Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к русской художественной культуре, посредством декоративно-прикладного творчества."
консультация по рисованию
Краткая история возникновения декоративно-прикладного творчества, его виды и использование детских работ с элементами различных видов росписей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_tvorchestvo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Калининграда
детский сад № 124
Консультация для воспитателей на тему:
«Приобщение дошкольников к русской художественной культуре,
посредством декоративно-прикладного творчества».
Воспитатель :
Белая Т.Б.
Калининград
2020г.
Цель: формирование устойчивого интереса у дошкольников к истории и культуре нашего народа в процессе приобщения детей к народному декоративно - прикладному искусству.
Задачи:
1.Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2.Формирование обобщенных знаний и умений.
3.Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
4.Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
5.Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
История развития декоративного искусства.
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент. С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и изысканности декора. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии, Корее.
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
- Основные виды декоративно-прикладного искусства
1.Батик
2.Гобелен
6.Керамика
7.Вышивка
8.Вязание
9.Макраме
10.Ковроделие
13.Художественная роспись по дереву
б)Хохлома
14.Художественная роспись по металу
15.Художественная роспись по керамике
а)Гжель
16.Художественное вырезание из бумаги
17.Художественная обработка кожи
18.Художественная обработка металла
а)Христианская оловянная миниатюра
в)Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
г)Художественное литье из чугуна
19.Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
а)Витраж
в)Мозаика
21.Набойка
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканные полотенца.
В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой- забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Дальнейшему развитию интереса дошкольников к декоративно-прикладному творчеству способствует соответствующая предметно-развивающая среда. При создании ее необходимо учитывать создание для каждого ребенка возможности реализации собственных творческих планов. В “центре искусства”необходимо подобрать дидактические и развивающие игры; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновская игрушка”, “Жостово” и др., оформить таблицы с элементами народных росписей. Должен быть различный иллюстрированный материал, подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
В педагогическом процессе можно использовать народное искусство следующим образом: оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге, ознакомление детей с народным искусством, развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление, применение и использование, в последствии, детских работ для развития мини-музея в группах или украшения групповых помещений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.
Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...
консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...
Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»
Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...
Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"
Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...