Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения со сверстниками, осованных на уважении и доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию  в подготовительной к школе группе

Тема:«Мы дружные ребята!» 

                                                                  Миначетдинова Г.М, старший воспитатель            

                                                                    МБДОУ« Детский сад № 22 «Журавлёнок»

       города Новочебоксарска Чувашской Республики

     

                               

   Задачи:

Образовательные: 

   Продолжать формировать  представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; вырабатывать понимание  детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений. Учить детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям, формировать позитивное отношение к сверстникам, продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

   Развивающие:  

       Развивать мышление, внимание, воображение, память.

  Воспитательные:

 
Воспитывать умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации,   контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

  Словарная работа:

  Активизировать словарь детей словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

  Материал:

    Письмо, мешочек, карандаши, схемы – пиктограммы эмоций, карточки  с изображением  ситуаций / сюжетов  к упражнениям: «Определи настроение детей», « Как поступить?»; мультимедийная установка, слайд- презентация «Мы дружные ребята!»   

   Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. “Волшебные средства понимания - упражнение “Глаза в глаза”.
  3. Работа со схемой – пиктограммой.
  4. Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»  
  5. Словесное упражнение «Закончи предложения»
  6. Упражнение- рассуждение «Один или с друзьями?»
  7. Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»
  8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»
  9. Чтение педагогом стихотворения «Ничего тебе не дам». Н.Найденовой (просмотр слайдов презентации)
  10. Подведение итогов занятия. Этюд «Скажи хорошее о другом»

Методы повышения  активности:

Элементарный анализ,сравнение, прогнозирование.

Предварительная работа:                                                                                                       Тематическое занятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?».  Чтение детской художественой литературы ( В.Осеева,А.Барто). Беседы на темы: «Что такое дружба», «Хорошо ли быть одному», ознакомление с пословицами о дружбе и друге. Совместные игры на формирование коммуникативных навыков. Коллективная деятельность (трудовая, изобразительная)  детей и взрослых.

Ход

1. Игровая мотивация         

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе появился мешочек черного цвета (наполненный чем - то), к которому прикреплено письмо.

Текст письма: «Я подкинула в вашу группу мешок со злыми  поступками.Теперь вы станете злыми, не сможете  понимать друг друга, забудите правила дружбы,будете всех обижать.Попробуйте, откройте его и сами убедитесь ».  Злюка.

Педагог: Ребята, как Вы считаете, сможет ли Злюка сделать так, чтобы мы перестали понимать друг друга и дружить?.Неужели всё зависит от того, откроем мы его или нет? От того,что  лежит в этом мешочке?

/Ответы детей/

Педагог: Да, верно если мы знаем и выполняем правила дружных ребят, то никакой мешочек со злями поступками нам не страшен. Проверим?

2.  “Волшебные средства понимания”

Педагог: Кто такие друзья?

/Ответы детей/.

А как мы можем понять друг друга? При помощи чего можно рассказать о своём настроении, желаниях, о том, что ты хочешь сделать?

/Ответы детей/.

Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.

Педагог: Молодцы, вы правильно распознаёте настроение  другого человека /ребёнка/ без слов.

3. Работа со схемой - пиктограммой - карточка, на которой изображены различные эмоции (Приложение № 1)

Задание - зачеркните схемы настроений, которые мешают знаком ству и общению с другими детьми. Раскрасьте схему, которая помогает знако миться и дружить (на каждого ребёнка).

4 . Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»  

Рассматривание карточек с изображением ситуаций произошедших  с детьми, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния (на каждого ребёнка).

        Педагог: Ребята, посмотрите, здесь  лежат карточки, на которых изображены ситуации, в которых находятся  дети. Как вы считаете, могут ли так поступать друзья? Как вы считаете, поменяется ли настроение у детей? Какие правила дружбы были нарушены?

 Задание: разложить пиктограммы  в той последовательности как менялось настроение детей  изображённых карточках в  развивающемся сюжете, по  направлению стрелки (взаимопроверка).

    Во время выполнения работы  уточнять у детей, почему ребенок подобрал данную пиктограмму. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.

5 . Словесное упражнение «Закончи предложения»

       Педагог. Ребята, с  детьми и взрослыми происходят разные истории, которые могут изменить  их, и только от вас зависит, как вы поступите, и что произойдёт дальше.
Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы  придумайте для них продолжение (Детям по порядку читаются незаконченные предложения)

  1. Мальчик нашел забытую игрушку и…
  2.  Маша плакала, потому что  потеряла игрушку, а дети  …
  3. Все дети убирали игрушки в группе, а Илья в это время…
  4. В группу пришёл новый мальчик и …..
  5. Серёжа сломал постройку девочек и …..

6.Упражнение-рассуждение «Один или с друзьями?»  (просмотр слайдов презентации № 2,3,4)

       Педагог:  Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь  с друзьями? Что  же нужно делать, чтобы у тебя были друзья?

(Ответы детей.)

       Педагог: Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным. Дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу.

7.Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»  

Педагог. Ребята, всё же иногда случается,  что дети ссорятся? Что надо делать, чтобы  это не  происходило? Как вы себя чувствовали, когда это было с вами?

