Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рязанцева Ольга Рахимзяновна

Пояснительная записка

 

           12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонавта  и первый полет в космос, а про планеты, их сходство и различия, про солнечную систему в целом им не рассказывают. Данная работа нацелена на то, чтобы  просветить детей в этом вопросе. Наша работа предназначена для проведения в группе детей в игровой форме. Для того чтобы больше привлечь их внимание и интерес, нами используются наглядные пособия (презентация, макет солнечной системы), а кроме этого, подвижные игры и стихи на тему занятия.

Стоит также обратить внимание, что перед проведением данного занятия, следует провести предварительную работу на тему «12 апреля – международный день полета человека в космос».

Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции: формирует настойчивость терпение, творческий потенциал личности.

Основной целью для данного занятия мы считаем расширение кругозора детей и мотивирования их на самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводя такое занятие, мы рассчитываем, что дети заинтересуются темой космоса, начнут задавать больше вопросов о нем и совершат попытки самостоятельного поиска ответов на эти вопросы.

Даже если всю полученную информацию дети не усвоят, каждый найдет для себя что-нибудь интересное, получит заряд положительных эмоций. Кроме этого, такие мероприятия хорошо способствуют сплочению детского коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 пгт. Тымовское»

Муниципальный конкурс методических пособий

«Палитра методических идей»

Методическая разработка занятия в условиях детского сада.

Тематическое занятие по познавательному развитию

ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Методическая разработка конспекта НОД с использованием

макета  «Солнечная система».

Возрастная группа: подготовительная группа

Составила:

Рязанцева Ольга Рахимзяновна

                                                                                            Должность: Тьютор

C:\Users\Ольга\Desktop\мои работы творческие\IMG-20211022-WA0031.jpg

УОМО «Тымовский городской округ»

2021 год

Пояснительная записка

           12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонавта  и первый полет в космос, а про планеты, их сходство и различия, про солнечную систему в целом им не рассказывают. Данная работа нацелена на то, чтобы  просветить детей в этом вопросе. Наша работа предназначена для проведения в группе детей в игровой форме. Для того чтобы больше привлечь их внимание и интерес, нами используются наглядные пособия (презентация, макет солнечной системы), а кроме этого, подвижные игры и стихи на тему занятия.

Стоит также обратить внимание, что перед проведением данного занятия, следует провести предварительную работу на тему «12 апреля – международный день полета человека в космос».

Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции: формирует настойчивость терпение, творческий потенциал личности.

Основной целью для данного занятия мы считаем расширение кругозора детей и мотивирования их на самостоятельную исследовательскую деятельность. Проводя такое занятие, мы рассчитываем, что дети заинтересуются темой космоса, начнут задавать больше вопросов о нем и совершат попытки самостоятельного поиска ответов на эти вопросы.

Даже если всю полученную информацию дети не усвоят, каждый найдет для себя что-нибудь интересное, получит заряд положительных эмоций. Кроме этого, такие мероприятия хорошо способствуют сплочению детского коллектива.

«Космическое путешествие»

Цель НОД: Расширять представление о космосе и солнечной системе. Развивать познавательные и интеллектуальные способности. Расширять кругозор, развивать память,  внимание и воображение. Закреплять полученные ранее знания.

Задачи:

Образовательная:

Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос»

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, систематизировать и расширять представление детей о космосе, о планетах солнечной системы, их различий.

-  Расширять и активизировать словарь такими понятиями как «Солнечная система», «Созвездие». «Звезды», название планет.

- Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость движений)  фантазию и творчество.

Воспитательные

- Воспитывать любознательность, интерес к космосу и к нашей планете Земля, проявлять любовь к ней, желание беречь ее.

Развивать у детей научный интерес.

Тип образовательной программы: общеобразовательная программа в подготовительной группе «От рождения до школы».

Время занятия: 25-30 мин.

Словарь новых слов: «Солнечная система», «Меркурий», «Венера», «Марс», «Юпитер», «Уран», «Сатурн», «Нептун, «Плутон», «Созвездие», «Кометы, Метеориты, Астероиды», «Спутники»,  «Орбитальная станция».

Предварительная работа: Беседа на тему «Семья планет», рассматривание портрета Ю. Гагарина, задание для детей: Учим артикуляционную гимнастику, выучить волшебные слова полета. Рассматривание книг о космосе.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Материал оборудование: Макет «Солнечной системы», презентация.

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационный этап)

В. – Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается? (День космонавтики). Правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. А вы знаете, кто первым полетел в космос?

(Ответы детей)

В - Да ребята,  первыми кто полетел в космос и вернулся оттуда живым и здоровым, были Советские собаки Белка и Стрелка. А первым человеком, покорившим космос, был Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он долго готовился к этому полету, тренировался,  вел здоровый образ жизни. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг  Земли.

И я предлагаю нам вместе сегодня отправиться в космическое путешествие по следам космонавтов, которое поможет нам узнать и увидеть, что же там скрывается за облаками нашей любимой планеты.

А теперь чтобы отправиться в полет  нам нужно крепко взяться за руки идти по кругу и произносить слова:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет! (после этих слов бегут  к ракетодрому, из обручей оформлена ракета, занимают место в любом обруче). И зажмурившись  громко произносят, ПОЕХАЛИ!

Основная часть (содержательный деятельностный этап)

 (Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает. Презентация с имитацией путешествия в космос на экране)

 В. – Вот мы и в космосе. Никого не укачало? Все у нас готовы стать космонавтами? А теперь давайте осмотримся. Как много здесь разных планет! А давайте найдем среди них нашу Землю? (Дети находят планету на экране) Правильно, молодцы! Какая она по счету от Солнца? (Дети вместе считают). Да, верно.  Одна из них, третья по счету, и есть наша Земля. Наша планета Земля, на которой мы живем, входит в состав Солнечной системы, во главе которой  ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг нее на разном  расстоянии вращаются восемь главных планет.

Я расскажу вам про все восемь планет Солнечной системы самые интересные факты, а еще расскажу, почему раньше планет было девять, и как так вышло, что одна из них перестала считаться планетой.

В. - Ребята посмотрите, что стоит у нас на столе?

Правильно это макет солнечной системы и мы сейчас с вами его внимательно рассмотрим. Давайте  встанем  вокруг стола так, чтоб всем было видно и удобно. Этот макет поможет нам ответить на вопросы о космосе.

Это солнце - вокруг которого вращаются восемь  планет,

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, маленькая планета, лишь немного больше спутника нашей планеты – Луны. Внутри него холодно, а еще, Меркурий движется быстрее всех остальных планет, но вокруг своей оси – очень медленно.

Два — Венера, имеет толстый слой облаков, который мешает ее рассмотреть. А еще, Венера очень горячая, так что по ее поверхности растекается лава. Она вращается вокруг своей оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются остальные планеты. Ее часто принимают за НЛО, потому что она очень ярко светит.

Три — Земля, наша планета – единственная, на которой есть жизнь. Большое количество суши и воды, атмосфера, полная кислорода – все это позволяет людям жить на Земле. А еще планету Земля называют «голубой планетой» Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает нашу планету от перегрева, охлаждения и ударов метеоритов. Земля планета жизни

Четыре Марс планета, покрытая множеством вулканов. Год на нем длится в два раза дольше, чем у нас на Земле. Эта планета отличается от остальных тем, что в ночном небе светится ярко-красным светом.  

Пять Юпитер, самая большая планета Солнечной системы, на ней совсем нет суши и очень холодно. У этой планеты огромное магнитное поле.

Шесть Сатурн, не имеет твердой поверхности, газовая планета. Она очень холодная. Самая яркая черта этой планеты – его большие кольца, состоящие из камней и льда. У него самое большое количество спутников – целых 15.

Семь — Уран, планета, которая отличается от остальных тем, что его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты. То есть, если вращение остальных планет похоже на игрушку-волчок, то Уран вращается, как бы, лежа на боку.

За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. Эта планета, очень похожая на нашу Землю, но от нас до нее очень долго добираться целых 12 лет. Еще на планете есть интересная деталь – если на ней появится ветер,  то он уже не сможет остановиться никогда. Поэтому Нептун – это  планета ветров.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

 Под названием Плутон. Плутон больше не планета, потому что ученые подсчитали и выяснили, что он слишком легкий, чтоб считаться планетой. Таких небесных тел очень много, поэтому для них придумали  новое название – карликовые планеты (значит маленькие). 

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

- Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? (Ответы детей). Верно, все планеты имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца. 

 - Сколько планет в Солнечной системе? (Восемь) *Если 9, то объяснения*

- Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)

- Какая планета дальше всех от Солнца? (Нептун)

- Какая самая маленькая? (Меркурий)

Какая самая большая? (Юпитер) 

- Какая из планет светится красным? (Марс)

- Какую планету окружают кольца? (Сатурн) 

- Какая планета вращается, лежа на боку? (Уран) 

- На какой планете не прекращаются ветра? (Нептун)

- Какие планеты – ближайшие соседи Земли? (Венера, Марс)

- На какой планете есть жизнь? (Земля) 

- У какой планеты самое большое количество спутников? (Сатурн)

- Какие вы запомнили планеты давайте повторим?

- Как звали первых вернувшихся путешественников в космос? (Белка, Стрелка)

- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)

- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восток»).

Подвижная игра «Соберем космический мусор»

Ребята как вы думаете, есть ли  в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия).

В. – Правильно, ребята. В космосе есть  много разных объектов .

 Звезды  кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, подобный нашему Солнцу, который излучает тепло и свет.

А что же такое созвездие? Кто знает?

Созвездие – это скопление звезд, создающих фигуры, многие из которых похожи на животных и предметы.

        Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома  - орбитальные станции.  Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства. (На экране мелькают снимки космоса). (Звучит сигнал сирены).

  (Играет звук космического путешествия)

  В. – Ребята, сигнал бортового компьютера подсказывает, что у нас заканчивается время пребывания в космосе, пора возвращаться на Землю. Для этого нам надо крепко зажмуриться, досчитать до трех и произнести команду кораблю: «Домой!». (Дети вместе с воспитателем считают 3.2.1 и говорят «Домой»).

  В. – Вот мы с вами и вернулись домой. Вы все большие молодцы. Вы были внимательными космическими путешественниками. И у нас осталось много приятных воспоминаний и впечатлений.

Ребята что вам больше всего понравилось  и запомнилось в нашем космическом путешествии? (ответы детей).

Да ребята мне тоже очень понравилось наше путешествие, а на память я каждому из вас дарю по ракете. Вы можете раскрасить их по своему желанию (Воспитатель дарит детям раскраски с изображением ракеты). Спасибо вам, что разделили со мной это приключение. До свидания!

       

Библиографический список

1. Вселенная. Калейдоскоп знаний – М.: «Лабиринт Пресс», 2009. - 68 с. 

2. Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука – М.: «Детская литература» 1990. - 176 с.

3. Леонов А. Выхожу в космос – М.: «Малыш», 1980. - 74 с.

4. Синицын В. Первый космонавт – М.: «Малыш», 1979. - 79 с.

5. «Энциклопедический словарь юного астронома» Сост. Н.П. Ерпылев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика,1996.-336с.,ил.

6.. История космических полетов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.formulaprazdnika.ru/history/world/den-aviacii-i-kosmonavtiki.html 

7. Биография Ю.А. Гагарина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/1053-yurij-gagarin.html

8. Гагарин Ю. Вижу Землю… [Электронный ресурс] : документальный рассказ / Ю. Гагарин. – Режим доступа : http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/gagarin/viju-zeml76/v-z76.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми в период адаптации к детскому саду. Тематическое занятие «Снежная зима»

Создание  положительного  эмоционального  настроя,  развитие  внимания,  тактильного  восприятия,  речи  и  воображения,  формирование  дове...

Методическая разработка по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Большой - маленький»Занятие по математике в ДОУ. Вторая младшая группаЗадачи:1. Закреплять представление о размере ...

Тематическая неделя по познавательному развитию детей " Большое космическое путешествие"

Дать обобщающие понятие по теме " космос". Развивать логическое мышление, внимание, память, интерес к данной теме.Закрепить знание детей об окружающем мире( знакомство с живой и неживой прир...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми в младшей группе по познавательному развитию на тему "Осенние гостинцы"

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга             Ме...

Методическая разработка «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки» Юные метеорологи на тропе "Терренкур"

Методическая разработка " Юные метеорологи на  тропе "Терренкур" для  детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка. Коммуникативная акция в детском саду Тема: Коммуникативная акция «Белая береза»

  Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач воспитания детей в детском саду. В нашей стране особое внимание уделяется формированию национального сознания и гражданственно...

Методическая разработка. Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО.

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....