Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Характеристика программы | |
по типовому признаку | модифицированная |
по основной направленности | художественно – эстетической |
по уровню освоения | ознакомительный |
по образовательным областям | Художественно – эстетическая, речевая, познавательная |
по целевым установкам | развивающая художественную одаренность, воспитание гармоничной, творческой личности, продолжающей традиции своих предков, изучающей культуру русского народа направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков ссредствами различных техник рисования.
|
по формам организации содержания | Модульная |
Результаты реализации программы | - Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. - Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. - Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. - Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.programma_fantaziya_2019-20.docx | 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Созвездие» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №143 города Пензы «Вишенка
«ПРИНЯТА» Педагогическим советом МБДОУ №143 г. Пензы Протокол № _____ от «____» ______________2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МБДОУ №143 г. Пензы _________________Н.А. Воронкина Приказ № ___ от «___» ______2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно – эстетической направленности
«Фантазия»
Возраст учащихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Силуянова Раиса Ивановна
Воспитатель
г. Пенза, 2019 г.
Информационная карта
Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу | Филиал «Созвездие» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №143 города Пензы «Вишенка | |
Адрес учреждения | 440066, пр. Строителей, 95. тел. 41-45-82; 41-31-89; e-mail: dsfil143@cura.ru | |
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» | |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 4 - 5 лет | |
Срок реализации программы | 1 год | |
Количество детских объединений, занимающихся по данной программе | Объединение «12 чел», 2 группы | |
Сведения об авторах (Ф.И.О., уровень квалификации, должность автора образовательной программы) | Силуянова Раиса Ивановна Воспитатель первой квалификационной категории | |
Характеристика программы | ||
по типовому признаку | модифицированная | |
по основной направленности | художественно – эстетической | |
по уровню освоения | ознакомительный | |
по образовательным областям | Художественно – эстетическая, речевая, познавательная | |
по целевым установкам | развивающая художественную одаренность, воспитание гармоничной, творческой личности, продолжающей традиции своих предков, изучающей культуру русского народа направлена на формирование у детей художественно- творческих навыков ссредствами различных техник рисования. | |
по формам организации содержания | Модульная | |
Результаты реализации программы | - Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. - Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. - Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. - Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» по содержанию является художественно - эстетической, по уровню освоения – ознакомительной, по форме организации - очной, групповой, по степени авторства – модифицированной.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» апробирована и реализуется в течение 1года на базе объединения филиала «Созвездие» МБДОУ ДС №143 города Пензы «Вишенка»
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (пункт 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Закон Пензенской области от 4.07.2013 г. № 2413-ЗПО «Об образовании в Пензенской области»;
- Устав МБОУ ДО «ДД(Ю)Т» г. Пензы, «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО ДДТ № 2 г. Пензы».
Данная программа включает в себя:
- Работа с природным материалом;
- Работа с бумагой, картоном;
- Работа с тканью, поролоном;
- Работа с нитками, пухом, ватой;
- Работа с сыпучими материалами (крупы).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и умением отображать их в своих работах. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
На занятиях по рисованию закрепляются основные сенсорные представления (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу « Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?». Ребенок, который уже много рисовал, знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью – это быстрее. А тонкой - удобней рисовать мелкие детали – глаза, нос, рот и т.д. Чем не дидактическая игра?
Новизна программы
Изучив теоретический и методический материал по нетрадиционному рисованию, был сделан вывод о том, что необходимо изучить методики рисования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала.
Отличительные особенности: Программа разработана с учетом технологии «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо-технологий. Все занятия носят творческий характер.
Цель программы:
формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Задачи: (воспитательные, развивающие, обучающие)
На этапе 4 - 5 лет происходят следующие изменения:
- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
- обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
1. Образовательные (обучающие):
- сформировать умения и навыки цветоразличия в нетрадиционных техниках рисования для осуществления изобразительной деятельности;
- сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;
- сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
2. Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;
- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;
- развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами.
3. Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к окружающей действительности;
- формировать стремление использовать разные способы обследования предметов;
- формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности.
