Творческий мир правополушарного рисования
проект по рисованию (подготовительная группа)

В соответствии с ФГОС традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Эта методика полезна детям. Дети проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. К двум годам ребенок может изобразить (при помощи символов, точек, кружочков, палочек,) человечка. К пяти годам ребенок уже рисует сюжетные картинки.

Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятие мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок не обращая внимание на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключить логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и иного чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ppr.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

РАССМОТРЕНО:

Педагогическим советом

Протокол №  от

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «ДС «Сказка»

__________________Т.С. Чегринец

Приказ от _________2020 № _____

ПРОЕКТ

ТВОРЧЕСКИЙ МИР ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

                                                   Автор-разработчик:

                                                   Кондратенко Людмила Васильевна,

                                                   воспитатель,

                                                   I квалификационная категория

МУРАВЛЕНКО 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

Введение

3

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

4

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

7

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Участники Проекта

8

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

8

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

8

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

10

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

11

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

11

3.2.

Программно-методическое обеспечение

11

4

Список использованной литературы

12

ПРИЛОЖЕНИЕ

13

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: художественно-эстетический

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители

Срок выполнения: долгосрочный

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 5-7 лет

Введение

В соответствии с ФГОС традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Эта методика полезна детям. Дети проявляют интерес к рисованию с первого года жизни. К двум годам ребенок может изобразить (при помощи символов, точек, кружочков, палочек,) человечка. К пяти годам ребенок уже рисует сюжетные картинки.

Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятие мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок не обращая внимание на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключить логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и иного чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника. Этот вид деятельности тесно связан с самостоятельной практической и творческой активностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

        Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся изодеятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Меня заинтересовал уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому».

Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской премии в области деятельности головного мозга).

Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс).

Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, 2 каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария, а именно:

 видеть контуры вместо фигуры;

 различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон);

  видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);

 видеть работу света и тени;

 собирать отдельные элементы в целостное восприятие.

Основные навыки

Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и двух тренировочных.

Базовые навыки:

1. Восприятие краёв.

2. Восприятие пространства.

3. Восприятие соотношений.

4. Восприятие света и тени.

5. Восприятие целостного образа.

Тренировочные навыки:

1. Рисование по памяти

2. Рисование при помощи воображения.

Преимущества правополушарного рисования:

1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.

2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.

3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.

4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
        
Польза методики

1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля» с использованием одного только воображения.

2. Это волшебное путешествие к источнику своих собственных творческих способностей, приобретение чувства вдохновения. Рисование правым полушарием - это психологический тренинг креативности, снятие стереотипов восприятия, мышления, видения, а также тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики.

3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.

4. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Популярность метода

Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работать без усталости, вдохновенно.

Используемый метод:

– позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна

Развитие речи и интеллектуального мышления детей через обучение изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорить.

Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа; это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.

Актуальность

Занятия ППР позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

1.2 Цели и задачи реализации проекта

Цель - развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей детей через методику правополушарного рисования.

Задачи: 

Обучающая - учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные навыки в процессе рисования.     Развивающая - развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная - формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

1.3 Ожидаемые результаты реализации проекта

 Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой.

 Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

 Развиваются навыки дошкольников по составлению сюжетов.

 Дети учатся цветоведению и экспериментированию.

 Развивается связная речь.

 Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.

 Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

 Расширение и обогащение художественного опыта.

 Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

 Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).

 Формирование навыков трудовой деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Участники Проекта

Воспитанники группы, воспитатель, родители.

2.2 Сроки и этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный: (сентябрь 2020) – Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей. 

Второй этап - внедренческий: (октябрь 2020 – апрель 2021г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста. 

Третий этап - обобщающий: (апрель – май 2021г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

2.3 Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

Принципы проведения занятий: 

 системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

 наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

 цикличность построения занятия – занятия строятся на основе предыдущего занятия;

 доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

 проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

 развивающий и воспитательный характер обучения – занятия направлены на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Приемы и методы, используемые на занятиях: 

 эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

 практические упражнения, дидактические игры;

  словесные методы и приемы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка;

 наглядные методы и приемы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу: 

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Принципы реализации проекта:

-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;  

-принцип доступности,  обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей   детей;

 -принцип последовательности и концентричности,  обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное  развитие»;

-принцип системности;  

 -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;  

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю  ребёнку право выбора);

-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);

-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);

-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);

-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).  

Средства обучения, используемые при работе с детьми:

 наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

      В ходе реализации проекта  используются разнообразные формы работы

-с родителями: анкетирование, беседы,  консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ППР, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников».

2.4 План мероприятий по реализации проекта

 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

 Тематические выставки в ДОУ.

 Участие выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

 Творческий отчет воспитателя.

Ожидаемые результаты освоения программы: 

 Дети узнают новое об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой.

 Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

 Развиваются навыки дошкольников по составлению сюжетов.

 Дети учатся цветоведению и экспериментированию.

 Развивается связная речь.

 Учатся уважительно относиться к работам товарищей, при этом объективно оценивать свою работу.

 Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

 Расширение и обогащение художественного опыта.

 Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

 Овладение простейшими операциями (работы с гуашью и акварелью, карандашом).

 Формирование навыков трудовой деятельности.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-технические условия реализации Проекта

 методическая литература;

 гуашь 12 цветов;

 кисти разных размеров;

 акварельная бумага.

3.2 Программно-методическое обеспечение

1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

 Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.

2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.

6. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить

творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

Список использованной литературы:

  1. Ершова, Е. Г. Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Ершова, Н. И. Отришко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 66-69.
  2. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа              дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
  4. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения правополушарного рисования

Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат. Узнайте, как выполнять эти техники для активности правополушарного режима.

Вверх ногами

Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так: выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование

Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель

Для этого на правое полушарие упражнения понадобится дополнительное приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

19.11.2019 «Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»

laquo;Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»Существует множество технологий для развития творческих  способност...

Презентация "Использование техники правополушарного рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

    Правополушарное  рисование – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскр...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.

Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию...

ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ, КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Этапы развития детского рисунка;Достоинства этого метода;Почему мы рекомендуем заниматься правополушарным рисованием;Техники, используемые в правополушарном рисовании....

Отчет по индивидуальному плану самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.Разработан американской преподавательни...

Программа по выявлению и развитию у дошкольников творческих способностей «Правополушарное рисование».

Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейз...

Программа дополнительного образования по художественно творческому развитию правополушарное рисование "РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «99»  Согласована и утвержденапедагогическим советомпротокол №от «...