Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гаютинские узоры"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа объединения дополнительного образования, направленная на ознакомление с гаютинской росписью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gayutinskie_uzory_1.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ГАЮТИНСКИЕ УЗОРЫ»
для детей 4-5 лет
срок реализации программы: 9 месяцев
32 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественная.
Программа создана в целях знакомства детей с базовыми приемами гаютинской росписи, созданию условий для развития интереса к традиционным народным росписям, развития цветовосприятия.
Новизна данной программы состоит в том, что уже со средней группы мы можем возможна полноценные занятия декоративным рисованием.
Программа направлена на воспитание современных детей как творчески активных личностей, которые не боятся пробовать, действовать, творить.
Идея программы заключается в комплексном изучении росписи, не входящей ни в одну стандартную программу обучения.
Актуальность
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Культурное наследие народа – огромное богатство, каждому ребенку нужно дать возможность почувствовать сопричастность этому богатству, чтобы в дальнейшем сохранить и приумножить.
Декоративно-прикладное искусство – особая часть культурного наследия. Яркое и завораживающее, оно производит неизгладимое впечатление на ребенка при компетентной организации образовательного пространства. В то же время это богатейшее в дидактическом плане культурное явление: цвет, форма, техника, композиция – это настоящая возможность для ребенка почувствовать себя творцом. Развитие внимания, цветовосприятия, аккуратности и креативного мышления также может осуществляться в ходе изучения традиционных росписей.
К сожалению, традиционная методика рисования для детей дошкольного возраста уделяет не слишком много внимания декоративному рисованию. Считается, что технически для детей это сложно. Но мир традиционных росписей невероятно разнообразен и богат, и можно выбрать среди этого богатства то, что будет актуально и доступно в каждый конкретный момент.
Таким открытием для нас стала гаютинская роспись, основанная на двух простейших элементах (капельки и точки) и их комбинациях. К сожалению, эта роспись не так известна в наши дни, но ее сюжетный характер и технические приемы вполне доступны для восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
С помощью гаютинской росписи можно создать условия для формирования навыков кистевой росписи, которые в дальнейшем будут неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 4-5 лет;
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе с целью определения практической целесообразности обучения;
- объём и срок освоения программы - 32 часа (9 месяцев)
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что состоит в том, что обучающиеся научатся воплощать свои идеи с помощью простейших элементов рисования. Кроме этого ребята получат дополнительные сведения о декоративно-прикладном искусстве России, что является очень важным направлением работы по патриотическому воспитанию.
Цель программы: познакомить детей с базовыми приемами гаютинской росписи, научить составлять простейшие композиции из известных элементов.
Задачи изучения дисциплины:
Обучающие
- научить правильно держать кисть и палочку, технически верно выполнять элементы,
Развивающие
- создать условия для развития цветовосприятия, внимания, аккуратности, усидчивости,
Воспитательные
- создать условия для развития интереса к традиционным народным росписям
Принципы:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники росписи на конкретных изделиях. Для наглядности применяются материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: открытое занятие, выставка работ.
