Педагогическая статья «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
статья
Театральное искусство соединяет в себе проявление различных видов творчества – литературного, изобразительного, музыкального, актёрского.
Значит, театр может влиять на детей глубже других зрелищных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая статья | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова", Дошкольная группа - 6
Из опыта работы:
музыкального руководителя Якубовской Елены Александровны
Педагогическая статья
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
Основная цель развлечения – обогатить ребёнка новыми впечатлениями, переживаниями, позабавить его. Художественные развлечения для малышей очень многогранны. В одном случае дети являются зрителями, в другом – активными участниками и организаторами. Ведь формы развлечений очень разнообразны. Кино, телевидение, интернет, кукольные представления, инсценировки, самодеятельность.
Сильное эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают театр, кино, цирковые представления. Посетить с родителями театр или кино для детей большой праздник. Только необходим, чтобы спектакль или фильм был доступен по возрасту ребёнку, для этого важно подготовить к этому ребёнка. Если Вы перескажете ребёнку содержание представления, ему будет приятно увидеть знакомых, любимых героев. Он правильно поймёт и не испугается каких – либо неожиданностей. Театральное искусство соединяет в себе проявление различных видов творчества – литературного, изобразительного, музыкального, актёрского. Значит, театр может влиять на детей глубже других зрелищных представлений. Кукольный театр – самый популярный среди детей дошкольного возраста. Небольшие размеры сцены и театральных кукол, несложные декорации для восприятия детей, чем большая сцена драматических театров, где играют актёры. Получив новые впечатления после театрального представления, дети делятся со своими родителями, друзьями, лепят и рисуют персонажей спектакля и играют в «театр», разыгрывают сценки. При просмотре спектакля ребёнок не принимает активного участия в действии, он является лишь зрителем. Дома же можно устраивать представления, в которых ребёнок участвует как исполнитель.
Малыши любят различные представления. Для того чтобы представление было увлекательным, нужно войти в роль, сумев перевоплотиться, сохраняя сознание, что это только игра. Уже младшие дошкольники стремятся создать конкретный образ интонаций, мимикой, жестом, передавать характерные движения персонажей (медведь идёт неуклюже, зайчик прыгает легко). Но только позже, примерно к пяти годам, дети могут передавать различное состояние действующего лица (девочка весёлая, грустная). Выбрав сценку для показа, основное внимание нужно направить на отработку характерных для каждого действующего лица движений, интонаций, мимики, жестов.
Многих родителей, вероятно, затрудняет подготовка костюмов к спектаклю. Не обязательно делать или покупать полный костюм для такого представления – бывает вполне достаточно и некоторых деталей костюма, чтобы создать определённый образ. Детали костюма продаются в магазинах.
Несложные декорации можно выполнить самим, например, дерево, вырезанное из картона, или можно использовать обстановку комнаты, природное окружение, если спектакль предполагается устроить на воздухе.
Оживит спектакль музыкальное оформление. Хорошо, если в семье есть музыканты, они могут взять на себя эту задачу. Хорошо также, если в музыкальном оформлении непосредственное участие принимают дети. Интересно оформить спектакль звучанием детских музыкальных инструментов – металлофона, барабана, бубна и др. Иногда бывает проще подобрать музыкальное сопровождение для проведения спектакля.
Участие детей в спектаклях способствует развитию их воображению, памяти. Ребята стараются лучше запомнить сказку или пьесу, речь ребёнка становится выразительнее, образнее, развиваются его творческие способности актёра, музыкального художника. Чтобы помочь ребёнку овладеть выразительностью речи полезно послушать сказку в записи. Нетрудно устроить дома и кукольный спектакль. Если нет готовой ширмы, достаточно повесить занавес в проёме дверей до пола в рост исполнителей, а летом между деревьями. Для кукольного театра дома наиболее подходящими являются куклы петрушки. Они просты в обращении, и дети смогут самостоятельно ими управлять. Не обязательно покупать большое количество кукол, достаточно два – три персонажа (собачка, или кошечка, петрушка), а если понадобится ещё какой – ни будь персонаж, то его можно изготовить самим. Выбрав произведение, его читают вслух и распределяют роли. Теперь каждый учит свою роль и осваивает технику вождения кукол. Важно, чтобы персонаж жил на сцене, двигался соответственно своему характеру. И в этом случае взрослый выступает в роли режиссёра. Спектакль дома готовится детьми при участии старших. Будучи зрителями, они наводящими вопросами помогают артистам вспомнить текст, развить дальше действие. Декорации вырезаются из картона и прикрепляются к ширме. Оформление должно быть простым. Детям доставляет радость и кукольное представление без ширмы.
