ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Леонардо»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Важнейшей задачей в условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры, становится повышение эффективности художественного образования. Попыткой решения этой проблемы является данная дополнительная образовательная программа «Леонардо», которая направлена на развитие творческих способностей детей.
Дополнительная образовательная программа «Леонардо» имеет художественную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_ivashkina.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К. САЛМАНОВА
УТВЕРЖДЕНО Приказ №12-ГС-13-556/18 «17» августа 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР С.А.Кучина «15» августа 2018г. | РАССМОТРЕНО на заседании ЦДОД Протокол от 16.05.2018 № 9 Руководитель ЦДОД С.Ю.Жернакова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Леонардо»
Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Количество учебных часов в год: 34 Автор-составитель программы: Ивашкина Екатерина Андреевна, педагог дополнительного образования |
г. Сургут,
2019 г.
Паспорт дополнительной образовательной программы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Ф.К.Салманова
Название программы | «Леонардо» |
Направленность программы | Художественная |
Уровень программы | |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Ивашкина Екатерина Андреевна, педагог дополнительного образования |
Год разработки | 2019 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | - |
Информация о наличии рецензии | |
Цель | формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении посредством изобразительного творчества. |
Задачи | Обучающие задачи: - ознакомление с основными художественными керамическими промыслами России, народными праздниками, традициями и обычаями; - формирование специфических умений и навыков при создании необычных композиций росписи. Развивающие задачи: - развитие у воспитанников мелкой моторики, формирование зрительно-пространственных представлений; - развитие художественного вкуса, эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям декоративно-прикладного творчества; - развитие мотивации ребенка к творческому поиску; развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе, формирование дружеских отношений. Воспитательные задачи: - воспитание интереса к народной культуре; - воспитание уважительного отношения к традиционной культуре русского народа. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Личностные результаты: - уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - умение сотрудничать с детьми в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. Метапредметные: -овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -умение организовать рабочее место; -приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством. Предметные результаты: -имеют представление о народных промыслах; -знают историю возникновения и развития каждой традиции, приемы росписи; -умеют распознавать и анализировать каждую традицию по характерным стилистическим признакам; -приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами. |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов в неделю/ год | 1 ч. /34ч. |
Возраст обучающихся | 6-7 лет |
Формы занятий | Групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные. |
Методическое обеспечение | Копилка электронных ресурсов «Цифровой портфель» (мультимедийные учебные пособия, художественные программы, видеоролики, презентации, слайд-фильмы, тестовые задания, мастер-классы). Специальная литература и практические пособия по ИЗО и ДПИ. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Созданы условия для реализации программы. Имеется в наличии необходимое оборудование: стол для педагога, столы для учащихся, стулья, доска, мольберты. Компьютер, интерактивная доска и периферия. Материалы и инструменты для живописи,графики, ДПИ. |
ВВЕДЕНИЕ
В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Поэтому, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, мы считаем, что решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваем творческий потенциал ребенка.
Развитие творческих способностей в условиях дополнительного образования предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.
Важнейшей задачей в условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры, становится повышение эффективности художественного образования. Попыткой решения этой проблемы является данная дополнительная образовательная программа «Леонардо», которая направлена на развитие творческих способностей детей.
Дополнительная образовательная программа «Леонардо» имеет художественную направленность.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения:
- Л.С. Выготского, который рассматривал творчество как создание нового и А. Маслоу, считающего, что подлинное творчество проявляется у человека и в реальной повседневной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения;
- теорию влияния искусства на воспитание (Е. Коротеева);
- идеи педагогики сотрудничества (В.А. Бухвалов, С. Соловейчик);
- идеи разновозрастного коллектива (О. Леонтьева, И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин, Б.Т.Лихачев).
Творческие способности – это качества личности, которые позволяют в процессе деятельности создавать что-то новое, уникальное. Художественно-творческая деятельность включает в себя не только процесс созидания, но и восприятия, общения, а на определенном этапе работы с детьми становится мощным стимулом для взаимодействия, дружбы и общей радости.
В отличие от других видов творчества, художественная деятельность имеет фиксированный результат в виде живописных, графических, декоративно-прикладных и других произведений. К этим продуктам творческой деятельности всегда можно обратиться: рассмотреть, показать, подарить. В этом случае поднимается социальная значимость успеха ребенка, формируется его уважительное отношение и интерес к себе.
1.1.Пояснительная записка
Новизна и актуальность программы осуществляется в объединении различных видов декоративно-прикладного искусства, с целью открыть детям богатый и разнообразный мир прикладного творчества, выявить и развить их творческие способности. Изобразительное и декоративное искусство расширяет и углубляет представления ребенка о красоте, добре, о торжестве гармонии над хаосом, воспитывает сопереживание и сочувствие к окружающим. Именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Оно выступает как «защитный пояс», охраняющий ребенка от пагубного влияния средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма.
Декоративное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано, эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Важное место в декоративном искусстве занимает художественное народное творчество – это мощное средство эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать ребенку любовь к родному краю, учить его видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых, вызывают позитивные эмоции, что в свою очередь формирует положительные чувства.
Отличительной особенностью программы является то, что обучаются все желающие, а не специально отобранные, способные к изобразительному творчеству дети. Педагог обеспечивает, развивает и прививает любовь и интерес к творчеству. Независимо от способностей ребенка, его надо заинтересовать, разбудить в нем желание что-то творить и создавать, вселить уверенность в его возможности. Необходим индивидуальный подход к каждому. Кроме того, как говорилось ранее, в программу включены самые разнообразные виды ДПИ.
Адресат программы. Программа адресована воспитанникам от 6 до 7 лет, заинтересованных в получении знаний и умений в данном направлении художественного творчества.
Объем программы составляет: 34 часа, наполняемость учебной группы 12 человек.
