Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка
12 апреля - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе узнают про первого космонавта и первый полет в космос, а про планеты, их сходство и различия, про солнечную систему в целом им не рассказывают. Данная работа нацелена на то, чтобы просветить детей в этом вопросе. Наша работа предназначена для проведения в группе детей в игровой форме. Для того чтобы больше привлечь их внимание и интерес, нами используются наглядные пособия (презентация, макет солнечной системы), а кроме этого, подвижные игры и стихи на тему занятия.
Стоит также обратить внимание, что перед проведением данного занятия, следует провести предварительную работу на тему «12 апреля – международный день полета человека в космос».
Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции: формирует настойчивость терпение, творческий потенциал личности.
Основной целью для данного занятия мы считаем расширение кругозора детей и мотивирования их на самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводя такое занятие, мы рассчитываем, что дети заинтересуются темой космоса, начнут задавать больше вопросов о нем и совершат попытки самостоятельного поиска ответов на эти вопросы.
Даже если всю полученную информацию дети не усвоят, каждый найдет для себя что-нибудь интересное, получит заряд положительных эмоций. Кроме этого, такие мероприятия хорошо способствуют сплочению детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie_kosmicheskoe_puteshestvie_-_ryazantseva_o.r.docx | 156.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 пгт. Тымовское»
Муниципальный конкурс методических пособий
«Палитра методических идей»
Методическая разработка занятия в условиях детского сада.
Тематическое занятие по познавательному развитию
ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».
Методическая разработка конспекта НОД с использованием
макета «Солнечная система».
Возрастная группа: подготовительная группа
Составила:
Рязанцева Ольга Рахимзяновна
Должность: Тьютор
УОМО «Тымовский городской округ»
2021 год
Пояснительная записка
12 апреля - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе узнают про первого космонавта и первый полет в космос, а про планеты, их сходство и различия, про солнечную систему в целом им не рассказывают. Данная работа нацелена на то, чтобы просветить детей в этом вопросе. Наша работа предназначена для проведения в группе детей в игровой форме. Для того чтобы больше привлечь их внимание и интерес, нами используются наглядные пособия (презентация, макет солнечной системы), а кроме этого, подвижные игры и стихи на тему занятия.
Стоит также обратить внимание, что перед проведением данного занятия, следует провести предварительную работу на тему «12 апреля – международный день полета человека в космос».
Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции: формирует настойчивость терпение, творческий потенциал личности.
Основной целью для данного занятия мы считаем расширение кругозора детей и мотивирования их на самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводя такое занятие, мы рассчитываем, что дети заинтересуются темой космоса, начнут задавать больше вопросов о нем и совершат попытки самостоятельного поиска ответов на эти вопросы.
Даже если всю полученную информацию дети не усвоят, каждый найдет для себя что-нибудь интересное, получит заряд положительных эмоций. Кроме этого, такие мероприятия хорошо способствуют сплочению детского коллектива.
«Космическое путешествие»
Цель НОД: Расширять представление о космосе и солнечной системе. Развивать познавательные и интеллектуальные способности. Расширять кругозор, развивать память, внимание и воображение. Закреплять полученные ранее знания.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос»
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, систематизировать и расширять представление детей о космосе, о планетах солнечной системы, их различий.
- Расширять и активизировать словарь такими понятиями как «Солнечная система», «Созвездие». «Звезды», название планет.
- Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений) фантазию и творчество.
Воспитательные
- Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь ее.
Развивать у детей научный интерес.
Тип образовательной программы: общеобразовательная программа в подготовительной группе «От рождения до школы».
Время занятия: 25-30 мин.
Словарь новых слов: «Солнечная система», «Меркурий», «Венера», «Марс», «Юпитер», «Уран», «Сатурн», «Нептун, «Плутон», «Созвездие», «Кометы, Метеориты, Астероиды», «Спутники», «Орбитальная станция».
Предварительная работа: Беседа на тему «Семья планет», рассматривание портрета Ю. Гагарина, задание для детей: Учим артикуляционную гимнастику, выучить волшебные слова полета. Рассматривание книг о космосе.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.
Материал оборудование: Макет «Солнечной системы», презентация.
Ход занятия:
Вводная часть (мотивационный этап)
В. – Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается? (День космонавтики). Правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. А вы знаете, кто первым полетел в космос?
(Ответы детей)
В - Да ребята, первыми кто полетел в космос и вернулся оттуда живым и здоровым, были Советские собаки Белка и Стрелка. А первым человеком, покорившим космос, был Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он долго готовился к этому полету, тренировался, вел здоровый образ жизни. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
И я предлагаю нам вместе сегодня отправиться в космическое путешествие по следам космонавтов, которое поможет нам узнать и увидеть, что же там скрывается за облаками нашей любимой планеты.
А теперь чтобы отправиться в полет нам нужно крепко взяться за руки идти по кругу и произносить слова:
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет! (после этих слов бегут к ракетодрому, из обручей оформлена ракета, занимают место в любом обруче). И зажмурившись громко произносят, ПОЕХАЛИ!
Основная часть (содержательный деятельностный этап)
(Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает. Презентация с имитацией путешествия в космос на экране)
В. – Вот мы и в космосе. Никого не укачало? Все у нас готовы стать космонавтами? А теперь давайте осмотримся. Как много здесь разных планет! А давайте найдем среди них нашу Землю? (Дети находят планету на экране) Правильно, молодцы! Какая она по счету от Солнца? (Дети вместе считают). Да, верно. Одна из них, третья по счету, и есть наша Земля. Наша планета Земля, на которой мы живем, входит в состав Солнечной системы, во главе которой ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг нее на разном расстоянии вращаются восемь главных планет.
Я расскажу вам про все восемь планет Солнечной системы самые интересные факты, а еще расскажу, почему раньше планет было девять, и как так вышло, что одна из них перестала считаться планетой.
В. - Ребята посмотрите, что стоит у нас на столе?
Правильно это макет солнечной системы и мы сейчас с вами его внимательно рассмотрим. Давайте встанем вокруг стола так, чтоб всем было видно и удобно. Этот макет поможет нам ответить на вопросы о космосе.
Это солнце - вокруг которого вращаются восемь планет,
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, маленькая планета, лишь немного больше спутника нашей планеты – Луны. Внутри него холодно, а еще, Меркурий движется быстрее всех остальных планет, но вокруг своей оси – очень медленно.
Два — Венера, имеет толстый слой облаков, который мешает ее рассмотреть. А еще, Венера очень горячая, так что по ее поверхности растекается лава. Она вращается вокруг своей оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются остальные планеты. Ее часто принимают за НЛО, потому что она очень ярко светит.
Три — Земля, наша планета – единственная, на которой есть жизнь. Большое количество суши и воды, атмосфера, полная кислорода – все это позволяет людям жить на Земле. А еще планету Земля называют «голубой планетой» Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает нашу планету от перегрева, охлаждения и ударов метеоритов. Земля планета жизни
Четыре — Марс планета, покрытая множеством вулканов. Год на нем длится в два раза дольше, чем у нас на Земле. Эта планета отличается от остальных тем, что в ночном небе светится ярко-красным светом.
Пять — Юпитер, самая большая планета Солнечной системы, на ней совсем нет суши и очень холодно. У этой планеты огромное магнитное поле.
Шесть — Сатурн, не имеет твердой поверхности, газовая планета. Она очень холодная. Самая яркая черта этой планеты – его большие кольца, состоящие из камней и льда. У него самое большое количество спутников – целых 15.
Семь — Уран, планета, которая отличается от остальных тем, что его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты. То есть, если вращение остальных планет похоже на игрушку-волчок, то Уран вращается, как бы, лежа на боку.
За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. Эта планета, очень похожая на нашу Землю, но от нас до нее очень долго добираться целых 12 лет. Еще на планете есть интересная деталь – если на ней появится ветер, то он уже не сможет остановиться никогда. Поэтому Нептун – это планета ветров.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. Плутон больше не планета, потому что ученые подсчитали и выяснили, что он слишком легкий, чтоб считаться планетой. Таких небесных тел очень много, поэтому для них придумали новое название – карликовые планеты (значит маленькие).
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
- Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? (Ответы детей). Верно, все планеты имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.
- Сколько планет в Солнечной системе? (Восемь) *Если 9, то объяснения*
- Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
- Какая планета дальше всех от Солнца? (Нептун)
- Какая самая маленькая? (Меркурий)
Какая самая большая? (Юпитер)
- Какая из планет светится красным? (Марс)
- Какую планету окружают кольца? (Сатурн)
- Какая планета вращается, лежа на боку? (Уран)
- На какой планете не прекращаются ветра? (Нептун)
- Какие планеты – ближайшие соседи Земли? (Венера, Марс)
- На какой планете есть жизнь? (Земля)
- У какой планеты самое большое количество спутников? (Сатурн)
- Какие вы запомнили планеты давайте повторим?
- Как звали первых вернувшихся путешественников в космос? (Белка, Стрелка)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восток»).
Подвижная игра «Соберем космический мусор»
Ребята как вы думаете, есть ли в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия).
В. – Правильно, ребята. В космосе есть много разных объектов .
Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему Солнцу, который излучает тепло и свет.
А что же такое созвездие? Кто знает?
Созвездие – это скопление звезд, создающих фигуры, многие из которых похожи на животных и предметы.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства. (На экране мелькают снимки космоса). (Звучит сигнал сирены).
(Играет звук космического путешествия)
В. – Ребята, сигнал бортового компьютера подсказывает, что у нас заканчивается время пребывания в космосе, пора возвращаться на Землю. Для этого нам надо крепко зажмуриться, досчитать до трех и произнести команду кораблю: «Домой!». (Дети вместе с воспитателем считают 3.2.1 и говорят «Домой»).
В. – Вот мы с вами и вернулись домой. Вы все большие молодцы. Вы были внимательными космическими путешественниками. И у нас осталось много приятных воспоминаний и впечатлений.
Ребята что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем космическом путешествии? (ответы детей).
Да ребята мне тоже очень понравилось наше путешествие, а на память я каждому из вас дарю по ракете. Вы можете раскрасить их по своему желанию (Воспитатель дарит детям раскраски с изображением ракеты). Спасибо вам, что разделили со мной это приключение. До свидания!
Библиографический список
1. Вселенная. Калейдоскоп знаний – М.: «Лабиринт Пресс», 2009. - 68 с.
2. Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука – М.: «Детская литература» 1990. - 176 с.
3. Леонов А. Выхожу в космос – М.: «Малыш», 1980. - 74 с.
4. Синицын В. Первый космонавт – М.: «Малыш», 1979. - 79 с.
5. «Энциклопедический словарь юного астронома» Сост. Н.П. Ерпылев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика,1996.-336с.,ил.
6.. История космических полетов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.formulaprazdnika.ru/history/world/den-aviacii-i-kosmonavtiki.html
7. Биография Ю.А. Гагарина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/1053-yurij-gagarin.html
8. Гагарин Ю. Вижу Землю… [Электронный ресурс] : документальный рассказ / Ю. Гагарин. – Режим доступа : http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/gagarin/viju-zeml76/v-z76.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми в период адаптации к детскому саду. Тематическое занятие «Снежная зима»
Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование дове...
Методическая разработка по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»
Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»Занятие по математике в ДОУ. Вторая младшая группаЗадачи:1. Закреплять представление о размере ...
Тематическая неделя по познавательному развитию детей " Большое космическое путешествие"
Дать обобщающие понятие по теме " космос". Развивать логическое мышление, внимание, память, интерес к данной теме.Закрепить знание детей об окружающем мире( знакомство с живой и неживой прир...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми в младшей группе по познавательному развитию на тему "Осенние гостинцы"
Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга Ме...
Методическая разработка «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки» Юные метеорологи на тропе "Терренкур"
Методическая разработка " Юные метеорологи на тропе "Терренкур" для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка. Коммуникативная акция в детском саду Тема: Коммуникативная акция «Белая береза»
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания детей в детском саду. В нашей стране особое внимание уделяется формированию национального сознания и гражданственно...
Методическая разработка. Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....