 (Ответы детей)

     Детям  предлагаются карточки с изображением различных ситуаций   (на каждого ребёнка), предложены варианты: подать сигнал - предупредить, после случившегося помочь самому, позвать взрослого, чтобы он помог, или придумать что- то другоеевочке платье,позвать взрослого, найти в сторону нарядной девочкистали понимать друг друга и дружить?________________________:

  1. Мальчик играет с мячом.  Грязный мяч летит в  нарядно одетую  девочку
  2. Мальчики делят игрушки, один из них – взял себе больше./ и прочие ситуации/.

Педагог: ребята, посмотрите, может ли такое произойти с нами? Как вы считаете, как  следует поступить? Можно ли  исправить? Каким образом? Какие слова нужно сказать?

(Ответы детей).

   Педагог. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья?  (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно ли  его найти? (Ответы детей.)

8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»

1. Беседа по картинке ( Слайд № 5)

• Посмотрите на мальчика, который уходит от корабля. Как вы думаете, что случилось?

• Почему он так расстроен?

• Может быть, он обиделся на своих друзей? За что? Не взяли играть? Почему?

• Могут ли все сразу быть капитанами? Кто же будет боц маном, матросом, коком?

• Кого ребята всегда выбирают на главную роль?

• Как,  по-вашему, можно выбрать капитана, не ссорясь?

(Принимаются все варианты ответов детей).

• Чем же закончится эта история?

• Как можно убедить мальчика не обижаться, а вернуться и играть вместе с друзьями?

2. Беседа по картинке ( Слайд №  6    )

Как играют дети?

Какое у них настроение?

Как выдумаете, интересно ли детям играть вместе?

Как вы думаете, как  ребята договорились, кто кем будет?

  9.  Чтение стихотворения «Ничего тебе не дам» . Н.Найденовой  (Презентация, слайды № 7-9 )                            

Педагог: посмотрите, что случилось с мальчиком Витей.

«Ничего тебе не дам» (Нина Найдёнова)
Есть у Вити новый мячик,
Конь, гармошка и ружье.
держит он свои игрушки
И твердит: «Моё. Моё!»

Говорит ему Наташа:
Есть матрёшка у меня.
Разреши моей матрёшке
Сесть на твоего коня.
Хочешь, дам тебе посуду?
Хочешь, с мишкой поиграй…
Витя ей сказал: Не буду!
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во всё играю сам!

Говорит ему Серёжа:
Есть автобус голубой.
Может, мы хоть ненадолго
Поменяемся с тобой?
Я возьму ружье и мячик,
Ты автобус покатай…
Витя даже не глядит
И насупившись твердит:
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во всё играю сам!

Галя тащит кран подъёмный:
Посмотри, какой огромный
Хочешь, Витя, строить дом?
Можем выстроить вдвоём!
Дай гармошку мне свою,
Я сыграю и спою.
Нет, гармошку я не дам!
Я на ней играю сам!
Все сказали:
Сам так сам!
Друг такой не нужен нам!
Есть у Вити балалайка,
Барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка.
От чего ж скучает он?
Всё, что только захотите,
Вы найдете у него,
Но товарищей у Вити

Нет ни одного!
         

Вопросы:

Как вы считаете, друзья могут так поступать?

Весело мальчику играть одному?

 Что ему нужно сделать, что бы с ним стали играть дети? А как вы поступаете, если  дети просят вас поменяться игрушками, дать им поиграть вашу игрушку?

(Ответы детей)

10.  Подведение итогов занятия.

Педагог: Ну что ребята, хотя мы с Вами и открыли мешок, то, что лежит в нём,  смогло нас изменить?

(Ответы детей)

 Педагог:   Злюка не смогла навредить нам. Вы все  знаете правила дружбы и стараетесь их всегда соблюдать.

Этюд «Скажи хорошее о другом».

     По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. ( Следует обращать внимание детей на то, чтобы они не повторялись, можно дать образец). В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

Педагог: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь.  

Литература и пособия:

   1. Гин.С «Занятия по ТРИЗ в детском саду», учебное издание, Москва, 2008 г.

 2.Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.

3 Свистунова Е.В,.Горбунова Е.В,. «Арттерапия для дошкольников». Такие разные дети. Москва, Издательство «СтереоМИР» 2007г

4. Фесюкова Л. Б. «Я и другие» социально- личностное развитие. Демонстрационный материал наглядное пособие для воспитателей, учителей начальных классов и психологов. Издательство Творческий центр «Сфера».

Интерет - ресурсы:

1.http://ooagras.68edu.ru/GMO1.htm

2.http://www.moi-detsad.ru/zanatia527.html

3.http://photoshopia.ru/forum/clipart/index.php?n=791

Приложение

/иллюстративный материал/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе логопедической группы

Методическая разработканепосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе  логопедической группы...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «В СТРАНЕ СВЕТОФОРИЯ» (ВОЗРАСТ 6-7ЛЕТ)

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие каче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в подготовительной к школе группе) Тема: «Сказочный цветик»

Цели: Формирование знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на дорогах, в автотранспорте.Образовательные задачи:Систематизировать знания детей о дорожных знаках.Формировать умени...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме: «Волшебное путешествие в песочный город»

Образовательная область: «Познавательное развитие»;Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старше...