Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Тема: « Бабушкин Павлово-Посадский платочек» (нетрадиционное рисование) подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Посметюха Виктория Николаевна

Этим занятием мне хотелось бы содействовать развитию интереса детей к искусству и традициям русского народа. Создать условия для того, чтобы каждый воспитанник мог ощутить себя творцом, мастером, осознанно ваяющим авторский Павлово-Посадский платочек.  Я старалась, чтобы яркие эмоции от предварительной работы и данного закрепляющего занятия помогли ребятам воспринимать Павлово-Посадский платок не просто как головной убор, а как символ красоты и любви к русской природе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по  художественно-эстетическому развитию

раздел «изобразительная деятельность»

Тема: « Бабушкин Павлово-Посадский платочек» (нетрадиционное рисование)

подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет

Подготовила:  воспитатель

высшей квалификационной категории

Посметюха Виктория Николаевна

Цель: Создать условия для  развития познавательного интереса у старших дошкольников к истории, к традициям своего народа. Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народному промыслу Подмосковья – Павлово-Посадским платкам.

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • обобщить знания детей о русском народном платке;
  • расширить представление об истории возникновения платка;
  •  формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику – рисование по трафарету на ткани.

2.  Развивающие задачи:

  • содействовать развитию речи детей, обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  • закреплять пространственную ориентировку на отрезе ткани и  умение  составлять узор на квадрате;
  • развивать у детей  память, внимание, фантазию;
  • развивать  у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие;
  • развивать у детей внимание и усидчивость,  творчество, самостоятельность и аккуратность.

 

3. Воспитывающие задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к народным промыслам;
  • воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства;
  • воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Образовательные области:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Работа в групповой библиотеке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно – демонстрационного материала; рассматривание Павлово - Посадских платков в  мини-музее: «Узоры русского платка»;  просмотр  фильма:  «Павлово - Посадские платки -  народные промысла России»; просмотр презентации «О чём расскажет бабушкин Павлово - Посадский платочек». Рассматривание наглядных экспонатов - древнерусских ручных набоек.

Формы организации образовательной деятельности: 

Совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы: 

Игровые, наглядные, вопросы к детям, словесные, активизация словаря, практическая деятельность детей, индивидуальная работа.

Активизация словаря: 

Знакомство с новыми словами: Павлово - Посадский платок, фабрика, резная набойка, мане́ры и цве́тки.

Развивающая предметно-пространственная среда: 

Мини - музей  «Узоры русского платка». Репродукция  народных художников: Федота Васильевича Сычкова, Сурикова Василия Ивановича, Куликова Ивана Семёновича. Игрушка - «сорока». Материалы для продуктивной деятельности: квадратные отрезы ткани на каждого 30х30 , гуашь, кисти, поролоновые губки, трафареты цветов и листьев, непроливашки, влажные салфетки. Магнитофон, диск с русскими народными песнями;  музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Медийная установка для показа презентации; презентация.

Наглядные экспонаты:   Древнерусские  ручные набойки.  Резные дощечки (мане́ры и цве́тки). Ими отпечатывали узор на платках: манерами контур рисунка, а цветками — фон.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт волшебная сказка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Давайте друг с другом  поздороваемся!

Дети становятся в круг и вместе с воспитателем говорят слова – приветствия, подавая друг другу руку.

Приветствие: «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет за дверью. Сейчас узнаю, кому нужна помощь.

Входит  Василиса Премудрая (в русском народном костюме).

Василиса Премудрая:  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Узнали меня? Я – Василиса Премудрая.

Случилась беда, я в лесу оставила свой волшебный Павлово-Посадский платочек на пеньке, когда собирала грибы да ягоды. А когда вернулась за ним, платочка уже не было. Вы поможете  мне  найти и вернуть мой платочек?

Дети: Конечно, поможем!

Василиса Премудрая: Я думаю, что можно  позвать одного лесного жителя, который может знать, кто подобрал мой платочек.

Отгадав загадку, вы узнаете кто это (загадка про сороку).

Василиса Премудрая загадывает загадку:

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей

Всем расскажет всё до срока

Белобокая…………(сорока)

Дети:  Сорока

Василиса Премудрая: Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел?  (подходит к подоконнику и берет игрушку-сороку и спрашивает ее).

