Методическая разработка занятия по рисованию "Слонёнок с шариками"
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)
Целевая группа - дети 3 – 4 лет.
Задачи:
- социально-коммуникативное развитие (развитие саморегуляции собственных действий, умения проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание);
- художественно-эстетическое развитие (стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности).
Основной метод проведения занятия – игровой. Это связано с тем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Все компетенции наиболее эффективно формируются в ходе игровой деятельности. Центральным моментом занятия является работа со сказкой. Если ребенку читают и обсуждают с ним сказки, то у маленького человека формируется своеобразный банк жизненных ситуаций - набор знаний способов взаимоотношений и поведения, возможностях самореализации, устройстве мира. Обсуждение сказки стимулирует сопереживание детей персонажам произведений. Работа с пальчиковыми красками способствует реализации самостоятельной творческой деятельности детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Берёзка»
Волоконовского района Белгородской области
Номинация
«Лучшие практики педагогов дошкольных образовательных организаций»
Методическая разработка занятия
«Слонёнок с шариками»
Разработала:
воспитатель Волоконовского детского сада
комбинированного вида №1 «Берёзка»
п. Волоконовка
Карпушина Олеся Александровна
Волоконовка 2020
Карпушина О.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
«СЛОНЕНОК С ШАРИКАМИ»
Целевая группа - дети 3 – 4 лет.
Задачи:
- социально-коммуникативное развитие (развитие саморегуляции собственных действий, умения проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание);
- художественно-эстетическое развитие (стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности).
Выбор возраста 3 – 4 лет не случаен и связан с тем, что у трехлетних детей происходит возрастной кризис. Л.С. Выготский назвал этот возраст возрастом строптивости и упрямства [1]. Дети часто капризничают, проявляют упрямство, настаивают на удовлетворении взрослыми их желаний. Я часто сталкиваюсь с этими проявлениями возраста в ходе общения с детьми; родители 3 - 4 летних детей рассказывают о свойственной детям этого возраста «игре в желания», когда ребенок требует чего-то только потому, что это он так сказал. Многие дети из группы, в которой я работаю, импульсивны. Им трудно контролировать не только свои эмоциональные проявления, но и свои движения.
Очень важно помочь детям научиться осуществлять саморегуляцию собственных действий, проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание. О важности воспитания у детей этих качеств говорится в ФГОС ДО (2.6.) [5]. Также Стандарт нацеливает педагогов на обеспечение социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников.
Методологической основой подбора содержания занятия явились работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Г.Г. Кравцова, Д.Б. Эльконина.
Основной метод проведения занятия – игровой. Это связано с тем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра [6]. Все компетенции наиболее эффективно формируются в ходе игровой деятельности. Центральным моментом занятия является работа со сказкой. Если ребенку читают и обсуждают с ним сказки, то у маленького человека формируется своеобразный банк жизненных ситуаций - набор знаний способов взаимоотношений и поведения, возможностях самореализации, устройстве мира. Обсуждение сказки стимулирует сопереживание детей персонажам произведений [2]. Работа с пальчиковыми красками способствует реализации самостоятельной творческой деятельности детей [3].
Организационный момент (его следует провести так, как это обычно делает воспитатель, а потом объявить название занятия)
Традиционно чтение сказки сопровождается демонстрацией наглядного материала. Применительно к данному занятию это не рекомендуется, чтобы избежать копирования образца при выполнении детьми творческой деятельности.
Работа со сказкой «Слоненок с шариками»
Задача: развитие умения проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Оборудование: текст сказки «Слоненок с шариками» у воспитателя [4].
Жил-был маленький слонёнок, который очень любил гулять с мамой и папой. Однажды во время прогулки он увидел у лисенка большой воздушный шарик. Он очень понравился Слоненку. И он попросил:
— Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста!
Мама и папа купили Слоненку красивый синий шар. Слонёнок был очень рад.
На следующий день во время прогулки Слонёнок увидел у зайчонка красный шар, который тоже ему очень понравился. Поэтому он попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа и в этот раз купили Слоненку новый шарик. Он очень понравился Слоненку, но через несколько дней ему захотелось иметь и зеленый шар, и белый, и желтый. И родители всегда покупали ему еще один шарик… Но слонёнку все равно было мало, и он каждый день просил купить ему новый шарик.
