Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Тема: « Бабушкин Павлово-Посадский платочек» (нетрадиционное рисование) подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Этим занятием мне хотелось бы содействовать развитию интереса детей к искусству и традициям русского народа. Создать условия для того, чтобы каждый воспитанник мог ощутить себя творцом, мастером, осознанно ваяющим авторский Павлово-Посадский платочек. Я старалась, чтобы яркие эмоции от предварительной работы и данного закрепляющего занятия помогли ребятам воспринимать Павлово-Посадский платок не просто как головной убор, а как символ красоты и любви к русской природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
раздел «изобразительная деятельность»
Тема: « Бабушкин Павлово-Посадский платочек» (нетрадиционное рисование)
подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Посметюха Виктория Николаевна
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у старших дошкольников к истории, к традициям своего народа. Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народному промыслу Подмосковья – Павлово-Посадским платкам.
Программные задачи:
- Обучающие задачи:
- обобщить знания детей о русском народном платке;
- расширить представление об истории возникновения платка;
- формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику – рисование по трафарету на ткани.
2. Развивающие задачи:
- содействовать развитию речи детей, обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- закреплять пространственную ориентировку на отрезе ткани и умение составлять узор на квадрате;
- развивать у детей память, внимание, фантазию;
- развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие;
- развивать у детей внимание и усидчивость, творчество, самостоятельность и аккуратность.
3. Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным промыслам;
- воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства;
- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.
Образовательные области:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Работа в групповой библиотеке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно – демонстрационного материала; рассматривание Павлово - Посадских платков в мини-музее: «Узоры русского платка»; просмотр фильма: «Павлово - Посадские платки - народные промысла России»; просмотр презентации «О чём расскажет бабушкин Павлово - Посадский платочек». Рассматривание наглядных экспонатов - древнерусских ручных набоек.
Формы организации образовательной деятельности:
Совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы:
Игровые, наглядные, вопросы к детям, словесные, активизация словаря, практическая деятельность детей, индивидуальная работа.
Активизация словаря:
Знакомство с новыми словами: Павлово - Посадский платок, фабрика, резная набойка, мане́ры и цве́тки.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Мини - музей «Узоры русского платка». Репродукция народных художников: Федота Васильевича Сычкова, Сурикова Василия Ивановича, Куликова Ивана Семёновича. Игрушка - «сорока». Материалы для продуктивной деятельности: квадратные отрезы ткани на каждого 30х30 , гуашь, кисти, поролоновые губки, трафареты цветов и листьев, непроливашки, влажные салфетки. Магнитофон, диск с русскими народными песнями; музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Медийная установка для показа презентации; презентация.
Наглядные экспонаты: Древнерусские ручные набойки. Резные дощечки (мане́ры и цве́тки). Ими отпечатывали узор на платках: манерами контур рисунка, а цветками — фон.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт волшебная сказка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Давайте друг с другом поздороваемся!
Дети становятся в круг и вместе с воспитателем говорят слова – приветствия, подавая друг другу руку.
Приветствие: «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет за дверью. Сейчас узнаю, кому нужна помощь.
Входит Василиса Премудрая (в русском народном костюме).
Василиса Премудрая: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Узнали меня? Я – Василиса Премудрая.
Случилась беда, я в лесу оставила свой волшебный Павлово-Посадский платочек на пеньке, когда собирала грибы да ягоды. А когда вернулась за ним, платочка уже не было. Вы поможете мне найти и вернуть мой платочек?
Дети: Конечно, поможем!
Василиса Премудрая: Я думаю, что можно позвать одного лесного жителя, который может знать, кто подобрал мой платочек.
Отгадав загадку, вы узнаете кто это (загадка про сороку).
Василиса Премудрая загадывает загадку:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей
Всем расскажет всё до срока
Белобокая…………(сорока)
Дети: Сорока
Василиса Премудрая: Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел? (подходит к подоконнику и берет игрушку-сороку и спрашивает ее).
