Приемы арт-терапии в работе психологов и педагогов
презентация

Сербаева Анна Витальевна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon artterapiya.pdf1.28 МБ
Файл vyst_artterapiya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление «Приемы арт-терапии в работе психологов и педагогов»

Слайд1

 Добрый день. Меня зовут Анна Витальевна.  Я работаю воспитателем в детском саду, а также являюсь логопедом и психологом.

Слайд 2

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия с миром, понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.

Слайд3

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл в1938г .

 Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Слайд 4

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.

Слайд 5

В Китае, Японии с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов.

Слайд6

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Слайд

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, В Россиивпервые  представлен в работах, Г. В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др.

Слайд 7

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Цели арттерапии.

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять.
  5. Развить чувство внутреннего контроля.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах
  7. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Арт-терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Слайд 8

Ребенок в процессе создания чего-то нового, становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, дети не просто создают некий конкретный продукт, но учатся действовать по плану, достигать поставленных целей.

Слайд 9

При этом на занятиях применяются как активная форма арт-терапии.

(ЧЕЛОВЕК  САМ СОЗДАЕТ ПРОДУКТЫ ТВОРЧЕСТВА: РИСУНКИ, СКУЛЬПТУРЫ И Т.Д.)

СЛАЙД 10

Так и пассивная(КОГДА РЕБЕНОК «ПОТРЕБЛЯЕТ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОЗДАННЫЕ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ: РАССМАТРИВАЕТ КАРТИНЫ, ЧИТАЕТ КНИГИ, ПРОСЛУШИВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

СЛАЙД11

КЛАССИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА: ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКУ, ФОТОГРАФИЮ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКУ.

  • В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДОБАВИЛИСЬ:
  • - МУЗЫКОТЕРАПИЯ;
  • - ИГРОТЕРАПИЯ;
  • - СКАЗКОТЕРАПИЯ;
  • -  МУЗЫКОТЕРАПИЯ;
  • - ЦВЕТОТЕРАПИЯ;
  • - ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ;
  • -  БИБЛИОТЕРАПИЯ;
  • - МУЛЬТТЕРАПИЯ;
  • -  КУКЛОТЕРАПИЯ;
  • - МАСКОТЕРАПИЯ;
  • - МАНДАЛАТЕРАПИЯ;
  • - ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ;

ПОЯВИЛСЯ И КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД – АРТ-СИНТЕЗТЕРАПИЯ – РАБОТАЕТ С ПОМОЩЬЮ ЖИВОПИСИ, СТИХОСЛОЖЕНИЯ, ДРАМАТУРГИИ И ТЕАТРА, РИТОРИКИ И ПЛАСТИКИ.

На своих занятиях я с удовольствием использую разные виды арт-терапии:

Слайд 12

Изотерапия - РИСУЯ, РЕБЕНОК ДАЕТ ВЫХОД СВОИМ ЧУВСТВАМ, ЖЕЛАНИЯМ, МЕЧТАМ.

СЛАЙД 13

РАБОТЫ ПОЛУЧАЮТСЯ ЯРКИМИ, САМОБЫТНЫМИ И ВСЕГДА РАЗНЫМИ.

СЛАЙД 14

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Посредством сказкотерапии можно помочь детям с психологическими личностными проблемами, неуверенным, застенчивым.

Слайд 15

Музыкатерапия и игротерапия органично входят в структуру любого занятия.

Сегодня я подробно хочу рассказать о тестопластике.

Слайд 16

Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Занимаясь арт-терапией, знакомясь с техниками этого направления,  я увлеклась тестопластикой. Оказалось, что лепка из соленого теста – старинное искусство.

Слайд17

ТЕСТОПЛАСТИКА- СТАРИННЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ .

ЦЕНТРОМ ПРОМЫСЛА ЯВЛЯЕТСЯ РУССКИЙ СЕВЕР, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. ФИГУРКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА БЫЛИ НЕ ПРОСТЫМИ ИГРУШКАМИ, ОНИ ИГРАЛИ МАГИЧЕСКУЮ, РИТУАЛЬНУЮ РОЛЬ – СЛУЖИЛИ ОБЕРЕГАМИ. ТАМ ЖЕ ОНИ ПОЛУЧИЛИ СВОЕ НЕОБЫЧНОЕ НАЗВАНИЕ – МУКОСОЛЬКИ.

СЛАЙД 18

МУКОСОЛЬКИ ПРИНЯТО БЫЛО ДАРИТЬ И НА ПРАЗДНИКИ, ОСОБЕННО СВАДЬБЫ И НОВОСЕЛЬЯ.  ПРИ ЭТОМ ПРИГОВАРИВАЯ: «ПУСТЬ У ВАС ХЛЕБ-СОЛЬ ВОДИТСЯ, НИКОГДА НЕ ПЕРЕВОДИТСЯ».

СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ТЕСТЯНАЯ ФИГУРКА В ДОМЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ДОСТАТКА И  БЛАГОПОЛУЧИЯ.

СЛАЙД 19

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ ВСЕГДА ПРОХОДЯТ ОЧЕНЬ УВЛЕКАТЕЛЬНО. ТЕСТО – ПРИЯТНЫЙ НА ОЩУПЬ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗВРЕДНЫЙ И НЕ АЛЛЕРГЕННЫЙ МАТЕРИАЛ. ЕГО МОЖНО ЗАМЕСИТЬ В ЛЮБОЕ ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕГО ИЗ ТРЕХ ИНГРЕДИЕНТОВ: МУКА,СОЛЬ, ВОДА. 

ОНО ЛЕГКО ОТМЫВАЕТСЯ И НЕ ОСТАВЛЯЕТ СЛЕДОВ. ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТО НЕ ЛИПНЕТ К РУКАМ И ОЧЕНЬ ПЛАСТИЧНО.

СЛАЙД 20

Дети любят лепить и делают это с большим удовольствием. В некоторых ситуациях язык формы, цветовых оттенков и образов намного показательнее, чем обычный разговор.

Слайд 21

ДЛЯ РАБОТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ АБСОЛЮТНО ЛЮБЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. СТЕКИ, КОКТЕЙЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ, ЗУБОЧЧИСТКИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОТПЕЧАТКОВ. ЕСЛИ ФАНТАЗИИ ПЕДАГУ НЕ ХВАТАЕТ, ОН МОЖЕТ СМЕЛО ОБРАЩАТСЯ К ДЕТЯМ, УЖ ОНИ-ТО ВСЕГДА НАХОДЯТ НЕОБЫЧНЫЕ РЕШЕНИЯ.

СУШИТЬ ИЗДЕЛИЯ МОЖНО НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ. ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА МОЖНО ПОМЕСТИТЬ В ГАЗОВУЮ ПЛИТУ.

СЛАЙД 22

ИЗДЕЛИЯ МОЖНО ОСТАВИТЬ НЕРАСКРАШЕННЫМИ, ИЛИ ЧАСТИЧНО ПОКРЫВ ИХ ЦВЕТОМ.  

СЛАЙД 23

А МОЖНО ПОРАБОТАТЬ С КРАСКАМИ И СОЗДАТЬ РАДОСТНЫЕ КАРТИНЫ, НАСТОЯЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.

СЛАЙД 24

Есть и такой способ окрашивания, как добавление красителей в само тесто.

Слайд 25

Тестопластика отличается мягкость и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала.

Несмотря на кажущуюся простоту метода, удается решить большой спектр задач. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка.

Использование Арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Работа в образовательных учреждениях направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог должен быть профессионалом и проявлять творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии...

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Приемы арт-терапии в работе с дошкольниками

Творчество тесно связано с жизнью ребенка...

"Мандала - терапия в работе психолога"

quot;Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях»

Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Многим подросткам трудно говорить о своих проблемах, тогда психологу на выручку приходит рис...