Предметные:
- Теория
- Практика
Метапредметные:
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
Личностные
Адресат программы
Возраст детей, на которых рассчитана данная образовательная программа: от 4 до 5 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
42 недели
Уровни освоения программы
Уровень обучения | Ознакомительный уровень |
Год обучения | 1 год |
Возраст детей | 4-5 лет |
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
Уровень обучения | Ознакомительный уровень |
Год обучения | 1 год |
Число занятий в неделю | 1 |
Продолжительность занятия | 30 мин |
Особенности организации образовательного процесса
Формы занятий
Подгрупповые занятия включающие в себя: игры, игровые упражнения, игровые задания, самостоятельная деятельность детей.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты: понимание сути позиции педагога; понимание сути позиции учащегося; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской, творческой деятельности; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; умение договариваться, учитывать интересы и чувства других; появление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, аккуратное и качественное выполнение своей работы; уважение к старшим и друг другу, доброжелательность,
Предметные результаты: общее представление о творчестве; навыки изображения предметов и окружающего мира различными способами с помощью специальных материалов; знание различных способов изображения предметов; умения: - решать простейшие поставленные перед ними задачи, воспроизводить, фантазировать, изображать; - соотносить размеры предметов, масштабировать. - смешивать цвета для получения нового оттенка, подбор цветов для изготовления поделки; - умение лепить из пластилина различные фигуры, развита крупная и мелкая моторика. -творчески мыслить и создавать предметы своими руками по поставленной задаче -умение фантазировать -работать с ножницами, работать с цветной бумагой, сгибать по линиям, работать с клеем, склеивать детали поделки, аппликации -правильно держать ножницы, ручку, карандаш, фломастеры, карандаши
Метапредметные результаты: умения - использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий; - находить сходства и различия при сравнении объектов; - выполнять простые действия по аналогии (подобным образом). - задавать вопросы взрослым и сверстникам; - выделять признаки в образе наблюдаемого объекта; - опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации. - удерживать учебную задачу; - соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствие; - осуществлять действие по образцу; - узнавать изученный алгоритм; следовать инструкции при выполнении учебных действий.
11Способы проверки результатов освоения программы:
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия для родителей. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
Нетрадиционные художественные техники
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Форма подведения итогов.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | «Золотая осень». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2 | «Красивый букет» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
3 | «Разноцветные бабочки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
4 | «Осенние листочки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5 | «Ежик» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6 | «Черепашка». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7 | «Мышка». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8 | « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9 | «Снежная семья». | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10 | «Снежная семья». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
11 | «Елочка» (продолжение). | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12 | «Ёлочка пушистая, нарядная». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
13 | «Узоры на окнах». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14 | «Мои рукавички». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15 | «Снеговичок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16 | «Дед Мороз». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17 | «Мое любимое дерево». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18 | «Зимний пейзаж». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19 | «На что похоже?» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20 | «Подарок папе». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21 | «Букет для мамы». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22 | «Какого цвета весна». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23 | «Берег реки». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24 | «Волшебная страна – подводное царство». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25 | «Звездное небо». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | «Пасхальное яйцо» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27 | «Расцвели одуванчики». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28 | «Хмурый день». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29 | Диагностика. | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30 | «Букет к 9 мая». | 2 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31 | «Букет к 9 мая». | 20 мин | 5 мин | 15 мин | |
32 | «Цветочная поляна». | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Итого: 32 занятия |
Учебный план
№ | Наименование разделов | Колич. часов всего | Уровни обучения | ||||
Ознакомительный | Базовый уровень | Углубленный уровень | |||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
Организационный раздел | |||||||
Народное творчество | |||||||
Игровой фольклор | |||||||
Народный танец | |||||||
Модуль «...» | |||||||
Модуль «…» | |||||||
Итого часов: |
1 год обучения
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | Форма аттестации | |
Теория | Практика | ||||
Всего: | |||||
Содержание
Раздел I. Организационный раздел
Тема I. Комплектование объединения.
Теория. Подготовка презентации объединения, рекламной продукции.
Практика. Проведение мастер-классов, участие в родительских собраниях в школах, оформление личных дел учащихся, формирование групп объединения.
Раздел II. Народное творчество.
Тема I. ……
Теория. Изучение ….
Практика. …Создание композиции ….Календарный праздник «Жаворонки»
Контроль. Умение…
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая материально-техническая база; в наличии учебно-методический комплекс и наглядно-демонстрационный материал. Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Для проведения занятий необходимо следующее оснащение и оборудование:
№п/п наименование
1 Столы для обучающихся
2 Столы для педагогов
3 Доска меловая, магнитная
4 Стулья детские
5 Стулья для педагогов
6 Шкаф книжный
7 Шкаф закрытый
8 Карандаши, акварель, гуашь, клей, фигурные стейплеры, пластилин, бусины, масса для лепки, пуговицы, атласные ленты
9 Альбомы, бумага канцелярская
10 Бумага, цветная бумага, цветной картон, фоамиран, гофрированная бумага
11 Подбор картинок демонстрационного материала (животные, игрушки, растения, др)
12 Плакаты, сюжетные картинки.
13 Детские книги для чтения.
Информационное обеспечение: К необходимым информационным ресурсам относятся: литература по изучаемым предметам (смотреть список литературы).
Формы аттестации детей. Оценочные материалы.
