Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные узоры»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол № _____ От «_____»______202_г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 5 __________ Е.Н.Андреева Приказ № ____от «____»_____202_г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебные узоры»
Программа художественной направленности
(техника бумажная пластика)
Возраст детей 3 – 4 года
(срок реализации 1 год)
Руководитель:
Воспитатель: Шура Н.Н
Канск, 2022
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна, она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
При работе с бумагой дети овладевают различными приемами и способами действий: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание, которые очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Данная программа является дополнительной к основной образовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок» по художественно-эстетическому развитию «Волшебные узоры» ориентирована на развитие у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления, разработана с учетом нормативно - правовой документации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.
Данная Программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой, наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика». «Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой.
Направленность программы художественно-эстетическая. Предлагаемая Программа имеет направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании, для детей в возрасте 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Новизна программы состоит в том, что необычное сочетание материалов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник:
Актуальность
Актуальность выбранной темы продиктована требованиями ФГОС ДО. В частности, обозначенным стандартом приоритетов образования: эмоционально-личностное становление ребенка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Согласно целевым ориентирам, на этапе завершении дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, творческой активностью, любознательностью, достаточно развитой мелкой моторикой рук, что является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.
Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности, развитию пространственно- образного мышления, улучшению координации глаз-рука, повышению уровня готовности к школьному обучению.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов продуктивной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Техника бумажная пластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Дети могут через разные способы выполнять аппликацию:
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Торцевание – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги, способом торцевания или «торчком»
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг».
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Цель программы –. развитие творческих способностей обучающихся через работу с различными материалами.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- познакомить с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, полосок, жгутиков, мозаика из рваной бумаги, торцевание);
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, склеивание); умению работать с клеем, приклеивая детали, присоединяя одну к другой;
- обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
-воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет).
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кисти рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Форма обучения – очная, занятия проводятся 2 раз в неделю, длительностью 15 минут во второй половине дня. Наполняемость группы:15 человек
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Формы работы на занятия: Занятия проводятся в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, полосок, жгутиков, мозаика из рваной бумаги, торцевание).
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, склеивание;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемных и плоскостных композициях;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности, мелкую моторику рук и глазомер;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС):
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. (ст.14 п.2 «Закон об Образовании №273-фз», «ФГОС ДО ст.1,9.)
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Интеграция образовательных областей
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Методическое обеспечение Программы.
Для реализации программы «Волшебные узоры» используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
- технология диалогового обучения;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Тематическое планирование
Тема | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||
Комплектование групп | ||
Октябрь | ||
«Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки |
«Дождик, дождик – кап, кап» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки |
«Яблоки в корзине» | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей ПВА |
«Ветка рябины» (коллективная работа) | Учить скатывать жгутики. Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Формировать навыки совместной работы. | ¼ тонированного листа ватмана, коричневая гофробумага, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки |
Ноябрь | ||
«Запасливые ежи» | Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации | Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона с нарисованным контуром; клей ПВА. |
«Кудрявый барашек» | Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой | Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. |
«Толстые животики» | Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом. | Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями Мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши |
«А на ветках снегири, кушают рябину» | Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на грудку и щёчки снегиря), закреплять навык рисования пальчиками (ягоды рябины) | ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом снегиря на ветке, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки, пальчиковая краска красного и оранжевого цвета. |
Декабрь | ||
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки |
«Мы слепили снеговика» | Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки |
«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки | Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации. | Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти |
«Новогодняя ёлочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки |
Январь | ||
«Зайка беленький сидит» | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения | Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки |
«На полянку на лужок тихо падает снежок» (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. | Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки |
«Покормим птичек» | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки |
Февраль | ||
«Строим горку из снега» | Продолжать учить отрывать маленькие комочки от целого листа бумаги и скатывать из них маленькие комочки. Аккуратно приклеивать их клеем на готовую форму. | ½ альбомного листа с контурным изображением грузовика, белые салфетки, клей, кисти. |
«Мы милашки, куклы неваляшки» | Продолжать учить располагать готовые детали (круги) правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов, и украшать её скатанными шариками из бумаги. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к работе с бумагой | ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка |
«Весёлая ракета» | Закреплять умение скатывать комочки из бумаги. Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату | ½ альбомного листа с нарисованной ракетой, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, карандаши |
Март | ||
«Цветок в подарок маме» (коллективная работа) | Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет). в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать | ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, полоски красного цвета, салфетки желтого и красного цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
«Солнышко снарядись, красное покажись». | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажные полоски, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист бумаги, 2 желтых круга, желтые бумажные полоски, клей, кисти, салфетки. |
«Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки» (коллективная работа 2 занятия) | Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах | ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки. |
Апрель | ||
«Облака белокрылые лошадки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща | ¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки. |
«Белые кораблики» (коллективная работа) | Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой | Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. |
«Весёлый клоун» | Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. | ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки |
«Мороженое в вафельном стаканчике» | Упражнять в технике бумагопластики изготавливать шарики разной величины и цвета и приклеивать их на готовую форму. Воспитывать желание трудиться и довести свою работу до конца и поделиться своей радостью с друзьями. | 1\2 листа картона, листы бумаги разного цвета, клей ПВА, салфетка. |
Май | ||
«Праздничный салют» | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. | Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА |
«Божья коровка, лети на цветок» | Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым | Игрушка божья коровка, ½ альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки |
«Гусеница» | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым | ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. |
«Одуванчики в траве» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки. |
План работы с родителями, педагогами
Работа с родителями:
Оформление документации с родителями;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
Работа с педагогами:
Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование педагогов;
Мастер-класс для педагогов;
Выставка детских работ.
Диагностика уровней освоения программы:
Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки продуктов детской деятельности в начале (октябрь) и конце учебного года (май).
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность. | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность. | Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятия | Дата окончания занятия | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятия | Сроки проведения педагогической диагностики |
1 | 2020 - 2021 | 01.10.2020 | 29.05.2020 | 32 | 64 | 21 час | 15-20 мин | 25-29 мая |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение.
Для занятий в кружке «Волшебные узоры» отведено специально организованное помещение в методическом блоке дошкольного учреждения. Занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете, имеющем достаточное равномерное естественное освещение и необходимое стационарное оборудование. У каждого воспитанника – свое индивидуальное место. Столы в кабинете расставлены таким образом, чтобы обучающиеся не мешали друг другу во время работы, а педагог мог свободно подойти к любому рабочему месту.
На первом этаже имеется организованное пространство для выставки детских работ. Также в кабинете находятся значки с правилами пользования изо/материалами, ножницами. Имеются альбомы с произведениями изобразительного искусства, иллюстрации знаменитых художников к знакомым сказкам.
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеящаяся, бархатная, глянцевая);
Картон (цветной, белый);
Салфетки бумажные;
Карандаши цветные;
Клей, кисти;
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
Ноутбук;
Магнитофон;
Фотоаппарат;
Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.
Правила техники безопасности
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения руководителя кружка.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину
Используемая литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой;
- Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, часть 2;
4. И. В. Новикова «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»;
5. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию. Лепке, аппликации в игре»;
6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа». 2014г.
7. Журнал «Обруч» 2016г. «Изобразительное творчество в детском саду»;
http://www.maaam.ru/detskijsad/
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/19
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дошкольного образовательного учреждения без предъявления к стажу работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»
Направленность - художественнаяВозрастная категория - для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»
Возможно, самое лучшее, самое радостное,что есть в жизни - это красивая речьи свободное движение под музыку.И ребенка можно ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"
Программа дополнительного образования детей «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» (для детей 3-7 лет )
Дополнительная общеобразовательная программа«Волшебный песок»(для детей 3-7 лет )...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные ниочки"
Ниткография- оригинальный и необычный вид руко...