«Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях»
статья по психологии

Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Многим подросткам трудно говорить о своих проблемах, тогда психологу на выручку приходит рисунок, который позволяет высказаться невербально. В статье приведены несколько приемов арт-терапии, которые помогают самовыражению и самопознанию подросткогв и дают богатый диагностический материал для специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_art.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами подростков.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для таких обучающихся, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;

- возможность свободного самовыражения и самопознания.

Основные цели арт-терапии:

Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о подростке, который может помогать в интерпретации своих произведений.

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Проработать мысли и чувства, которые подросток привык подавлять.

Наладить отношения между психологом и подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм и учит концентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

Развить художественные способности и повысить самооценку. Часто побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростком, на взгляд многих известных психологов, оказывают неблагоприятные семейные отношения. Семья - это место, где подросток получает основную социализацию, где под влиянием взрослых формируются его ценности, установки, модели поведения. От отношений в семье напрямую зависит благоприятное развитие подрастающей личности. Для примера разберем одну технику работу с подростков «Моя семья в образе цветов»

Техника «Моя семья в образе цветов»

Цель: выявление эмоционального самочувствия подростка, восприятия подростком себя в своей семейной системе, взаимодействия между членами семьи.

Инвентарь: краски (гуашь), карандаши, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (АЗ).

Время работы: 40–60 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Подростку предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это только люди, живущие в настоящее время, а род – это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций подросток не получает.

Основная часть

После создания рисунка подростку предлагается ответить на вопросы:

• Что Вы создали? Можно попросить дать название своей картине

• Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?

• Есть ли на нём Вы?

• Как себя чувствует Ваш цветок?

• Какие чувства вызывает у Вас рисунок?

• В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?

• Какие члены семьи здесь изображены?

• Какие чувства они испытывают?

• Взаимодействуют ли цветы между собой?

• Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?

• Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

Как рисунок связан с вашей жизнью?

Что Вы способны изменить в рисунке?

Если Вы сейчас хотите что-то дорисовать, то о каких изменениях в жизни это говорит?

Как Вы себя чувствуете сейчас? Обязательно отпускать в ресурсном состоянии.

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать:

• поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;

• идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;

• семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.

Диагностические рекомендации

• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

- Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.

-Обращаем внимание, нарисовал ли человек самого себя? Если нет, то это обычно говорит об инфантильности, склонности к обидам, эмоциональной отчужденности от семьи.

Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

-«Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.

-Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.

-Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

-Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

-Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

-Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.

-В норме подросток обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.

Ниже приведены некоторые техники индивидуальных занятий с девиантными подростками.

Техника «Прощание с…»

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

Задачи:

 учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

 проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;

 дать выход негативным эмоциям и чувствам;

 трансформировать негативное состояние в позитивное.

Инвентарь: белый лист бумаги (А4), карандаш, краски, баночка для воды.

Время работы: 40–45 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому предлагается определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние.

Инструкция к действию.

1. Положите перед собой лист А4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, если «левша» – то наоборот).

2. Затем, что есть силы, скомкайте этот лист, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» хорошенько.

3. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новые образы.

Подросткам предлагается ответить на вопросы:

• Как изначально называлось чувство, с которым Вы работали?

• Как называется это чувство теперь?

• Какой отклик у Вас нашёл этот рисунок?

• Как он соотносится с Вашей жизнью? Или: «О чём из Вашей жизни рассказывает этот рисунок»?

Выводы. У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Данная техника даёт возможность «допрожить», отреагировать травмирующее состояние, трансформировать его в позитивное, в то, которое подтолкнёт к новым мыслям, а возможно, и действиям. Данная техника поможет освободить энергию боли для созидания и развития.

Техника «Рисование маслом»

Цель: развитие эмоционального интеллекта, осознание бессознательных образов, внутренних потребностей, выявление скрытых эмоций своего внутреннего «Я».

Задачи:

 развить навык свободного рисования;

 научиться расслабляться и получать удовольствие от процесса рисования;

 ознакомиться с различными возможностями данной техники (нанесение масла на различные поверхности разными инструментами);

 развить фантазию и воображение в процессе рисования.

Инвентарь: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки.

Время работы: 30–40 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому клиенту предлагается взять лист бумаги, масло, выбрать инструмент для рисования, например, ушные палочки. Предварительно его необходимо ознакомить с материалами и инструментами, предложенными в данной технике, рассказать о возможностях и вариантах их использования в рисовании.

Основная часть

1. Включите приятную музыку. Это условие выполняется по рекомендации терапевта и желанию подростка и не является обязательным.

2. Предложите подростку тему (например: «Планета, на которой мне хорошо», «Место силы и безопасности», «Мой мир» и т. и.).

3. Попросите настроиться и сосредоточиться на заданной теме.

4. Предложите медленно и спокойно попробовать изобразить то, что он чувствует.

5. По окончании работы попросите подростку поднести рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Спросите, не кажется ли ему выполненный рисунок снимком его души?

6. Далее предложите подростку ответить на следующие вопросы:

• Как бы Вы озаглавили свою работу?

• Удалось ли Вам реализоваться в этой работе?

• Даёт ли она Вам интересные темы для размышления?

• Какой новый опыт Вы получили, проживая рисование маслом?