Василиса Премудрая: Здравствуй, сорока, ты живёшь в лесу, много видишь, много знаешь, ничего от твоего любопытного взгляда не утаишь. Не видала, ли ты сегодня платочка на пеньке?

(Включается запись с голосом сороки).

Сорока: Здравствуйте! Знаю, видела - видела, кто твой платочек подобрал! сорока загадывает детям загадку:

Всех  зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней

Пышный хвост - ее краса

Ваш платок и унесла.

Дети:  Лисичка.

Василиса Премудрая: Ребята, а Лиса - Патрикеевна просто так не отдаст платочек. Она очень хитрая. Да и платочек то, у меня был не простой, а Павлово-Посадский…красивый. Ребята, а вы знаете, как выглядит этот платок?

Дети: Да, знаем.

Василиса Премудрая: Тогда вы сможете мне помочь. Но я не могу отправиться с вами к лисе.  Мне пора в сказку возвращаться.

Воспитатель: Не переживай, Василиса, мы с ребятами тебе поможем.

Василиса Премудрая: Спасибо, ребята, сорока мне сообщит, когда вы заберете платочек, и я приду к вам снова.

Василиса Прекрасная уходит и уносит игрушку сороку.

Воспитатель: Ребята, а давайте, нарисуем лисе  много красивых Павлово- Посадских  платочков  и подарим, чтобы она согласилась отдать платочек Василисе, который ей так нравится.

Дети: Да, хорошо.

Воспитатель приглашает детей подойти  к выставке платков.

Воспитатель детям задаёт вопросы на закрепления материала.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, сколько красивых платков в нашем мини-музее.

Воспитатель: Ребята, скажите, ваши бабушки и мамы, носят платки?

(Ответы детей).

Давайте с вами,  вспомним  презентацию: «О чём расскажет бабушкин Павлово - Посадский платочек» и ответим на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а какую форму имеет платок?

Дети:  Платок имеет квадратную форму.

Воспитатель: А какой основной узор используют художники?

Дети:  Художники используют цветы, листья.

Воспитатель: Какие цветы?

Дети: Букеты из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков, незабудок.

Воспитатель: Какого цвета фон платков?

Дети: Фон платков: зеленый, синий, красный, белый.

Воспитатель: Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидели?

Ответы детей: Мы увидим, что каждая четвертая часть платка похожа на три остальные.

Воспитатель с детьми рассматривают платок, складывают его на четыре части.

Воспитатель: Если посмотрим на платок, то видим, что  крупный рисунок по краям, мелкий в центре, а по углам - броские цветы.

Ребята, а что  можно делать с такими красивыми платками?

Дети: Платки можно дарить близким, носить на голове, на шее, танцевать с платком, играть.

Воспитатель: Молодцы! Вы ответили правильно на все вопросы.

Воспитатель: А теперь я вас хочу пригласить в мастерскую по изготовлению платков.

Дети вместе с воспитателем подходят к столам  для изготовления платков.  Дети садятся за столы.

Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, сделаем пальчиковую зарядку.

Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём.

Пальцы сжать в кулачки, тереть                                               кулачком по кулачку.

А потом «повыжимаем»,  

Мы платочки отожмём.    

Выполнять движение «выжимаем бельё».

А теперь мы все платочки,

Так встряхнём, так встряхнём.           

Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- вниз.

А теперь платки погладим,  

Мы погладим утюгом.              

Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой.

А теперь платочки сложим, 

И все дружно в шкаф положим.        

Хлопки одной ладошкой по другой.

Положить руки на колени.

Показ воспитателя  нетрадиционной техники рисования платка. 

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать бабушкин Павлово- Посадский платочек,  используя нетрадиционную технику – рисование по трафарету на ткани. Предлагаю вам посмотреть, как я расписываю платок. Рисунок можно нанести с помощью трафарета. При рисовании по трафарету красками мы будем использовать поролоновую губку. Я наношу краску на трафарет поролоновой губкой. Берём отрез ткани, накладываем на него понравившиеся вам трафареты цветов и листиков. Обмакиваем поролон в краску, и наносим на трафарет. Обратите внимание - для каждого цветка и листочка используем отдельный поролон. Трафареты вам  помогут при создании собственных узоров.