Организационно-педагогические условия реализации программы регламентируются внутренним локальным актом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Знакомство с кисточками. Постановка кисти для выполнения росписи. | 1 | 1 | - | Наблюдение |
2. | Знакомство с гаютинской росписью. Рассматривание образцов. | 1 | 1 | - | Наблюдение. |
3. | Основные элементы росписи – капелька, удлинённая капелька. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
4. | Элемент «Цветок». | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
5. | Узор в полосе (один цвет). | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
6. | Элемент «Цветок» (многоцветный). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
7. | Узор в полосе (многоцветный). | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
8. | Элемент «розетка», «полурозетка». | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
9. | Узор в квадрате – «розетка». | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
10. | Узор в квадрате – «полурозетка». | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
11. | Элемент «древо» (один цвет). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
12. | Элемент «древо» (многоцветное). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
13. | Узор на доске. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
14. | Разновидности древ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
15. | Разновидности древ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
16. | Разновидности древ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
17. | Композиция в квадрате (3 древа, один цвет). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
18. | Композиция в квадрате (3 древа, разноцветные). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. |
19. | Композиция в круге | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
20. | Композиция в круге | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
21. | Закладка. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
22. | Закладка. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
23. | Открытка. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
24. | Открытка. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
25. | Открытка. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
26. | Подготовка к выставке. Роспись солонки. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
27. | Подготовка к выставке. Роспись колокольчика. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
28. | Подготовка к выставке. Роспись тарелки. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
29. | Подготовка к выставке. Роспись ложки. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
30. | Подготовка к выставке. Роспись лошадки. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
31. | Подготовка к выставке. Роспись яйца. | 1 | - | 1 | Наблюдение и анализ работ. |
32. | Выставка. | 1 | 1 | - | |
Итого часов: | 32 | 8,5 | 23,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела и темы занятий | Содержание работы | |
Теоритическая часть | Практическая часть | ||
1. | Знакомство с кисточками. Постановка кисти для выполнения росписи. | Рассматривание образцов, технологических карт, постановка кисти. | Отработка приёмка приманивания. |
2. | Знакомство с гаютинской росписью. Рассматривание образцов. | Рассматривание образцов, технологических карт, постановка кисти. | Закрепление приёма приманивания. |
3. | Основные элементы росписи – капелька, удлинённая капелька. | Знакомство с техникой выполнения элемента «капелька», «удлинённая капелька». | Отработка элемента «капелька». |
4. | Элемент «Цветок». (составляем из капелек). | Знакомство с элементом «цветок», его структурой и разновидностями. | Отработка элемента «цветок». |
5. | Узор в полосе (один цвет). | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора в полосе. |
6. | Элемент «Цветок» (многоцветный). | Использование сочетания цветов при выполнении элемента «цветок». | Отработка элемента «цветок» с использованием разных цветов. |
7. | Узор в полосе (многоцветный). | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов с использованием разных цветов. | Выполнение орнаментального узора в полосе с использованием разных цветов. |
8. | Элемент «розетка», «полурозетка». | Знакомство с элементами «розетка», «полурозетка», их структурой и разновидностями. | Отработка элементов «розетка», «полурозетка». |
9. | Узор в квадрате – «розетка». | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора в квадрате. |
10. | Узор в квадрате – «полурозетка». | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора в квадрате. |
11. | Элемент «древо» (один цвет). | Знакомство с элементом «древо», его структурой. | Отработка элемента «древо». |
12. | Элемент «древо» (многоцветное). | Использование сочетания цветов при выполнении элемента «древо». | Отработка элемента «древо» с использованием разных цветов. |
13. | Узор на доске. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на доске. |
14. | Разновидности древ. | Знакомство с элементом «древо», его структурой и разновидностями. | Отработка элемента «древо» с использованием разных цветов. |
15. | Разновидности древ. | Знакомство с элементом «древо», его структурой и разновидностями. | Отработка элемента «древо» с использованием разных цветов. |
16. | Разновидности древ. | Знакомство с элементом «древо», его структурой и разновидностями. | Отработка элемента «древо» с использованием разных цветов. |
17. | Композиция в квадрате (3 древа, один цвет). | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора. |
18. | Композиция в квадрате (3 древа, разноцветные). | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора. |
19. | Композиция в круге. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора в круге. |
20. | Композиция в круге. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора в круге. |
21. | Закладка. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на закладке. |
22. | Закладка. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на закладке. |
23. | Открытка. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на открытке. |
24. | Открытка. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на открытке. |
25. | Открытка. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора на открытке. |
26. | Подготовка к выставке. Роспись солонки. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора для росписи солонки. |
27. | Подготовка к выставке. Роспись колокольчика. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора для росписи колокольчика. |
28. | Подготовка к выставке. Роспись тарелки. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора для росписи тарелки. |
29. | Подготовка к выставке. Роспись ложки. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора для росписи ложки. |
30. | Подготовка к выставке. Роспись лошадки. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора для росписи лошадки. |
31. | Подготовка к выставке. Роспись яйца. | Составление орнаментальной композиции из изученных элементов. | Выполнение орнаментального узора росписи яйца. |
32. | Выставка. | Обобщение и систематизация представлений о технике гаютинской росписи. |
Планируемые результаты
Личностные:
в организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития морально-волевых и нравственных качеств: трудолюбие, аккуратность, ответственность, стремление к совершенству своих знаний и умений.