Выводы. Техника рисования таким мягким и пластичным материалом, как масло, позволяет клиенту расслабиться и не думать о том, что и как он изображает, то есть следовать своему внутреннему порыву. Главное во всём процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. Скорее всего, взглянув на свою работу по окончании, клиент сможет узнать о себе много нового. Эта техника также хороша для работы в группе и семье, так как благотворно влияет на взаимопонимание между людьми. Рисование маслом обладает широкими возможностями для экспериментирования и развития творческого мышления, а также вдохновляет на дальнейшее творчество.

Техника работы на жатой бумаге

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция.

Задачи:

 укрепление образа «Я»;

 выявление и осознание потребностей, установок и ценностей;

 исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.

Инвентарь: кисти, краски, банка для воды, бумага (АЗ).

Время работы: 40 минут.

Алгоритм работы

Вступление. Участнику предлагается взять чистый лист формата АЗ, затем обильно смочить его водой, развернуть и положить перед собой.

Инструкция. Предлагается создать некий образ, существующий в реальности или в их фантазии. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут у них в процессе работы. В ходе занятия подросток показывает созданную работу и комментирует ее. Далее предлагается ответить на следующие вопросы:

• Что Вы создали?

• Какие чувства вызывает у Вас работа?

• Что Вы ощущали, чувствовали в процессе работы над образом?

• Есть ли для Вас различия в рисовании на обычной бумаге и на жатой?

• На что похоже рисование на жатой бумаге, если сравнить это с жизнью?

• Какой опыт может получить человек, рисуя на жатой бумаге?

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию работ посредством размещения их на стене с последующим обсуждением.

Вывод. Применение данной техники способствует самораскрытию и носит релаксационный характер, рекомендуется для использования в конце терапевтического сеанса.

Техника «Рисунок акварелью на воде «Быть в процессе»

Цель: обозначить возможность собственного присутствия в состоянии «здесь и сейчас», обратить внимание на возможность находиться в осознании процесса без тревоги за результат и без ожидания внешней оценки, дать разрешение получать ресурс от процесса.

Задачи:

 учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;

 уйти от ожидания внутренней и внешней оценки результата деятельности;

 снять тревогу за результат;

 взять право быть в процессе творчества и наслаждаться деятельностью.

Инвентарь: акварель, вода в глубокой посуде (миска пластиковая белого цвета или прозрачная), белый лист бумаги (А4) под посуду.

Время работы: 30–45 мин.

Алгоритм работы

Вступление. Каждому клиенту предлагается обратить внимание на акварель в коробке, рассмотреть цвета; выбрать толщину кисти, рассмотреть воду (вода налита в посуду почти до края, посуда стоит на листе бумаги – светлый фон вокруг воды).

Инструкция к действию.

1. Прислушайтесь к себе и почувствуйте своё состояние, эмоции.

2. Удобно расположите своё тело на стуле.

3. Обратите внимание на цвет акварели: какой цвет «зовёт», к тому цвету и прикасайтесь кистью.

4. Медленно начинайте оставлять точки на воде и наблюдайте за тем, что происходит с краской. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

5. Когда кисть начнет рисовать по воде – позволь ей это, и наблюдайте за процессом. Отследите, как изменилось Ваше состояние, эмоции.

6. Если захотите – поменяйте цвет краски.

7. Возьмите кисть в не «ведущую» руку и рисуйте дальше. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

8. Можно взять вторую кисть и рисовать обеими руками. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

9. Подумайте, что происходит с результатом – твоими рисунками на воде, где они, что с ними происходит, и как Вы чувствуете себя в этом процессе?

10. Если очень хочется – можно начать рисовать на самой посуде и на листе бумаги (прим. – снижается тревога, появляется жёсткий «результат действия: рисунок не исчезает).

11. Для того чтобы вода стала прозрачной, необходимо ждать, пока осядет краска (прим. – свойства акварели). В редких случаях можно сменить воду. В работе с беременными – воду не меняем! (ибо невозможно заменить одного пренейта на другого! Работа с принятием).

Вопросы для сопровождения:

• «Наблюдайте за собой. Как изменилось Ваше состояние?

• Как часто получается быть сосредоточенными на процессе?

• Что мешает в обычном состоянии находиться в состоянии «здесь и сейчас»?

• О чём Ваше состояние? Как это творчество перекликается с привычными для Вас действиями?

• О чём говорит Ваше состояние?

• Как при этом чувствует себя Ваше тело? Чего хочет? и т. д. и т. п. – зависит от запроса клиента.

Выводы: воспитываясь в системе «оценка+критика», человек забывает о процессе в действии, и все свои переживания сосредотачивает на результате. Данная техника позволяет безопасно уйти от результата и сосредоточиться на процессе. Хороша данная метода в работе с тревожностью, неуверенностью, выгоранием. Ресурс, который подросток получает в процессе работы надолго остается в памяти разрешением быть в действии, быть в процессе, не торопить события и дать себе время.

Литература:

  1. «Теория и практика арт-терапии», А. И. Копытин, 2002г. – Питер.
  2. «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство», Грегг М. Ферс, 2014г. – Деметра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"

Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Программа направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное со...

Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»

В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в ра...

Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая г...

ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации создан в нашем ДОУ для формирование комплексной  системы социально-психолого-педагогической  по...

Особенности работы педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация об особенностях работы с детьми в трудной жизненной ситуации...