Консультация для педагогов: «Декоративное рисование в средней и старшей группе (программа воспитания и обучения (прохождение программы), методы и приемы обучения»
консультация по рисованию (старшая группа)

Поляничко Евгения Александровна

Декоративное рисование в средней и старшей группе (программа воспитания и обучения (прохождение программы), методы и приемы обучения.

Средняя группа

Программа воспитания и обучения   

Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Воспитателю необходимо развивать эстетические чувства детей. Этому, в частности, способствует введение декоративного рисо­вания, когда ставится задача украсить полоску, квадратик, вы­полнить красивый узор для подарка. Детям предоставляется воз­можность выбирать цвета, которые им больше нравятся, кажутся красивее в сочетании друг с другом.

На занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги. Вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Для декоративного рисования воспитатель дает также вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки и т. д.

В зависимости от характера формы листа бумаги дети учатся располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу. При этом воспитатель учит детей создавать узор по образцу и по замыслу.

Прохождение программы

В конце II или в начале III квартала вводятся занятия декоративным рисованием. Иногда можно начинать их и ранее. Первые узоры дети выполняют на полосках бумаги. Воспитатель указывает на то, что полосы в одних случаях шире, в других — уже, показывает, как путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге можно получить яркие мазки (прием «приманивания»). При этом воспитатель должен объяснить детям, что для получения ровного мазка кисть следует полностью  погрузить в краски.

Вначале при освоении этого приема желательно дать детям краску одного цвета и все внимание обратить на ритм движе­ний руки с кистью. Дети могут рисовать узор для дорожки из мазков, которые ритмично следуют один за другим.

На следующих занятиях можно давать краску двух цветов и более. Воспитатель предлагает детям красиво чередовать цвета для украшения коврика, дорожки. Заботясь о красивых сочета­ниях, воспитатель заранее подбирает цвета красок. Это особенно, важно в тех случаях, когда детям предлагается ко дню 8 Марта в подарок маме, бабушке украсить узором закладку в книгу, салфеточку.

Педагог должен помнить о большом воспитательном значении таких занятий, пробуждать у детей желание выполнить работу как можно лучше, чтобы доставить радость близким, родным.

Постепенно на занятиях декоративным рисованием воспита­тель учит детей вносить новые элементы узора (полосы, точки). Хотя они очень просты, но красота их в ритмичности, цветосочетании. Воспитателю следует обращать внимание детей на эти особенности узора при рассматривании образцов и детских работ.

После украшения полосы задача усложняется — дети распи­сывают квадрат. Они узнают, что у него четыре угла и все стороны равны.

Воспитатель показывает последовательность построения узо­ра в четырех углах квадрата, чтобы получился красивый коврик, платочек, салфеточка.

Постепенно при освоении композиции узора на квадрате ус­ложняется последовательность его выполнения. Воспитатель по­казывает, как наносить узор посередине квадрата (середина от­мечается заранее). В целях развития эстетического восприятия следует обращать внимание детей на красоту симметричных узоров, показывать им разные образцы, например, в одном — узор выполнен по сторонам и углам квадрата, в другом — в середине крупный узор, а в углах более мелкий.

Большое значение для украшения имеет цвет самих кругов, квадратов, а не только наносимый на них узор. Поэтому воспи­тателю надо уметь подбирать цветную бумагу, из которой наре­заются квадраты для декоративного рисования. На белой бумаге все цвета выглядят более резко и, кроме того, не получается тех богатых цветосочетаний, которые можно создать благодаря цветному фону. Элементы узора, которыми располагают дети, еще бедны, комбинации их однообразны, и красоту узору при­дает красивое цветосочетание.

Методы и приемы обучения

Воспитатель  должен  помнить,  что  усвоение         элементов  узора — мазков, точек,  полос,  колец — является вместе с тем и усвоением какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его выполнении. Повторение маз­ков, точек, полос в узоре равномерно. При показе воспитатель под­черкивает ритмичность движений и самим характером их и приговариванием короткого слова, например: «еще, еще», «так, так».

В тех случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего воспита­тель дает детям возможность увидеть узор в целом. Затем выде­ляет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель указывает на образце пов­торные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изоб­ражению. Затем уточняет последовательность выполнения.

Показ способов создания узора после такого объяснения на образце бывает нужен только на первых норах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение маз­ков прижиманием кисти плашмя. Если усваивается только распо­ложение узора, а элементы его знакомы детям, показа можно и не давать. В некоторых случаях можно вызвать несколько детей для того, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-либо построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета сравнительно с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия проводятся без образцов.

Старшая группа

Программа воспитания и обучения

Рисование детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. Педагог способствует формированию замысла у детей, учит их заранее продумывать содержание ри­сунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения.