- будут созданы условия для развития творческих способностей, терпения, настойчивости, желания добиться хорошего результата.
Метапредметные:
воспитанники:
- получат знания об истоках, значимости и роли народного творчества в художественно-прикладном искусстве, в жизни общества.
В организации образовательного пространства:
- будут созданы условия для развития художественного вкуса, интереса к творческому познанию и самовыражению;
- будут созданы условия для развития интереса к росписи по дереву как виду художественного творчества;
Предметные:
воспитанники:
- овладеют основами гаютинской росписи;
- будут знать основы техники безопасности при работе с красками;
- получат необходимые адекватные возрасту знания в области композиции и цветоведения.
Изучив дисциплину учащийся должен:
знать: базовые технические приёмы гаютинской росписи;
уметь: составлять элементы гаютинской росписи, используя базовые технические приёмы;
владеть: навыком составления орнаментальных композиций, используя элементы гаютинской росписи.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным темам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - низкий уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | Беседа |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | |||
- высокий уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | -низкий уровень (избегают употреблять специальные термины); | Беседа, наблюдение |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | |||
- высокий уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | |||
2.Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным темам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (не справляется с поставленной задачей); | Наблюдения, анализ работ |
- средний уровень (с поставленной задачей справляется с помощью взрослого); | |||
- высокий уровень (с поставленной задачей справляется самостоятельно) | |||
2.2. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -низкий (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | Наблюдение, анализ работ |
- средний (выполняют задания на основе образца) | |||
- высокий (выполняют практические здания с элементами творчества) |
Материально- технические средства обучения
- гуашь;
- тонированная бумага;
- кисти (№1, №2, №3);
- технологические карты базовых элементов гаютинской росписи;
- посуда, расписанная гаютинской росписью.
Основные формы обучения и воспитания
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая работа.
Используются следующие методы:
- Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
- Метод создания творческого поиска.
- Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).
- Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
- Метод гуманно-личностной педагогики.
- Метод формирования обязательности и ответственности.
Календарный учебный график
Календарный учебный график (выбрать свой вариант по нагрузке)
Начало учебного периода – сентябрь
Окончание учебного периода – май
Учебный год | 1 учебный период | 2 учебный период | Всего | ||
Условные обозначения:
Введение занятий по расписанию
Текущая аттестация
Итоговая аттестация
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- технологические карты росписи;
- изделия с образцами росписи,
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Ф.И. ребенка | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Критерии оценки | Итоговый показатель |
Правильно держит кисть и выполняет основные элементы | Осмысленно и правильно использует специальную терминологию | Составляет базовые элементы росписи (один цвет) | Составляет базовые элементы росписи (несколько цветов) | Составляет орнаментальную композицию из изученных элементов | Способен представить свою работе | Способен проанализировать свою работу | ||
Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Литература для педагогов:
- Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли. Гаютинская роспись: метод. пособие / Авт.-сост. О.К. Гладышева – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2010.
- Зиновьева Т.Б. Ракульская роспись. Народная роспись Северной Двины. – М.: Издательский дом «Сказочная дорога», 2015.
- Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка; методическое пособие / Авт.-сост. Л.А.Корчагова – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2011.
- Шильниковская Н.В. Глубоковская роспись: учебно-методическое пособие / Н.В. Шильниковская; Департамент образования Вологодской области, Департамент культуры и туризма Вологодской области, Губернаторский колледж народных промыслов. – Вологда: Киселёв А.В., 2015.
Литература для детей:
1. Величко Н. Рисуем в стиле мезенской росписи. – М.: Хоббитека, 2018.
2. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
Медиа-ресурсы:
1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - Екатеринбург, ООО «Уральский электронный Завод», 2004.
2. «Гора Самоцветов» - М.: ООО «Большая анимационная студия Пилот», 2004.
3. «Мульти-Россия» - М.: ООО «Большая анимационная студия Пилот»,2006-2014.
4. «Как жили на Руси» - М., «Творческие аттракционы М», 2006.
5. «Природа России» - М.: ЗАО «Новый Диск», 2004.
6. «Туристический атлас Кирилла и Мефодия» - М., ООО «Кирилл и Мефодий», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гаютинские узоры"
Программа занятий кружка декоративного рисования (знакомство с основами гаютинской росписи)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...