Входной контроль – наблюдение; Текущий контроль – наблюдение, собеседование, опрос. Итоговая аттестация - мониторинг
Оценка знаний и умений детей осуществляется с помощью проведения в конце изучения открытого занятия, наблюдения в результате проведения практической работы. Данная система позволяет комплексно подойти к оценке знаний учащихся, так как дает возможность оценить не только качество усвоенных знаний, но также умение применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Оценочные материалы представлены в приложении 1, мониторинг обученности детей в приложении 2.
Работа с родителями
1.Информационное родительское собрание – сентябрь
Итоговое собрание - май
2.Диагностика уровня развития познавательных процессов:
начальная (сентябрь)
итоговая (май)
3.Итоговое занятие для родителей – апрель
4. Выпускной вечер для детей и родителей – май
5.Выставки , папки раскладушки, информационные стенды.
Список литературы:
Литература для педагогов:
Методические пособия.
1. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей / Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 399 с. 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: от рождения до школы / ред.: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. [Текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 303c.
Основная
1. Деньго Е.. 100 занимательных упражнений для подготовки к школе. Для изучения детьми 5-6 лет при помощи родителей М.: «Стрекоза», 2013. - 64 с
2. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2009г.-55с.
3. Колдина Д.Н. Творчество с детьми 4-5лет.-М.: изд: Мозайка-Синтез, 2008г.-96с
4. Колдина Д.Н Творчество с детьми 6-7 лет.- изд. Мозайка-Синтез, 2012г.-106с 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ср.Гр.-М.: Карапуз, 2009г.-65с.
6. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010г.-100с..
7. Симакова Т. П. Инновационная образовательная модель "Начальная школа - детский сад": прогр. развития, планирование занятий, ключевые дела / авт.-сост.: Н. З. Медведева, Т. В. Москвина,. - Волгоград : Учитель, 2012. - 223 c.
8. Швайко Г.С Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа.- М.: изд. Центр Владос, 2008г.-43с.
9. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.-М.:Мозайка-Синтез, 2006г.115с 18
Литература для детей
1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
5. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
7. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
8. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
9. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
10. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Литература для родителей
1.Динозаврик. Серия «Занимательные карточки для дошколят». Игра развивающая и обучающая. Для детей от 5 лет. – М.: Айрис-пресс, 2013. 2. Кораблик. Серия «Занимательные карточки для дошколят». Игра развивающая и обучающая. Для детей от 6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2013.
3.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
Пушкина С. Кот Мурлыка. Музыкальные игры и сказки для детей. Москва1998;
Согласовано Утверждаю
Зам.зав по ВиМР Заведующая МБДОУ№143
_____________Григорьева Т.В. ___________Воронкина Н.А.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ср.гр
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Кол-во часов в год |
1. | Художественно – эстеетическое направление развития | 20 м. | 1.20 | 16 |
Итого | 20 м. | 1.20 | 16 |
Согласовано Утверждаю
Зам.зав по ВМР Заведующая МБДОУ №143
_____________Григорьева Т.В. ___________Воронкина Н.А.
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Средняя группа
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | ? |
Реализация программы осуществляется преимущественно с 1 сентября 2019г. по мере комплектования групп.
Согласовано Утверждаю
Зам.зав по ВМР Заведующая МБДОУ №143
_____________Григорьева Т.В. ___________Воронкина Н.А.
Рабочая программа по дисциплине
«Художественно – эстетическое направление развития»
Составитель: Силуянова Раиса Ивановна
Календарно – тематический план
Тема | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |
Октябрь | ||||
1 «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
2 «Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | |
3 «Разноцветные бабочки». | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. | |
4 «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования | |
Ноябрь | ||||
1 «Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | |
2 «Черепашка». | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | |
3 «Мышка». | Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. | |
4 « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. | |
Декабрь | ||||
1 «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
2 «Снежная семья». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | |
3 «Елочка» (продолжение). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | |
4 «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | |
Январь | ||||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | |
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. | |
3 «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. | |
4 «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. | |
Февраль | ||||
1 «Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. | |
2 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | |
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | |
4 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации | |
Март | ||||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. | |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. | |
3 «Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. | |
4 «Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. | |
Апрель | ||||
1 «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. | |
2 «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. | |
3 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. | |
4 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. | |
Май | ||||
1 | ||||
2 «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. | |
3 «Букет к 9 мая». | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. | |
4 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н | К. | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
Н.- начало года
К.- конец года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет
Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Фантазия» Возраст учащихся: 4 - 5 лет
Характеристика программыпо типовому признакумодифицированнаяпо основной направленностихудожественно – эстетической по уровню освоенияознакомительныйпо образовательным областямХудожественно &nda...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...