Так как эстетическое развитие, полученное в предшествую­щие годы, приобретает новые черты, воспитатель должен разви­вать у детей 5 лет восприятие и сознательную оценку произ­ведений изобразительного искусства, в частности декоративного. В рисовании узоров он учит детей стремиться к выразительности образа, к красоте цветосочетаний и гармоничности форм, к рит­мичному расположению изображений.

Воспитатель должен усложнять элементы узора, с которыми дети познакомились в средней группе. Дети усваивают способ рисования но­вых форм — дуга, волнистая линия. Учатся применять в качестве эле­ментов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.

Педагог знакомит детей с правилами симметричного располо­жения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике.

Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одеж­ду, например силуэты платьев, лыжного костюма, чашки, кув­шины, вазы и др.

Педагог учит детей старшей группы самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Педагог учит детей проводить прямые линии в разных на­правлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигу­ры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плаш­мя для получения мазка. Рисование концом кисти тонких линий, более ши­роких полос боковой стороной ворса.

Прохождение программы

1 квартал

На занятиях декоративным рисованием в I квартале дети вначале повторяют те элементы, которые они освоили в сред­ней группе: мазки прикладыванием кисти плашмя, точки, полосы, круги. Усвоение навыка нанесения мазков в разных направлениях

позволяет изобразить лепестки цветов, листья. Дети могут на­рисовать желтые и оранжевые ноготки, которые цветут до позд­ней осени. Лучше ограничиться изображением венчиков цветов с короткими стебельками. Лепестки рисуют вокруг серединки. Наносят их в определенном порядке: верхний, нижний, правый, левый (накрест) и между нарисованными. Такой порядок по­зволяет располагать лепестки равномерно.

2 квартал

Совершенствуется техника владения кистью как в декора­тивном рисовании, так и при изображении предметов и явлений. Темп рисования кистью убыстряется, дети приобретают известную ловкость в обращении с нею. Навык рисования концом кисти тонких линий, а также широких линий путем прикладывания ворса плашмя к этому времени должен быть усвоен прочно.

3 квартал

К весне воспитатель должен подвести детей к созданию узо­ров, требующих симметричного построения — на круге, розете. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски, которые служат для изображения растительных мотивов — венчиков цветов, ягод, листьев и веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы, по сторонам и углам или фестонам розеты, по окружно­сти — наносится более легкий узор.

Характер узора может изменяться в зависимости от назначе­ния рисунка: будет ли это салфетка, скатерть на кукольный стол, верхняя крышка коробки, спинка игрушечного стула и пр.

Дети могут придумывать узоры для головных платков, а взрослые выполнят их на ткани для костюмов, в которых дети выступят на празднике 1 Мая. Декоративные рисунки исполь­зуются для подарков к 8 Марта.

Воспитатель может предложить детям самостоятельно по своему замыслу выполнить узор па полоске; («закладка в книгу»), на кувшине, вазе, вырезанным из бумаги. Эти работы особенно приятно подарить маме, бабушке в праздник.

Декоративное рисование имеет большое значение для воспи­тания чувства цвета, художественного вкуса. Поэтому очень важ­но для каждого занятия продуманно давать разные цвета и от­тенки, направлять детей на самостоятельные поиски новых цветосочетаний.

Методы и приемы обучения

При обучении детей составлению узоров воспитатель обращает внимание на усвоение способов расположения узора на квадрате, круге, розете, симметричного размещения элементов узора на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуду, одежду, вещи). Украшение узором предмета, вырезан­ного из цветной бумаги, дает детям гораздо большее удовлетво­рение, чем простое заполнение геометрической фигуры. Когда ребенок видит перед собой силуэт платья, шапочки, рукавички, фартучки, он не просто наносит узор, а задумывается над его расположением. Чтобы платье получилось красивым, можно узор нарисовать на рукавах и па подоле (так иногда украшают его вышивкой). Можно разбросать цветы но всему платью — тоже получится очень нарядно.

Воспитатель, учит детей замечать различное сочетание цве­тов в узорах, то ярких, контрастных, то нежных, пастельных. Он предлагает им самостоятельно придумать узоры разных соче­таний для того, чтобы постепенно научить передавать их красоту и своеобразие в рисунке.

Целесообразно иметь в группе различные лоскутки, чтобы дети могли в свободное время их рассматривать. Альбомы по декоративно прикладному искусству воспитатель также исполь­зует как художественный материал, который будет способство­вать развитию у детей эстетического восприятия. При рассматри­вании композиции орнаментов дети способны сами показать и объяснить расположение узора (по углам, в середине, по сторонам и т. д.).

Воспитатель должен предоставить детям старшей группы зна­чительную самостоятельность при анализе узоров. Приобретению такого умения способствуют организуемые в группе, детском саду временные выставки предметов, украшенных узорами.

