Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления.

Учить складывать бумагу «гармошкой».

Ноябрь

5

Бумажная пластика - Мозаика

«Березки»

Передавать единство формы, цвета и декора в образе березки.

6

Аппликация

«Ёжик с грибами»

Знакомить со способом симметричного вырезания. Учить составлять изображение из частей.

7

«Объемные поделки из шаров» - Лепка

«Смешарики»

Осваивать разные способы и приемы работы с пластилином при изготовлении объемных поделок, развивать легкую моторику пальцев.

8

Панно из пластилиновых «колбасок»

«Виноград»

Учить из пластилиновых «колбасок» выкладывать рисунок на основе.

Декабрь

9

Лепка

«Чайный сервиз»

Воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление.

10

Аппликация

«Веселый хоровод»

Учить вырезать фигурки из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз или «гармошкой», делать из них интересные поделки.

11

Ручной труд

«Куколки из ниток»

Учить делать игрушки из ниток, завязывать узелки.

12

Лепка

«Веселые клоуны»

Учить делать объемные поделки из пластилиновых «колбасок».

Январь

13

Рисование

«Зимний пейзаж»

Учить передавать необычность, сказочность образов деревьев линией, цветом, формой.

14

Рисование

«Снегири»

Учить передавать в рисунке характерные особенности снегиря. Закрепление навыков рисования прямых линий, штрихов.

15

Рисование

«Мороженное»

Учить передавать ощущение вкуса, цвета шариков  мороженного спецификой изобразительного материала.

16

Рисование

«Новогодний праздник»

Показать разные варианты украшения новогодних шариков в технике коллажа.

Февраль

17

Ручной труд

«Петушок из конуса и волшебных полосок»

Научить способам создания и преобразования предметов.

18

Оригами

«Цветные карандаши»

Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях.

19

Рисование

«Белка на елке»

Учить изображать животных с передачей их строения, цветовых оттенков шерсти.

20

Рисование

«Цыпленок»

Учить передавать форму круга в рисунке. Показать прием работы краской «сухая кисть».

Март

21

Аппликация

«Букет для мамы»

Учить вырезать цветы из квадрата, сложенного несколько раз.

22

Оригами - Аппликация

«Тюльпаны»

Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях, оформлять работу в виде аппликации.

23

Оригами - Аппликация

«Ваза с цветами»

Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях, оформлять работу в виде аппликации.

24

Оригами - Аппликация

«Домики для птиц»

Учить составлять из квадратов, треугольников, кружков изображения домиков.

Апрель

25

Рисование

«Паутина»

Учить передавать эффект мягкости, прозрачности паутинки линией, цветом, формой.

26

Оригами - Аппликация

«Подводный мир»

Учить складывать рыб из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации.

27

Оригами - Аппликация

«Лебеди на пруду»

Учить складывать лебедя из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации.

28

Оригами - Аппликация

«Петушок на лугу»

Учить складывать петушка из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации.

Май

29

Оригами - Аппликация

«Совушка-сова»

Учить складывать сову из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации.

30

Ручной труд

«Одуванчики»

Учить передавать эффект солнечного цвета одуванчика цветом, фактурой изобразительного материала.

31

Рисование

«Салют весне»

Учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материла.

32

Оригами

«Забавные игрушки»

Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.Нетрадиционные техники рисования.

В данном материале раскрыто значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, а также расмотрены наиболее популярные и приемлемые техники рисования....

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,  дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах....

Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста"

Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста" будет полезна педагогам и родителям....

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....