Приемы арт-терапии в работе с дошкольниками
статья по рисованию (средняя группа)

Васильева Юлия Юрьевна

Творчество тесно связано с жизнью ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_art_terapii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками

В работе с дошкольниками чаще всего используют следующий виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Остановимся более подробно на одном из основных и любимых детьми направлений: изотераппи.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которое позволяет ребёнку выразить свободно свои чувства, иногда даже не осознавая их. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, в процессе активизируется конкретно-образное и абстрактное мышление. Важно, что изотерапия не ставит своей целью создание произведений искусства. Это инструмент для изучения чувств, эмоций, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Основные принципы всех арт-терапевтических упражнений:

* Безоценочное восприятие всех работ. Нет понятий "правильного " и "неправильного".

* Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности на занятии.

* Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка, это может делать только он сам и по желанию.

* Нельзя заставлять ребёнка выполнять здание, если он этого категорически не хочет.

Изотерапия предполагает большой набор различных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; бумага для рисования различной плотности, оттенков и размеров; материалы для создания коллажей и аппликаций (журналы, газеты, салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и т.п.); природные материалы (кора, листья, мох, цветы, камешки); материалы для лепки (глина, пластилин, тесто); кисти разных размеров, губки, штампы, нитки, различные типы клея, скотч.

А теперь рассмотрим некоторые приёмы, эффективные при работе с дошкольниками:

1 - "Узнавание" спонтанных рисунков.

Ребёнку предоставляются всевозможные художественные материалы.

Он делает спонтанный рисунок - линии, каракули, кляксу, отпечаток мятой бумаги и т.п. После ребёнок вместе с педагогом "расшифровывают" рисунок. Педагог может задавать наводящие вопросы: "На что похоже пятнышко?", "Если это спина, то где мы можем пририсовать ноги?" и т.п.

2 - Мятая бумага. "Скульптуры".

Ребёнок мнёт кусок бумаги (тип бумаги выбирается под коррекционные задачи), и потом пытается "узнать" кто это? Что за скульптура получилась? Что можно доклеить, дорисовать в ней, чтобы образ стал ярче? Какой фон создать для "скульптуры"? Может быть, какие-то места нужно покрасить?

3 - Графика под музыку.

Работа с сухими художественными материалами (карандаши, мелки, фломастеры, пастель) под музыку, который ребёнок выбирает самостоятельно. Усложнение - взять художественный материал в не ведущую руку.

Задача здесь не создать конкретный рисунок, а обеспечить свободное движение руки с выбранным материалом по бумаге.

После окончания музыки поговорить с ребёнком "О чём твой рисунок"?

4 - Живопись под музыку. Работа с красками. "Танец кисточек".По аналогии с графикой, только с использованием различных красок.

5 - Кляксография (с дорисовкой).То есть рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых после необходимо разглядеть определенный образ и дорисовать его.

6 - Смешивание цветов, "создание" нового цвета.

7 - Рисование руками: пальцы, ладошки (с дорисовкой).

8 - Различные игры с красками: набрызг, растекание, торцевание.

9 - "Монотипия"

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

«Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях»

Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Многим подросткам трудно говорить о своих проблемах, тогда психологу на выручку приходит рис...

«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?

В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...