В создании узора важна последовательность нанесения эле­ментов, и дети могут сами показать, какой способ надо приме­нить при выполнении того или другого узора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_izo.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование в средней и старшей группе (программа воспитания и обучения (прохождение программы), методы и приемы обучения.

Средняя группа

Программа воспитания и обучения        

Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Воспитателю необходимо развивать эстетические чувства детей. Этому, в частности, способствует введение декоративного рисования, когда ставится задача украсить полоску, квадратик, выполнить красивый узор для подарка. Детям предоставляется возможность выбирать цвета, которые им больше нравятся, кажутся красивее в сочетании друг с другом.

На занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги. Вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Для декоративного рисования воспитатель дает также вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки и т. д.

В зависимости от характера формы листа бумаги дети учатся располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу. При этом воспитатель учит детей создавать узор по образцу и по замыслу.

Прохождение программы

В конце II или в начале III квартала вводятся занятия декоративным рисованием. Иногда можно начинать их и ранее. Первые узоры дети выполняют на полосках бумаги. Воспитатель указывает на то, что полосы в одних случаях шире, в других — уже, показывает, как путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге можно получить яркие мазки (прием «приманивания»). При этом воспитатель должен объяснить детям, что для получения ровного мазка кисть следует полностью  погрузить в краски.

Вначале при освоении этого приема желательно дать детям краску одного цвета и все внимание обратить на ритм движений руки с кистью. Дети могут рисовать узор для дорожки из мазков, которые ритмично следуют один за другим.

На следующих занятиях можно давать краску двух цветов и более. Воспитатель предлагает детям красиво чередовать цвета для украшения коврика, дорожки. Заботясь о красивых сочетаниях, воспитатель заранее подбирает цвета красок. Это особенно, важно в тех случаях, когда детям предлагается ко дню 8 Марта в подарок маме, бабушке украсить узором закладку в книгу, салфеточку.

Педагог должен помнить о большом воспитательном значении таких занятий, пробуждать у детей желание выполнить работу как можно лучше, чтобы доставить радость близким, родным.

Постепенно на занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей вносить новые элементы узора (полосы, точки). Хотя они очень просты, но красота их в ритмичности, цветосочетании. Воспитателю следует обращать внимание детей на эти особенности узора при рассматривании образцов и детских работ.

После украшения полосы задача усложняется — дети расписывают квадрат. Они узнают, что у него четыре угла и все стороны равны.

Воспитатель показывает последовательность построения узора в четырех углах квадрата, чтобы получился красивый коврик, платочек, салфеточка.

Постепенно при освоении композиции узора на квадрате усложняется последовательность его выполнения. Воспитатель показывает, как наносить узор посередине квадрата (середина отмечается заранее). В целях развития эстетического восприятия следует обращать внимание детей на красоту симметричных узоров, показывать им разные образцы, например, в одном — узор выполнен по сторонам и углам квадрата, в другом — в середине крупный узор, а в углах более мелкий.

Большое значение для украшения имеет цвет самих кругов, квадратов, а не только наносимый на них узор. Поэтому воспитателю надо уметь подбирать цветную бумагу, из которой нарезаются квадраты для декоративного рисования. На белой бумаге все цвета выглядят более резко и, кроме того, не получается тех богатых цветосочетаний, которые можно создать благодаря цветному фону. Элементы узора, которыми располагают дети, еще бедны, комбинации их однообразны, и красоту узору придает красивое цветосочетание.

Методы и приемы обучения

Воспитатель  должен  помнить,  что  усвоение        элементов  узора — мазков, точек,  полос,  колец — является вместе с тем и усвоением какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его выполнении. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно. При показе воспитатель подчеркивает ритмичность движений и самим характером их и приговариванием короткого слова, например: «еще, еще», «так, так».

В тех случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом. Затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель указывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению. Затем уточняет последовательность выполнения.

Показ способов создания узора после такого объяснения на образце бывает нужен только на первых норах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показа можно и не давать. В некоторых случаях можно вызвать несколько детей для того, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-либо построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета сравнительно с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия проводятся без образцов.

Старшая группа

Программа воспитания и обучения

Рисование детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. Педагог способствует формированию замысла у детей, учит их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения.

Так как эстетическое развитие, полученное в предшествующие годы, приобретает новые черты, воспитатель должен развивать у детей 5 лет восприятие и сознательную оценку произведений изобразительного искусства, в частности декоративного. В рисовании узоров он учит детей стремиться к выразительности образа, к красоте цветосочетаний и гармоничности форм, к ритмичному расположению изображений.

Воспитатель должен усложнять элементы узора, с которыми дети познакомились в средней группе. Дети усваивают способ рисования новых форм — дуга, волнистая линия. Учатся применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.