Василиса Премудрая: Здравствуй, сорока, ты живёшь в лесу, много видишь, много знаешь, ничего от твоего любопытного взгляда не утаишь. Не видала, ли ты сегодня платочка на пеньке?
(Включается запись с голосом сороки).
Сорока: Здравствуйте! Знаю, видела - видела, кто твой платочек подобрал! сорока загадывает детям загадку:
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней
Пышный хвост - ее краса
Ваш платок и унесла.
Дети: Лисичка.
Василиса Премудрая: Ребята, а Лиса - Патрикеевна просто так не отдаст платочек. Она очень хитрая. Да и платочек то, у меня был не простой, а Павлово-Посадский…красивый. Ребята, а вы знаете, как выглядит этот платок?
Дети: Да, знаем.
Василиса Премудрая: Тогда вы сможете мне помочь. Но я не могу отправиться с вами к лисе. Мне пора в сказку возвращаться.
Воспитатель: Не переживай, Василиса, мы с ребятами тебе поможем.
Василиса Премудрая: Спасибо, ребята, сорока мне сообщит, когда вы заберете платочек, и я приду к вам снова.
Василиса Прекрасная уходит и уносит игрушку сороку.
Воспитатель: Ребята, а давайте, нарисуем лисе много красивых Павлово- Посадских платочков и подарим, чтобы она согласилась отдать платочек Василисе, который ей так нравится.
Дети: Да, хорошо.
Воспитатель приглашает детей подойти к выставке платков.
Воспитатель детям задаёт вопросы на закрепления материала.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, сколько красивых платков в нашем мини-музее.
Воспитатель: Ребята, скажите, ваши бабушки и мамы, носят платки?
(Ответы детей).
Давайте с вами, вспомним презентацию: «О чём расскажет бабушкин Павлово - Посадский платочек» и ответим на вопросы.
Воспитатель: Ребята, а какую форму имеет платок?
Дети: Платок имеет квадратную форму.
Воспитатель: А какой основной узор используют художники?
Дети: Художники используют цветы, листья.
Воспитатель: Какие цветы?
Дети: Букеты из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков, незабудок.
Воспитатель: Какого цвета фон платков?
Дети: Фон платков: зеленый, синий, красный, белый.
Воспитатель: Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидели?
Ответы детей: Мы увидим, что каждая четвертая часть платка похожа на три остальные.
Воспитатель с детьми рассматривают платок, складывают его на четыре части.
Воспитатель: Если посмотрим на платок, то видим, что крупный рисунок по краям, мелкий в центре, а по углам - броские цветы.
Ребята, а что можно делать с такими красивыми платками?
Дети: Платки можно дарить близким, носить на голове, на шее, танцевать с платком, играть.
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили правильно на все вопросы.
Воспитатель: А теперь я вас хочу пригласить в мастерскую по изготовлению платков.
Дети вместе с воспитателем подходят к столам для изготовления платков. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, сделаем пальчиковую зарядку.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Крепко, крепко их потрём. | Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку. |
А потом «повыжимаем», Мы платочки отожмём. | Выполнять движение «выжимаем бельё». |
А теперь мы все платочки, Так встряхнём, так встряхнём. | Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- вниз. |
А теперь платки погладим, Мы погладим утюгом. | Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой. |
А теперь платочки сложим, И все дружно в шкаф положим. | Хлопки одной ладошкой по другой. Положить руки на колени. |
Показ воспитателя нетрадиционной техники рисования платка.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать бабушкин Павлово- Посадский платочек, используя нетрадиционную технику – рисование по трафарету на ткани. Предлагаю вам посмотреть, как я расписываю платок. Рисунок можно нанести с помощью трафарета. При рисовании по трафарету красками мы будем использовать поролоновую губку. Я наношу краску на трафарет поролоновой губкой. Берём отрез ткани, накладываем на него понравившиеся вам трафареты цветов и листиков. Обмакиваем поролон в краску, и наносим на трафарет. Обратите внимание - для каждого цветка и листочка используем отдельный поролон. Трафареты вам помогут при создании собственных узоров.