Ну а теперь пора и вам побывать в роли мастеров по росписи платков.

Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и ваши платочки прославятся на весь мир.

Самостоятельная работа детей – выполнение узора на платке (звучит чудесная музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов»). 

Воспитатель помогает детям, обратившимся за помощью.

Воспитатель:  (воспитатель рассматривает работы детей) Посмотрите, как красиво получилось!  Мы видим дивный букет из садовых цветов у Саши. Посмотрите, какие они яркие. Не менее яркие и зеленые листья у Оли. А вот на платочке у Вари мелкие цветы: голубые, сиреневые. А на  платочке  у Даниила красные крупные розы.  

Молодцы!  Вижу – все у нас сегодня постарались.

Воспитатель: В зависимости от узора у каждого Павлово-Посадского платка есть своё название.

Послушайте, какие красивые названия дают мастера своим платкам: «Весна», «Сказка», «Тайна», «Метелица», «Фантазия», «Русская красавица», «Радужный»,  «Рябина».

Посмотрите каждый на свой платочек и дайте свое название. Ребята  воспитателю по очереди дают названия своим платкам.

А сейчас с вами отдохнем и  сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Цветок»

В яркий солнечный денек  (исходное положение – сидя на корточках, сомкнув руки над головой).

Золотой расцвел цветок (встать, разводя руки в стороны).

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок (руки на пояс, наклоны вправо и влево).

Сильный ветер дует,

Лепестки волнует (руки к плечам, кружатся).

Воспитатель: А теперь пора отправиться к лисе.

Дети подходят к домику лисы.

Выходит лиса.

Воспитатель: Здравствуй лиса, мы пришли к тебе по просьбе Василисы.

Не у тебя ли, её платочек?

Лиса: Да, я нашла сегодня в лесу красивый платочек,  и отдавать мне его не очень хочется. Но если вы сыграете со мной в игру, я верну вам платочек.

 

Проводится игра «Под платком».

Лиса:

«Вот платочек расписной

Он волшебный, не простой

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать». Дети бегают или ходят под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Лиса накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится  несколько раз.

Лисичка благодарит ребят. Возвращает им платок Василисы. А ребята дарят лисичке свои Павлово- Посадские платочки.

Лиса: Спасибо вам большое ребята, я буду смотреть на ваши платочки, и вспоминать вас.

Дети прощаются с лисой, и она уходит в домик.

Заходит Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая: Мне сорока -  белобока, сообщила радостную новость, что вам удалось  вернуть мой Павлово-Посадский платочек.

Дети вручают ей платочек.

Василиса Премудрая: Спасибо, вам ребята, за помощь. Вы вернули мне мой любимый  платочек. До свидания ребята.

Дети прощаются с Василисой Премудрой.

Василиса Премудрая уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше  приключение? Что больше всего  вам запомнилось?

Сегодня все хорошо поработали. Не забывайте русские народные традиции! Носите русские платки: и в пир, и в мир, и в добрые люди.

 До новых встреч!

Использованная литература:

  1. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания,  обучения и развития детей 2–7лет «Цветные ладошки».
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
  3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992.
  4. Комарова Т. С «Занятия по изобразительной деятельности» старшая группа.
  5. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
  6. Арсеньева Е. В. Старинные узорные ткани России XVI-XX в.. Из фондов Государственного Исторического музея. - М., 1999
  7. Сурганова Г.А. “Русские шали и платки в городском женском костюме ХIХв.” М.1972г.
  8. Толстухина Н.В., Полосина Т.А. “Павловопосадские шали” Москва, "Интербук-бизнес", 2007.

Интернет ресурсы:

фильм  «Павлово - Посадские платки -  народные промысла России» https://yandex.ru/video/preview/?filmId 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга     Конспект образовательной деяте...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»

Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Профессий много на земле, выбирай любую" в подготовительной к школе группе с ТНР

НОД по ранней профориентации детей. Формировать представления детей о разных видах трудовой деятельности и о важном значении профессии в жизни человека....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Север - царство льда и снега» для детей подготовительной к школе группы

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на  Севере.Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, чт...