Приемы арт-терапии в работе с дошкольниками
статья по рисованию (средняя группа)
Творчество тесно связано с жизнью ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_art_terapii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками
В работе с дошкольниками чаще всего используют следующий виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Остановимся более подробно на одном из основных и любимых детьми направлений: изотераппи.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которое позволяет ребёнку выразить свободно свои чувства, иногда даже не осознавая их. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, в процессе активизируется конкретно-образное и абстрактное мышление. Важно, что изотерапия не ставит своей целью создание произведений искусства. Это инструмент для изучения чувств, эмоций, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Основные принципы всех арт-терапевтических упражнений:
* Безоценочное восприятие всех работ. Нет понятий "правильного " и "неправильного".
* Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности на занятии.
* Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка, это может делать только он сам и по желанию.
* Нельзя заставлять ребёнка выполнять здание, если он этого категорически не хочет.
Изотерапия предполагает большой набор различных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; бумага для рисования различной плотности, оттенков и размеров; материалы для создания коллажей и аппликаций (журналы, газеты, салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и т.п.); природные материалы (кора, листья, мох, цветы, камешки); материалы для лепки (глина, пластилин, тесто); кисти разных размеров, губки, штампы, нитки, различные типы клея, скотч.
А теперь рассмотрим некоторые приёмы, эффективные при работе с дошкольниками:
1 - "Узнавание" спонтанных рисунков.
Ребёнку предоставляются всевозможные художественные материалы.
Он делает спонтанный рисунок - линии, каракули, кляксу, отпечаток мятой бумаги и т.п. После ребёнок вместе с педагогом "расшифровывают" рисунок. Педагог может задавать наводящие вопросы: "На что похоже пятнышко?", "Если это спина, то где мы можем пририсовать ноги?" и т.п.
2 - Мятая бумага. "Скульптуры".
Ребёнок мнёт кусок бумаги (тип бумаги выбирается под коррекционные задачи), и потом пытается "узнать" кто это? Что за скульптура получилась? Что можно доклеить, дорисовать в ней, чтобы образ стал ярче? Какой фон создать для "скульптуры"? Может быть, какие-то места нужно покрасить?
3 - Графика под музыку.
Работа с сухими художественными материалами (карандаши, мелки, фломастеры, пастель) под музыку, который ребёнок выбирает самостоятельно. Усложнение - взять художественный материал в не ведущую руку.
Задача здесь не создать конкретный рисунок, а обеспечить свободное движение руки с выбранным материалом по бумаге.
После окончания музыки поговорить с ребёнком "О чём твой рисунок"?
4 - Живопись под музыку. Работа с красками. "Танец кисточек".По аналогии с графикой, только с использованием различных красок.
5 - Кляксография (с дорисовкой).То есть рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых после необходимо разглядеть определенный образ и дорисовать его.
6 - Смешивание цветов, "создание" нового цвета.
7 - Рисование руками: пальцы, ладошки (с дорисовкой).
8 - Различные игры с красками: набрызг, растекание, торцевание.
9 - "Монотипия"
Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.
Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...
Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...
Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"
Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"...
Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".
Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду. Песочная терапия....
«Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях»
Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Многим подросткам трудно говорить о своих проблемах, тогда психологу на выручку приходит рис...
Приемы арт-терапии в работе психологов и педагогов
выступление...
«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?
В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...