Больному малышу скучно лежать в кроватке. Но кто это там выглядывает из – за двери? «Здравствуй, говорит гость. Я узнал, что ты болен, и пришёл тебя навестить!». Лицо ребёнка озаряется улыбкой. Вместе с мамой в комнату входит петрушка. Он рассказывает забавные истории, которые с ним приключились по дороге. Принёс петрушка и подарок – заводную машинку. Прощаясь, гость обещает прийти ещё. И хотя ребёнок понимает, что это лишь игра, он очень доволен.
Помимо кукольного, существует и другие виды театра для детей: настольный, пальчиковый теневой.
Играя в настольный плоскостной театр, дети передвигают фигурки, выпиленные из фанеры, по столу, подражая голосом животных, рассказывая сказку, инсценируя песню. Наборы фанерных выпиленных и раскрашенных фигурок продаются в магазинах игрушек. Эти наборы подобраны в соответствии с текстом сказок: «Репка», «Курочка – ряба» и др. Кроме действующих лиц, в наборах есть несложные декорации.
Персонажами в настольном театре могут стать и обычные игрушки. Ребята могут принимать участие в концерте игрушек, состоящем из отдельных номеров – пение песен, чтение стихов, пляски кукол. Ребёнок чувствует себя увереннее, исполняя стихотворение за куклу, и, если она «забыла» какую – ни будь строку, он не так растеряется, как это бывает, когда он выступает сам. Существуют игрушки, основная цель которых – развлекать ребёнка: кувыркающаяся обезьянка, шагающий пингвин и др. Для таких игрушек написан сценарий Л. Михайловой «Заводные игрушки». Интересным развлечением для малышей может быть обыгрывание подарков – игрушек. В театре игрушки интересны инсценировки стихов А. Барто «Игрушки».
Вечер. В окнах зажглись огни, в этом окошке свет, кажется ярче, оттуда доносится детский смех и взгляды. Давайте заглянем: за столом сидят два мальчика и отец. Настольная лампа передвинута за небольшой экран. В руках у детей силуэты. Пришли посмотреть теневой театр мама с бабушкой. Задвигались тени по экрану, загорелся красный глаз волка, наклонилась и заговорила с ним Красная Шапочка.
Видов теневого театра, которые можно использовать дома, несколько:
- Театр ручных теней. В зависимости от того, как вы сложите пальцы, на экране получится силуэт;
- Пальчиковый теневой театр. Вырезаются головки действующих лиц и к ним прикрепляются трубочки, в которые вставляются пальцы;
- Театр живых теней – исполнителями являются люди, атрибуты помогают созданию различных образов;
- Показ силуэтов, вырезанных из картона, чёрного с одной стороны.
Этой стороной силуэт прижимают плотно к экрану. За экраном помещается источник света. Иногда к отдельным частям фигурок прикрепляются ниточки, и, дёргая за них, мы можем заставлять тени двигаться. Используются и цветные бумажки, и тогда загорается разными огнями светофор, сверкают глаза животных. При подготовке силуэтов дети не только помогают, но могут и самостоятельно вырезать их, соединять отдельные части. В театре теней несложно показать: А. Барто «Кто как кричит?», «В лесу родилась ёлочка» и др.
Ребята любят слушать радио и телепередачи для детей: «Спокойной ночи, малыши» и др. Также дети с удовольствием смотрят художественные и мультипликационные фильмы. Зная заранее, какой фильм будет показан по телевидению, его содержание стоит вести ребёнка в курс тех событий, которые перед ним развернутся. Во многих книгах есть предисловие или введение – так и эту беседу с ребёнком можно назвать введением к фильму. Ещё лучше прочитать ребёнку книгу, а перед просмотром вспомнить, что произошло в той или иной главе. Многие литературные произведения – сказки, стихи, рассказы классиков и современных писателей экранизированы. Например, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Одной из разновидностей художественных развлечений можно считать чтение и рассматривание книжек – игрушек, например «Курочка – ряба», «Принцесса на горошине», «Где обедал воробей» и др. Чтение такой книги доставляет детям большое удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Проект на развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционной техники рисования....
Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и...
Статья «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Статья об особенностях развития творческих способностей у детей дошкольного возарста....
Яновская И.П. воспитатель ГБДОУ № 36 Санк-Петербурга Статья. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Желание творить – внутренняя потребность ребенка....
«Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
Краткое пояснение:Физическое воспитание улучшает осанку детей, исправляются физические недостатки: сутулость, косолапость.Нравственное воспитание-знакомство с временами года, народными плясками.Эстети...
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Название: «Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
Цель:Способствовать эстетическому направлению в развитии детей дошкольного возраста, умственному развитию личности, умению раскрыть музыкальные способности каждого ребёнка, а также освоение музыкально...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...