Яновская И.П. воспитатель ГБДОУ № 36 Санк-Петербурга Статья. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
статья по рисованию

Яновская Ирина Павловна

Желание творить – внутренняя потребность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tv._sposobnostey.odt30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Основная цель – формирование у детей дошкольного возраста художественного мышления, эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1.      Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

2.      Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, в том числе и нетрадиционными.

3.      Развитие творческих способностей детей, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

4.      Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5.      Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6.      Развивать чувство композиции, цветовосприятие, воображение.

Возможности использования нетрадиционных техник неограниченны.

К нетрадиционно-графическим техникам относятся:

❖▪ Тычок жесткой полусухой кистью

❖▪ Рисование пальчиками

❖▪ Рисование ладошкой

❖▪ Оттиск пробкой

❖▪ Оттиск печатками из картофеля

❖▪ Обрывание бумаги

❖▪ Оттиск поролоном

❖▪ Оттиск пенопластом

❖▪ Оттиск печатками из ластика

❖▪ Оттиск смятой бумагой

❖▪ Восковые мелки и акварель

❖▪ Свеча и акварель

❖▪ Печать по трафарету

❖▪ Кляксография

❖▪ Набрызг

❖▪ Отпечатки листьев

❖▪ Тычкование

❖▪ Цветной граттаж

❖▪ Монотипия пейзажная

❖▪ Ниткография

 

Особенности проведения занятий:

∙€€€€€€€€ Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток)

∙€€€€€€€€ Выполнение работ идет от простого к сложному (рисование пальчиками – монотипия)

∙€€€€€€€€ Налаживать устойчивый эмоциональный контакт с детьми, создавая творческую мастерскую

∙€€€€€€€€ На каждом занятии стараться сочетать слово, изображение и музыку, способствуя более яркому восприятию

Взаимодействие различных видов изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник дает возможность реализовать задачи творческого развития ребенка. В условиях интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознание и формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка со сверстниками и взрослыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Статья "Фольклор, как средство в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста."

В этой статье рассказывается о важной роли народного искусства в системе работы с детьми дошкольного возвраста....

Статья о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Традиционные и не традиционные методы развития творческих способностях у дитей дошкольного возраста....

Статья «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Статья об особенностях развития творческих способностей у детей дошкольного возарста....

Педагогическая статья «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»

Театральное искусство соединяет в себе проявление различных видов творчества – литературного, изобразительного, музыкального, актёрского.Значит, театр может влиять на детей глубже других зрелищн...

Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...

Статья: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте д...