Методическая разработка НОД с использованием техники рисования мятой бумагой в подготовительной у школе группе на тему "Зима"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_risovaniyu.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД с использованием техники рисования мятой бумагой в подготовительной к школе группе на тему «Зима»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой.

Программные задачи: Совершенствовать навыки рисования зимнего дерева, используя нетрадиционную технику изображения; развивать фантазию и умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимнего дерева средствами рисунка (цвет, форма); развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы; вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и желание передать свое отношение средствами изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность в работе. Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

Методы и приемы:

Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, загадка о зиме, стихотворение И. Сурикова «Зима», стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний;

Наглядные: рассматривание иллюстраций пейзажистов, показ;

Практические: практическая деятельность детей;

Игровые: игровой персонаж «Матушка Зима», физминутка «Зимний лес».

Материал и оборудование: письмо – снежинка, листы тонированной бумаги, гуашь, палитра для «макания комочков» бумаги, кисти, баночки с водой, тряпочки; два мольберта, магниты, макет дерева, снежинки большого и маленького размера; аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа: наблюдение за снегопадом, сезонными изменениями в природе, беседа о зиме; чтение художественных произведений: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Есенин «Белая береза», поговорок о зиме; пение песен о зиме и слушание музыки; рассматривание репродукций по теме «Зима», прослушивание музыкальных произведений (П. И. Чайковский «Времена года»).

Ход НОД

1. Мотивация: введение в ситуацию:

Дети, взявшись за руки парами входят в групповое помещение.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и грустно от того, что за окном – зима. А в нашем детском саду весело и светло от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло на душе. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. А они, в свою очередь, подарят нам свои улыбки. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Молодцы!

Показываю детям письмо — сюрприз. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

2. Актуализация опыта участников деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка-письмо. Не простое письмо, а с загадкой. Вот послушайте и догадайтесь от кого же оно ?:

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Ответы детей)

- Правильно. А как вы поняли, что это зима? (Предполагаемые ответы детей – снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет).

«Дорогие мои маленькие друзья-художники. Мне нужна ваша помощь. У меня очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. В моем зимнем царстве так много лесов, что я не успеваю накрыть их снегом. Помогите мне, пожалуйста, украсить деревья. Матушка Зима».

3. Затруднение в ситуации:

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Сможем помочь зиме? (Ответы детей).

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

4. Открытие детьми нового знания (способа действий):

Воспитатель: Давайте подумаем, что любит Зима? (Предполагаемые ответы детей — снег, холод, снежинки)

- Скажите, как называется такое явление природы, когда идет снег? (Предполагаемые ответы детей — снегопад).

- А как называется такое явление природы, когда идет снег и дует ветер? — (Предполагаемые ответы детей — метель).

- А что такое сугробы? (Предполагаемые ответы детей — сугробы – это много, много снега, который намела метель).

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей).

- Кто мне ответит, какой сейчас месяц зимы? (Ответы детей).

- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы (Предполагаемые ответы детей — холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).

Воспитатель: За зимнюю красоту люди придумали ей ласковые названия: «Зимушка — зима», «Гостья — зима», «Зима-волшебница».

Воспитатель: Ребята, я вижу, вы очень хотите помочь зиме.

Воспитатель: Зимушка – зима каждого человека очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Воспитатель: Художники нарисовали много картин о зиме.

Дети рассматривают картину

В. Что вы видите на картине?

Дети: Деревья, кусты, снег и т. д.

В. Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах?

Дети: Природа.

В. А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?

Если видишь на картине

Нарисована река, или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется

Все дети: «Пейзаж»!

В. Чтобы изобразить солнечный, морозный день, какие цвета используют художники? (Тёплые: жёлтый, розовый, оранжевый). А если захочется нарисовать пасмурный зимний день, какие цвета возьмёте? (Холодные: голубой, серый, сиреневый, синий).

В. Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое настроение у вас возникает?

Дети: Печальное, радостное, тихое, спокойное.

В. Обратите внимание на зимние деревья. Какие они красивые. Очень красив зимний лес в своем белоснежном убранстве.

Чем деревья похожи между собой

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А хотите сегодня стать художниками — пейзажистами? Ну тогда нам нужно пройти на свои рабочие места за столы. Сегодня вы будете создавать свой зимний лес, учиться передавать настроение в рисунке, как художники. Для начала мы с вами побываем в зимнем лесу (воспитатель проводит физминутку около стульчиков).

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес /ходьба на месте/

Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руки в стороны/

Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит /руки отводят в указанную сторону и смотрят/.

Снежинки в небе кружатся, /отводят руки и прослеживают взглядом/

И на землю красиво ложатся /движение «фонарики» и смотрят вверх/.

(Дети садятся на стульчики.)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Воспитатель: Каждый из вас нарисует зимний пейзаж и украсит его, как просила Матушка Зима. Для того чтобы ваши работы были более выразительными, я. предлагаю вам воспользоваться необычным способом: рисование мятой бумагой. Вы нарисуете силуэт дерева, потом возьмете листик бумаги, сомнете его, обмакнете в белую гуашь и методом «примакивания» нарисуете снежную крону деревьев и кустов.

1. Покрываем альбомный лист гуашью. Слой краски должен быть плотным, ровным. Затем берем дополнительный лист бумаги, сминаем, формируем комочек. Пока краска не просохла, прикладываем комочек бумаги к листу, оставляя следы и придавая поверхности листа своеобразный рельеф и фактуру.

2. Прорабатываем всю поверхность листа отпечатывая комочек смятой бумаги.

3. Намечаем снег белой гуашью в нижней части листа.

4. Намечаем стволы деревьев.

5. Рисуем сучья и ветви на деревьях.

6. Теперь переходим к изображению инея на ветвях деревьев. Для этого снова заготавливаем комочки смятой бумаги, обмакиваем их в белую гуашь и прикладываем к рисунку, оставляя неравномерные отпечатки.

7. Намечаем иней на ветвях деревьев.

8. Добавляем изображение кустарников под деревьями, используя печатную технику.

9. Добавляем ветви на деревьях, кустарниках –процарапывая их контур обратной стороной кисточки (кончиком ручки). При необходимости дорисовываем недостающие детали тонкой кистью.

Работа готова.

Теперь можете приступить к работе, а поможет вам в этом музыка П. И. Чайковского «Времена года».

6. Организация самостоятельной продуктивной деятельности:

Процесс рисования сопровождается музыкой. Педагог наблюдает за деятельностью детей и помогает по мере необходимости.

(В конце занятия дети рассматривают работы друг друга)

7. Рефлексия участниками образовательной деятельности:

Воспитатель (обращаясь к ребенку): Чей рисунок тебе понравился больше всего, почему? А ты как думаешь? Как ты считаешь?

Воспитатель: Какое задание вызвало у вас затруднение? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, пригодятся нам эти знания? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы считаете, нам удалось выполнить просьбу Матушки – Зимы, справились ли мы с заданием? (Ответы детей). Я тоже так думаю. У вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, хочется послушать стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Ребенок читает стихотворение Ф. Тютчева. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Чародейкою – Зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, заколдован, -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу все молодцы. Можно убрать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

Методическая разработка детского утренника к Женскому дню 8 марта в подготовительной к школе группе в рамках музейной педагогики. Направление: Кукла в народном костюме.

В данной методической разработке представлен сценарий детского утренника к Женскому дню 8 марта и масленица. Утренник проходит в рамках музейной педагогики по направлению "Кукла в народном костюме". Р...

«Цветок для мамы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» с детьми подготовительной к школе группы.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью и акварельным красками....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» для детей подготовительной к школе группы «Дивные цветы»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» для детей подготовительной к школе группы «Див...