АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
проект по рисованию (средняя группа) по теме
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРТ-Студия «Жар птица» | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «ШКОЛА № 1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Утверждаю: Согласовано:
Директор ГБОУ Школа № 116 Руководитель системы ДО
____________А.С. Макаров ___________О.А. Макарова
«____» _______________2015г. «____» _______________2015г.
АРТ-Студия «Жар птица»
Образовательная программа
дополнительного образования
по изобразительной деятельности
для детей дошкольного возраста
на 2015 учебный год
Автор: Чичкина Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
Москва, 2015
Пояснительная записка
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Для этого необходимо разработать занятия, таким образом, чтоб они содержали в себе систему игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами. Расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:
- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
- ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
Рисование помогает
- развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой;
- привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
- учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;
- предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их;
- подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).
- формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги);
- учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать;
- подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
Лепка помогает:
- вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами;
- учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.);
- учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их;
- учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.;
- приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Аппликация
- развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд, чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от композиционной основы (Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом;
- учить вырезать геометрические и растительные элементы;
- знакомить с ножницами как художественным инструментом;
- совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; резать по сгибам; переплетать бумажные полоски, закруглять уголки прямоугольной формы; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами;
- познакомить детей с разными способами создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация);
- способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т.п., которые располагают на цветном фоне);
- учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.
Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты
- игрушки
- муляжи.
Материалы:
- Цветные карандаши, простые карандаши, ластики;
- Фломастеры, маркеры, гелиевые ручки;
- Акварельные, гуашевые;
- Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги);
- Пастельные мелки;
- Бумажные салфетки для просушивания ворса;
- Кисточки (разных номеров);
- Клеенки;
- Банки или стаканчики для воды;
- Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А5, альбомы для детского художественного творчества, рулоны обоев на бумажной основе;
- Мягкая бумага (салфетки, газеты, туалетная бумага);
- Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги;
- Клей ПВА, клеящие карандаши, клеевые кисточки;
- Фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; рулоны фольги;
- Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты; старые календари;
- Различные по фактуре материалы: трикотаж, кожа, х\б, флис, мех;
- Пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек;
- Вата, ватные диски, ватные палочки;
- Старые зубные щетки, щетки;
- Пластилин;
- Стеки;
- Пластиковые вилки;
- Ножницы;
- Пуговицы разных размеров.
Ожидаемый результат работы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ.
- Участие в городских и всероссийских выставках и конкурсах в течение года.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Вид деятельности | Тема | Цель |
Октябрь | 1 | Рисование | «Осень в лесу» | Создавать выразительные формы кроны деревьев. |
2 | Рисование | «Грибы» | Создавать выразительный образ гриба, сочетая в комбинации разные формы и цвета. | |
3 | Рисование | «Ветка рябины» | Изучать форму, строение и цвет ветки рябины с натуры и возможность повторения их образа в изделии. | |
4 | Рисование - Аппликация | «Бабочки» | Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления. Учить складывать бумагу «гармошкой». | |
Ноябрь | 5 | Бумажная пластика - Мозаика | «Березки» | Передавать единство формы, цвета и декора в образе березки. |
6 | Аппликация | «Ёжик с грибами» | Знакомить со способом симметричного вырезания. Учить составлять изображение из частей. | |
7 | «Объемные поделки из шаров» - Лепка | «Смешарики» | Осваивать разные способы и приемы работы с пластилином при изготовлении объемных поделок, развивать легкую моторику пальцев. | |
8 | Панно из пластилиновых «колбасок» | «Виноград» | Учить из пластилиновых «колбасок» выкладывать рисунок на основе. | |
Декабрь | 9 | Лепка | «Чайный сервиз» | Воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинированное мышление. |
10 | Аппликация | «Веселый хоровод» | Учить вырезать фигурки из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз или «гармошкой», делать из них интересные поделки. | |
11 | Ручной труд | «Куколки из ниток» | Учить делать игрушки из ниток, завязывать узелки. | |
12 | Лепка | «Веселые клоуны» | Учить делать объемные поделки из пластилиновых «колбасок». | |
Январь | 13 | Рисование | «Зимний пейзаж» | Учить передавать необычность, сказочность образов деревьев линией, цветом, формой. |
14 | Рисование | «Снегири» | Учить передавать в рисунке характерные особенности снегиря. Закрепление навыков рисования прямых линий, штрихов. | |
15 | Рисование | «Мороженное» | Учить передавать ощущение вкуса, цвета шариков мороженного спецификой изобразительного материала. | |
16 | Рисование | «Новогодний праздник» | Показать разные варианты украшения новогодних шариков в технике коллажа. | |
Февраль | 17 | Ручной труд | «Петушок из конуса и волшебных полосок» | Научить способам создания и преобразования предметов. |
18 | Оригами | «Цветные карандаши» | Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях. | |
19 | Рисование | «Белка на елке» | Учить изображать животных с передачей их строения, цветовых оттенков шерсти. | |
20 | Рисование | «Цыпленок» | Учить передавать форму круга в рисунке. Показать прием работы краской «сухая кисть». | |
Март | 21 | Аппликация | «Букет для мамы» | Учить вырезать цветы из квадрата, сложенного несколько раз. |
22 | Оригами - Аппликация | «Тюльпаны» | Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях, оформлять работу в виде аппликации. | |
23 | Оригами - Аппликация | «Ваза с цветами» | Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях, оформлять работу в виде аппликации. | |
24 | Оригами - Аппликация | «Домики для птиц» | Учить составлять из квадратов, треугольников, кружков изображения домиков. | |
Апрель | 25 | Рисование | «Паутина» | Учить передавать эффект мягкости, прозрачности паутинки линией, цветом, формой. |
26 | Оригами - Аппликация | «Подводный мир» | Учить складывать рыб из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации. | |
27 | Оригами - Аппликация | «Лебеди на пруду» | Учить складывать лебедя из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации. | |
28 | Оригами - Аппликация | «Петушок на лугу» | Учить складывать петушка из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации. | |
Май | 29 | Оригами - Аппликация | «Совушка-сова» | Учить складывать сову из квадратного листа бумаги, оформлять работу в виде аппликации. |
30 | Ручной труд | «Одуванчики» | Учить передавать эффект солнечного цвета одуванчика цветом, фактурой изобразительного материала. | |
31 | Рисование | «Салют весне» | Учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материла. | |
32 | Оригами | «Забавные игрушки» | Учить складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.Нетрадиционные техники рисования.
В данном материале раскрыто значение изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, а также расмотрены наиболее популярные и приемлемые техники рисования....
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»
Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах....
Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста"
Консультация: "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста" будет полезна педагогам и родителям....
Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....
Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности....