Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» для детей от 1 до 3 лет
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей раннего дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.partsialn_prog_volshebnye_kraski_ziborova_e.i.docx | 57.88 КБ |
Предварительный просмотр:
02-02
Согласовано на педагогическом Совете МАДОУ «Д/с № 16» протокол от «____» _____2020 г. №____ | Утверждаю Заведующий МАДОУ «Д/с № 16» ______________ Гладенькова С.В. приказ от «____» _______2020 г. № _____ |
Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования
«Волшебные краски»
для детей от 1 до 3 лет
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования
«город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Разработчик программы: Зиборова Елена Ивановна,
воспитатель первой квалификационной категории
Срок реализации: 2 года
г. Бугуруслан
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Разделы программы | стр. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.2. | Цель и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.4. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 4 |
1.1.5 | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Описание образовательной деятельности Тематическое планирование образовательной деятельности (с кратким содержанием занятий) | 5-10 |
2.1.2. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 10 |
2.1.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | 10-11 |
2.1.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 11 |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ||
3.1. | Особенности материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 11 |
3.1.1. | Время и сроки реализации Программы | 12 |
3.1.2. | Научно-методическое обеспечение Программы | 12 |
4 | Дополнительный раздел | |
4.1. | Оценочные материалы | 13-14 |
1.Пояснительная записка.
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей раннего дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.
Актуальность данного направления прописана в ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».
Данная программа составлена на основе:
- парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И. А.;
-Дудко Е.А. «Рисуй со мной. Парциальная программа 1-3 года» Издательство: Детство–Пресс, 2018г.
1.1.2.Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: создание условий для развития у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Участники программы:
Воспитатель
Дети, посещающие группу в возрасте 1-3лет
Родители
Музыкальный руководитель
Программа реализуется в группах раннего возраста (1 – 3 лет).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
1.1.3Принципы и подходы к формированию Программы
Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
-принцип системности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического восприятия и развития детей в логике «от простого к сложному», « от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и неизвестному»;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительногоисскуства и художественной деятельности;
принцип эстетизации развивающей предметно-пространственной среды и быта в целом;
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
-принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
1.1.4.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности мелко моторных навыков детей 1-3лет.
Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
1.1.5 Планируемые результаты освоения Программы
-динамика в развитии тонкомоторных навыков;
-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;
-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;
-обогащение словарного запаса детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Задачи | Техника нетрадиционного рисования |
сентябрь | 1.«Картинки на песке» | Познакомить детей с техникой рисование пальчиками; учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой. | Рисование пальчиками (по контуру) |
2.«Весёлый человечек» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка. | ||
3.« Весёлые грибочки» | Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | ||
4. «Разноцветные мячики» | Развивать творческие способности через рисование пальчиками; развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
октябрь | 5. «Наша уточка с утра» | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | Рисование Рисование ладошками (коллективные работы) пальчиками |
6. «Разноцветные цветочки» | Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | ||
7. «Прилетели гули» | Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование – ватными палочками. | ||
8. «Цветные ладошки» | Знакомить с новой техникой рисования; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать интерес к рисованию. | ||
ноябрь | 9. «Листочки танцуют» | Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма | |
10. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - пластмассовой вилочкой. Дополнение образа по своему желанию Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; -развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству. | ||
11. «Рыбка плавает в пруду» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. | ||
12. « Рябинка» | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приёмы рисования. | ||
декабрь | 13. «Вот какие ножки у сороконожки» | Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. | Рисование ватными палочками |
14. «Снежок порхает, кружится» | Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма. | ||
15.Узор на варежке | Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. | ||
16. «Маленькой ёлочке холодно зимой» | Развивать творческие способности детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки) | ||
17.«Весёлый снеговик» | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | ||
январь | 18. Пушистые снежинки | Познакомить детей с техникой рисование поролоном; учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу; развивать интерес к окружающему. | Оттиск поролоном |
19. «Мои рукавички» | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | ||
20. «Мои любимые домашние животные» | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного | ||
февраль | 21.«Вот какие у нас сосульки!» | Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. | Оттиск пробкой |
22.«Автомобиль для папы» | Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы | ||
23.«Солнышко лучистое» | Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | ||
24.«Мимоза для мамочки» | Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. | ||
март | 25. «Цветок для мамы» | Закрепить умения рисовать нетрадиционным способом; воспитывать чувство прекрасного. | Тычок жесткой полусухой кистью Рисования пальчиками |
26. «Нарядные матрешки» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции | ||
27.«Цыплятки» | Развивать творческие способности; упражнять в распределении силы удара кистью;закреплять умение различать цвета. Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов | ||
28. « Божьи коровки на лужайке» | Развивать чувство цвета и композиции; совершенствовать навыки собирать пальцы в кучку; развивать интерес к мышлению, окружающему. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. | ||
апрель | 29.«Птички – невелички» | Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). | Оттиск печатками из картофеля |
30. « Цветочек радуется солнышку» | Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками ,травкой вокруг .Развивать чувство композиции. | ||
31. «Жили у бабуси два весёлых гуся» | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями. | ||
32.«Вот какой у нас салют!» | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой); распределять силу на кончики пальцев;закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. | ||
май | 33. «Разноцветные флажки» | Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета | Рисование поролоном |
34. «Одуванчики» | Совершенствовать возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов; развивать умение обхватывать твердые предметы прилагая силу; воспитывать любовь к природе. Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования.Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. | Рисование пробкой | |
35. «Радуга-дуга» | Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения | Тычок жесткой полусухой кистью | |
36.«Улитка, улитка, выпусти рога» | Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости. | ||
37. «Воздушные шары» | Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. |
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основная задача на всех этапах - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением работы, так и во время рисования
.
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Способы поддержки инициативы детей:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективнуюпомощьдетям,поддержкудетскойинициативыисамостоятельности в разных видах деятельности
Направления поддержки детской инициативы:
-творческаяинициатива–предполагаетвключенностьребенкавсюжетнуюигрукак основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
-инициативакакцелеполаганиеиволевоеусилие–предполагаетвключенность ребенкавразныевидыпродуктивнойдеятельности–рисование,лепку,конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
-коммуникативная инициатива–предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
-презентоватьпродуктыдетскоготворчествадругимдетям,родителям,педагогам (концерты, выставки и др.).
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ФГОС ДО п 2.7. прописывает что развитие ребенка в разных видах детской деятельности и обучение родителей приемам совместной деятельности привлекая их как участников и так же обучение выстраивается через виды детской деятельности.
В основу реализации Программы по работе с семьёй заложены следующие принципы:
1) Доброжелательный и доверительный стиль общения.
2) Индивидуальный подход к каждой семье
3) Сотрудничество, а не наставничество.
4) Серьёзная подготовка к родительским встречам разной формы
5) Динамичность
Примерные формы работы с родителями
- Мастер-классы для родителей. Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. В ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр.
- Информационные стенды;
-Открытые просмотры ОД и других видов деятельности.
- Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»
- Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.
- Помощь в приобретении материалов для рисования.
- Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.
- Организация выставок, совместных творческих работ.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для детей раннего возраста.
Программа реализуется в следующих условиях:
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды речевым уголком, фотовыставками, предметами декоративно-прикладного творчества народных умельцев, предметами народного быта; сюжетные картины, иллюстрации к сказкам.
- применение в образовательном процессе наглядно-методическими изданиями: тематическими плакатами для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты» , «Овощи»;
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композициии др. «Радуга», «Цветные пейзажи» «Картины животных», «Тематические картины».
- серия альбомов для детского художественного творчества, образцы работ
- художественный материал, инструменты и их «заместители»: бумага, основа для композиций: листы белой и тонированной бумаги в формате А-4,А-3;
- альбомы для детского художественного творчества;
- рулоны обоев на бумажной основе;
- тарелки - 12 ш., гуашь - 12 шт., краски акварельные, акриловые (для педагога), палочки, природный и бросовый материал,восковые цветные карандаши, поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка.
- Информационно-коммуникационное оснащение: DVD проигрыватель, магнитофон, диски
- оборудование: место для занятий кружка, где имеется2 стола, 12 стульев, магнитная доска, фланелеграф;
Объём и сроки освоения программы Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
3.1.1. Время и сроки реализации Программы
Мероприятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю с сентября по май включительно Программа рассчитана на два года обучения. Длительность каждого мероприятия рассчитана на 10 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Занятия по программе кружка «Волшебные краски» проводятся в группе, во второй половине дня.
3.1.2. Научно-методическое обеспечение Программы
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3.Дудко Е.А. «Рисуй со мной. Парциальная программа 1-3 года» Издательство: Детство–Пресс,2018г.
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития, 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 20036«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
7 «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
8. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Дополнительный раздел
4.1. Формы отчётности образовательных результатов
При посещении кружка «Волшебные краски» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.
4.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
Фотоматериалы.
Открытое занятие для родителей в конце учебного года.
4.3. Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по нетрадиционной технике рисования
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Оценка результатов деятельности
Для оценки уровня развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования использовались диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, предложенные учеными ОзерецкимН.О. и Гуревичем Н.И. в своей книге «Психомоторика».
Приложение
«Карта мониторинга для исследования уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Фамилия Имя ребенка | Задание № 1 | Задание № 2 балл | Задание № 3 | Итого количество баллов |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание № 2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
По итогам выполнения задания баллы суммируются и соотносятся с конкретным уровнем развития мелкой моторики рук:
2,5-3 балла – высокий уровень развития мелкой моторики рук,
1,5-2 баллов – средний уровень развития мелкой моторики рук,
0-1 балл – низкий уровень развития.
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» для детей 4-5 лет
Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» для детей 3-4 лет
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по нетрадиционным техникам рисования«Волшебные краски»для детей 3-4 лет...
Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...
Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» для детей 5-6 лет
В настоящее время актуальной становится работа над развитием воображения, творческого мышления и творческой активности детей. Нетрадиционная техника рисования демонстрирует необычное сочетание материа...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет
Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....