Ну а теперь пора и вам побывать в роли мастеров по росписи платков.
Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и ваши платочки прославятся на весь мир.
Самостоятельная работа детей – выполнение узора на платке (звучит чудесная музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов»).
Воспитатель помогает детям, обратившимся за помощью.
Воспитатель: (воспитатель рассматривает работы детей) Посмотрите, как красиво получилось! Мы видим дивный букет из садовых цветов у Саши. Посмотрите, какие они яркие. Не менее яркие и зеленые листья у Оли. А вот на платочке у Вари мелкие цветы: голубые, сиреневые. А на платочке у Даниила красные крупные розы.
Молодцы! Вижу – все у нас сегодня постарались.
Воспитатель: В зависимости от узора у каждого Павлово-Посадского платка есть своё название.
Послушайте, какие красивые названия дают мастера своим платкам: «Весна», «Сказка», «Тайна», «Метелица», «Фантазия», «Русская красавица», «Радужный», «Рябина».
Посмотрите каждый на свой платочек и дайте свое название. Ребята воспитателю по очереди дают названия своим платкам.
А сейчас с вами отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка «Цветок»
В яркий солнечный денек (исходное положение – сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
Золотой расцвел цветок (встать, разводя руки в стороны).
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок (руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует (руки к плечам, кружатся).
Воспитатель: А теперь пора отправиться к лисе.
Дети подходят к домику лисы.
Выходит лиса.
Воспитатель: Здравствуй лиса, мы пришли к тебе по просьбе Василисы.
Не у тебя ли, её платочек?
Лиса: Да, я нашла сегодня в лесу красивый платочек, и отдавать мне его не очень хочется. Но если вы сыграете со мной в игру, я верну вам платочек.
Проводится игра «Под платком».
Лиса:
«Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать». Дети бегают или ходят под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Лиса накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Лисичка благодарит ребят. Возвращает им платок Василисы. А ребята дарят лисичке свои Павлово- Посадские платочки.
Лиса: Спасибо вам большое ребята, я буду смотреть на ваши платочки, и вспоминать вас.
Дети прощаются с лисой, и она уходит в домик.
Заходит Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая: Мне сорока - белобока, сообщила радостную новость, что вам удалось вернуть мой Павлово-Посадский платочек.
Дети вручают ей платочек.
Василиса Премудрая: Спасибо, вам ребята, за помощь. Вы вернули мне мой любимый платочек. До свидания ребята.
Дети прощаются с Василисой Премудрой.
Василиса Премудрая уходит.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше приключение? Что больше всего вам запомнилось?
Сегодня все хорошо поработали. Не забывайте русские народные традиции! Носите русские платки: и в пир, и в мир, и в добрые люди.
До новых встреч!
Использованная литература:
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7лет «Цветные ладошки».
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992.
- Комарова Т. С «Занятия по изобразительной деятельности» старшая группа.
- Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
- Арсеньева Е. В. Старинные узорные ткани России XVI-XX в.. Из фондов Государственного Исторического музея. - М., 1999
- Сурганова Г.А. “Русские шали и платки в городском женском костюме ХIХв.” М.1972г.
- Толстухина Н.В., Полосина Т.А. “Павловопосадские шали” Москва, "Интербук-бизнес", 2007.
Интернет ресурсы:
фильм «Павлово - Посадские платки - народные промысла России» https://yandex.ru/video/preview/?filmId
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Конспект образовательной деяте...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»
Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...
Территориальный конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года - 2020". Непосредственно - образовательная деятельность ОО "Речевое развитие" ФГОС ДО Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" (подготовительная к школе группа)
НОД по развитию связной речи "Дикие животные"....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Профессий много на земле, выбирай любую" в подготовительной к школе группе с ТНР
НОД по ранней профориентации детей. Формировать представления детей о разных видах трудовой деятельности и о важном значении профессии в жизни человека....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Север - царство льда и снега» для детей подготовительной к школе группы
Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, чт...