Педагог знакомит детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике.

Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одежду, например силуэты платьев, лыжного костюма, чашки, кувшины, вазы и др.

Педагог учит детей старшей группы самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Педагог учит детей проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса.

Прохождение программы

1 квартал

На занятиях декоративным рисованием в I квартале дети вначале повторяют те элементы, которые они освоили в средней группе: мазки прикладыванием кисти плашмя, точки, полосы, круги. Усвоение навыка нанесения мазков в разных направлениях

позволяет изобразить лепестки цветов, листья. Дети могут нарисовать желтые и оранжевые ноготки, которые цветут до поздней осени. Лучше ограничиться изображением венчиков цветов с короткими стебельками. Лепестки рисуют вокруг серединки. Наносят их в определенном порядке: верхний, нижний, правый, левый (накрест) и между нарисованными. Такой порядок позволяет располагать лепестки равномерно.

2 квартал

Совершенствуется техника владения кистью как в декоративном рисовании, так и при изображении предметов и явлений. Темп рисования кистью убыстряется, дети приобретают известную ловкость в обращении с нею. Навык рисования концом кисти тонких линий, а также широких линий путем прикладывания ворса плашмя к этому времени должен быть усвоен прочно.

3 квартал

К весне воспитатель должен подвести детей к созданию узоров, требующих симметричного построения — на круге, розете. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски, которые служат для изображения растительных мотивов — венчиков цветов, ягод, листьев и веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы, по сторонам и углам или фестонам розеты, по окружности — наносится более легкий узор.

Характер узора может изменяться в зависимости от назначения рисунка: будет ли это салфетка, скатерть на кукольный стол, верхняя крышка коробки, спинка игрушечного стула и пр.

Дети могут придумывать узоры для головных платков, а взрослые выполнят их на ткани для костюмов, в которых дети выступят на празднике 1 Мая. Декоративные рисунки используются для подарков к 8 Марта.

Воспитатель может предложить детям самостоятельно по своему замыслу выполнить узор па полоске; («закладка в книгу»), на кувшине, вазе, вырезанным из бумаги. Эти работы особенно приятно подарить маме, бабушке в праздник.

Декоративное рисование имеет большое значение для воспитания чувства цвета, художественного вкуса. Поэтому очень важно для каждого занятия продуманно давать разные цвета и оттенки, направлять детей на самостоятельные поиски новых цветосочетаний.

Методы и приемы обучения

При обучении детей составлению узоров воспитатель обращает внимание на усвоение способов расположения узора на квадрате, круге, розете, симметричного размещения элементов узора на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуду, одежду, вещи). Украшение узором предмета, вырезанного из цветной бумаги, дает детям гораздо большее удовлетворение, чем простое заполнение геометрической фигуры. Когда ребенок видит перед собой силуэт платья, шапочки, рукавички, фартучки, он не просто наносит узор, а задумывается над его расположением. Чтобы платье получилось красивым, можно узор нарисовать на рукавах и па подоле (так иногда украшают его вышивкой). Можно разбросать цветы но всему платью — тоже получится очень нарядно.

Воспитатель, учит детей замечать различное сочетание цветов в узорах, то ярких, контрастных, то нежных, пастельных. Он предлагает им самостоятельно придумать узоры разных сочетаний для того, чтобы постепенно научить передавать их красоту и своеобразие в рисунке.

Целесообразно иметь в группе различные лоскутки, чтобы дети могли в свободное время их рассматривать. Альбомы по декоративно прикладному искусству воспитатель также использует как художественный материал, который будет способствовать развитию у детей эстетического восприятия. При рассматривании композиции орнаментов дети способны сами показать и объяснить расположение узора (по углам, в середине, по сторонам и т. д.).

Воспитатель должен предоставить детям старшей группы значительную самостоятельность при анализе узоров. Приобретению такого умения способствуют организуемые в группе, детском саду временные выставки предметов, украшенных узорами.

В создании узора важна последовательность нанесения элементов, и дети могут сами показать, какой способ надо применить при выполнении того или другого узора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе"

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе""РАДУГА КРАСОК"Разработана для средней и старшей гр....

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (декоративное рисование) Тема: «Сказочная птица» старшая группа

КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо изобразительной деятельности(декоративное рисование)Тема: «Сказочная птица»старшая группа  Воспитатель:Евгения Владимировна...

Конспект итогового коррекционного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну» с помощью методов и приемов инфографики.

1.Образовательные: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.2.Коррекционно-развивающие: закрепить упо...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа (разработана на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 43»)

Рабочая программа старшей группы спроектирована на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский са...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет старшей группы составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» старшая группа.Программа определяет содерж...