И вот в один из дней шаров оказалось так много, что они стали поднимать слонёнка высоко-высоко в небо. Слоненок испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь.
Его услышали воробьи. Они прилетели и острыми клювами полопали шары. Так постепенно слонёнок опустился на землю. Он сел на травку и задумался. Как вы думаете, о чём?
После ответов детей воспитатель должен подвести итог и сказать: «Да, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять. О том, что нельзя капризничать. Нельзя просить очень много».
Раскрашивание пальчиковыми красками.
Задача: развитие саморегуляции собственных действий, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Оборудование: листы бумаги А5 с контуром слоненка, пальчиковые краски, салфетки.
Воспитатель говорит детям, что для того, чтобы запомнить, что нельзя просить у родителей очень много игрушек, нельзя плакать, настаивать на своем, мы сейчас раскрасим слоненка.
Надо раздать детям листы бумаги с контуром слоненка. Контур должен быть жирным. Мелкая моторика у трехлетних детей развита слабо. Жирный контур позволит скрыть погрешности в раскрашивании, избежать негативных эмоций. Работа с пальчиковыми красками способствует снижению эмоционального напряжения. Набирая краску, проводя ею по листу бумаги, ребенок проявляет мышечное усилие, регулирует нажим и длину линий. Это очень важно, поскольку развитие регуляции собственных действий начинается с регуляции мышечной.
Я часто использую пальчиковые краски в работе с детьми, они умеют пользоваться этими красками. Но основные правила напоминаю всегда. Например, «Если вы хотите взять новый цвет, надо вытереть пальчики тряпочкой». Также, надо напомнить детям вытереть руки, когда они завершат работу.
Очень важно подвести итог раскрашиванию, обратить внимание детей на то, что они посмотрят на слоненка и вспомнят, что нельзя плакать и капризничать.
Обычно воспитатели обсуждают с родителями основные моменты занятий. Можно посоветовать родителям «поселить» слоненка на видном месте, ведь его смысл – в напоминании правил поведения.
Также целесообразно обсудить с педагогом-психологом ДОУ работы детей (выбор детьми цветовой гаммы, характер линий и т.д.) для того, чтобы дать родителям рекомендации по выбору эффективных стратегий воспитания.
Игра «Мешок с капризками»
Оборудование: тканевый мешок размером примерно50х50 см., набитый синтепоном (или подушка).
Задача: снижение упрямства, ослабление негативных эмоций.
Дети встают полукругом, воспитатель показывает мешок и говорит: «Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать так, как это делал Слоненок в сказке. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно постучать кулачками по мешку».
В конце игры воспитатель выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».
Подводя итоги занятия, воспитатель напоминает детям, что сегодня они расстались со своими капризами и знают, что плакать и настаивать на своем нельзя. Следует отметить, что когда ребенок капризничает, упрямится, ему можно напомнить: «Перестань плакать. Ты ведь уже расстался со своими капризами».
Список литературы
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. - М.: АСТ, 2005. - 670, [1] с.: табл.; 22 см.; ISBN 5-17-027239-1.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Речь, 2016. - 314, [4] с. : ил.; 23 см.; ISBN 978-5-9268-1348-4: 3000 экз.
- Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) ГОС ВПО 030300 "Психология", 030301 "Психология" и направлению подготовки 030300 "Психология" ФГОС ВПО / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. - 261 с.; 21 см. - (Высшее профессиональное образование).; ISBN 978-5-4315-0185-2 (в пер.)
- Никитина, Н. Слоненок с шариками [Электронный ресурс]. – https://skazkibasni.com/slonyonok-i-shariki
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин; ред.- сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#$p1]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет
Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...
методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"
Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...
Методическая разработка на тему: «День воздушного шарика в первой младшей группе».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой на игровую деятельность.ЗАДАЧИ: привлечь внимание детей к шарикам; вызвать желание поиграть с воздушными шарами; обеспечить понимание словесных ...
Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».
Пояснительная записка 12 апреля - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе узнают про первого космонав...
Методическая разработка занятия по познавательному развитию с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в подготовительной группе Тема занятия: «Россия – Родина моя»
Обобщение знаний детей о Родине; знакомство с логико-математическими играми В.В. Воскобовича...
Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).
Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....