Конспект непосредственно- образовательной деятельности по художественно –эстетическому развитию « Городецкая роспись
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Матыцына Елена Александровна

 

 

 

Цель: Создание образа городецкого узора на разделочной доске.

 

Задачи:

Образовательные:

побуждать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с её цветовым строением, элементами композиции и их разнообразием. Упражнять в рисовании городецких цветов – розана, купавки, листиков по трём этапам: «Подмалёвок», «Оттенёвка», «Оживка».

Повторить приёмы смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка.

Закреплять умение располагать и расписывать узор на изделии.

Формировать умение использовать способы «примакивания», «тычка» для создания узора.

 

Развивающие:

развивать познавательный интерес к нар.творчеству, практические умения в изображении узора, умение выделять элементы узора, отличительных от других росписей.

 

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа:

 

1. Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Словарная работа: розан, купавка, бутон, листочки,

«подмалёвок».

3. Стих «Городец».

4. Смешивание красок

(красный цвет с белым – розовый; синий с белым – голубой).

5. Дидактическая игра «Собери целое».

6. Отгадывание загадок о народных промыслах.

7. Вырезание по шаблону разделочной доски из бумаги.

8. Выполнение 1 этапа рисования городецкой росписи «Подмалёвок», расположение узора на разделочной доске

 

Методы и приемы: беседа, рассказ, напоминание, худож. слово, поощрения.

 

Демонстративные материалы:

1. Изделия народных промыслов(городецкая).

2. Образец работы.

3. Разделочная доска с выполнением 1 этапа рисования «Подмалёвок».

Ход занятия.

 

1 ч. Вводная.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.

Городецкая роспись зародилась в селе Городец Нижегородской области.

Дети рассказывают стихотворение «Городец»:

 

Есть на Волге город древний

По названию – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

 

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо птицы там порхают,

Будто с сказку нас зовя.

 

Если взглянешь до дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

 

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит.

Птицы яркие летают

И кувшинки расцветают!

 

Воспитатель: Какие предметы расписывают городецкой росписью?

Дети: Городецкой росписью расписывают посуды, картины, мебели.

Воспитатель: Какой фон изделия?

Дети: Фон – цвет дерева.

 

Воспитатель: Какие цвета используются в росписи?

Дети: В росписи используются розовый, красный, голубой, синий, зелёный, белый и чёрный цвета.

 

Воспитатель: Как могут располагаться узоры?

Дети: Узоры можно расположить по центру, по бокам, сверху и снизу, загнутой линией.

 

Воспитатель: Какие элементы росписи используют мастера?

Дети: Розан, ромашку, купавку, бутон, листья, лошадку, птицы.

 

Воспитатель показывает наглядности.

 

Воспитатель: Если начали говорить про цветы, давайте превратимся на цветочки:

 

Физкультминутка «На лугу цветут цветы».

 

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (потягивание – руки в стороны)

Ветер дует иногда

Только это не беда. (машут руками, изображают ветер)

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (потягивание – руки в стороны)

 

2 ч. Основная.

 

Воспитатель: Ребята, на том занятии наши повара прислали разделочные доски без узора и попросили расписать их по образцу.

Показ образца.

 

Давайте поможем нашим поварам. Рисовать будем за столами, занимайте свои рабочие места.

 

1 этап.

Воспитатель: Мы остановились на 1 этапе «Подмалёвок»: рисование кругов: большой круг – розан, а по сторонам маленький круг – купавки, овальные листья.

Воспитатель: Каким цветом расписан розан?

 

Дети: Розан розовый.

Воспитатель: Как получить розовый?

Дети: Смешиваем красный и белый цвета, получается розовый.

Воспитатель: Каким цветом расписаны купавки?

Дети: голубым цветом.

Воспитатель: Как получить голубой?

Дети: Соединяем синий и белый цвета, получится голубой.

 

2 этап.

Воспитатель: А сегодня переходим ко второму этапу выполнения, называется «Оттенёвка», т. е на светлые круги наносятся более яркие цвета, на розовый – красный, на голубой – синий.

 

Начинаем с розана. На кисточку берём красную гуашь и рисуем центр розана – это маленькие кружочки – глазки. Розан окружён лепесточками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Сначала лепесток делаем сверху, снизу, по бокам и между ними.

 

Переходим к купавкам. Делаем глазок и дуги.

 

3 этап.

Воспитатель: Завершающий – «Оживка», т. е именно после неё весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белым и чёрным цветом, прорисовывается многочисленные детали на цветках, листьях в виде усиков, штрихов, дуг (тонкой кистью, точек (тычком).

 

Воспитатель: Хотите попробовать сами

Дети: Да.

 

Воспитатель: Для начала давайте разбудим наши пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

 

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают, И головой кивают.

 

Воспитатель: А теперь, ребята, приступайте к работе. Я уверена, что у вас всё получится.

 

Самостоятельная деятельность детей. (под русскую народную мелодию)

 

3 ч. Заключительная.

 

Дети вывешивают свои работы

Воспитатель: Наши повара очень будут довольны вашими работами. Молодцы!

 

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты Городцом

На весь мир прославилась.

Все работы хороши,

Постарались от души.

 

 

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной группе на тему "Роспись сарафана русским узором"

Полученные умения и навыки в данной непосредственно –образовательной деятельности в дальнейшем могут быть использованы детьми :- в театрализованной деятельности;-в самостоятельной игровой деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...