Формой организации образовательного процесса являются групповые занятия. Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы: занятие-игра; занятие-путешествие (экскурсия); мастер-класс; занятие-конкурс; занятие-упражнение.
Практическая значимость программы: выбрав курс дополнительного образования «Леонардо» знакомятся со многими видами прикладного искусства и приобретают «разноцветные» знания и умения. Во время практических работ используются самые разнообразные художественные материалы и техники, которые обладают своими выразительными особенностями и содействуют развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражения детей. Самостоятельная практическая деятельность воспитанников
Особенности психофизического развития детей 6-7 лет: Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год. Общее количество учебных занятий в год – 34 ч., количество часов в неделю –1 ч., количество учебных недель – 38. Занятия проводятся с учетом индивидуальных способностей детей.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия в группах проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного часа занятия 30 мин.
Оптимальное количество человек в группе 10-15 человек. В таком случае работа осуществляется с применением индивидуального подхода.
Программа адаптирована к условиям дополнительного образования и является результатом педагогического опыта.
1.2. Цели и задачи программы
Целью данной программы является: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении посредством изобразительного творчества.
Задачи:
Обучающие задачи:
- ознакомление с основными художественными керамическими промыслами России, народными праздниками, традициями и обычаями;
- формирование специфических умений и навыков при создании необычных композиций росписи.
Развивающие задачи:
- развитие у воспитанников мелкой моторики, формирование зрительно-пространственных представлений;
- развитие художественного вкуса, эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям декоративно-прикладного творчества;
- развитие мотивации ребенка к творческому поиску; развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе, формирование дружеских отношений.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к народной культуре;
- воспитание уважительного отношения к традиционной культуре русского народа.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Народные промыслы | 6 | 4 | 2 | Промежуточная аттестация за первое полугодие (декабрь) Форма: выставка |
II. | Дымковская игрушка | 4 | 2 | 2 | |
III. | Филимоновская игрушка | 6 | 4 | 2 | |
IV. | Каргопольская игрушка | 2 | 1 | 1 | |
V. | Богородская игрушка | 2 | 1 | 1 | Итоговая аттестация (май) Форма: проект/выставка |
VI. | Русская матрешка | 4 | 2 | 2 | |
VII. | Хохлома | 4 | 2 | 2 | |
VIII. | Гжель | 4 | 2 | 2 | |
IX. | Городецкая роспись | 2 | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 19 | 15 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы и названия тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Народные промыслы | 6 | 4 | 2 |
1.1 | «Путешествие по народным промыслам» | |||
1.2 | «Дымковский индюк» | |||
1.3 | «Как у чудо – индюка все расписаны бока» | |||
1.4 | «Филимоновские красавицы» | |||
II. | Дымковская игрушка | 4 | 2 | 2 |
2.1 | «Дымковская игрушка» | |||
2.2 | «Барышни-франтихи» | |||
III. | Филимоновская игрушка | 6 | 4 | 2 |
3.1 | «Филимоновские красавицы» | |||
3.2 | «Филимоновский хоровод» | |||
IV. | Каргопольская игрушка | 2 | 1 | 1 |
4.1 | «Как у чудо – индюка все расписаны бока» | |||
4.2 | «Роспись фигурок» | |||
V. | Богородская игрушка | 2 | 1 | 1 |
5.1 | «Богородский медведь» | |||
5.2 | «Хантыйские орнаменты» | |||
5.3 | «Богородские игрушки» (графика) | |||
VI. | Русская матрешка | 4 | 2 | 2 |
6.1 | «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...» | |||
6.2 | «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» | |||
6.3 | «Русские красавицы всем нам очень нравятся» | |||
VII. | Хохлома | 4 | 2 | 2 |
7.1 | «Золотая Хохлома» | |||
7.2 | «Шарфики для козлят» | |||
7.3 | «Украсим теремок для зверей» (коллективная работа) | |||
VIII. | Гжель | 4 | 2 | 2 |
8.1 | «Сине-белое чудо Гжели» | |||
8.2 | «Гжельские фигурки» | |||
8.3 | «Роспись фигурок» | |||
IX. | Городецкая роспись | 2 | 1 | 1 |
9.1 | «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» | |||
9.2 | «Жостовские подносы» | |||
Всего: | 34 | 19 | 15 |
Содержание учебного плана
№ п/п | Разделы и названия тем | Образовательная задача | Образовательный формат | Методы, приемы, технологии | Образовательный результат | Количество часов | Форма контроля |
Народные промыслы | 1. Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. 2. Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. 3. Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам 4. Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. 5. Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного творчества в процессе практической творческой работы. | 10 | Практическая работа | |
Дымковская игрушка | 6. Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновской росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов. самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. 7. Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. 8. Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору.... Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в дымковской игрушке. Определять и характеризовать отдельные детали через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в элементах. Создавать эскизы «Барышни-франтихи» Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | 8 | Практическая работа | |
Филимоновская игрушка | 9. Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. 10. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. 11. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы Филимоновской игрушки. Осознать и объяснять этапы построения рисования. Сравнивать, сопоставлять лепку игрушки и рисования. Находить в них общие черты и различные. Создавать цветовую композицию. | 10 | Практическая работа | |
Каргопольская игрушка | 12. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. 13. Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы. 14. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции игрушки. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов игрушки. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | 8 | Практическая работа | |
Богородская игрушка | 15. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. 16. Обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). 17. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей. 18. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать туес, полюбоваться узором на объёмной форме. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Анализировать и понимать особенности образного языка народной лепке, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения рисунка с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. | 8 | Практическая работа | |
Русская матрешка | 19. Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность. 20. Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных калининских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы - овода. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы. 21. Воспитывать уважение к мастерам. Учить аккуратно, плести кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, наноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию. 22. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка). | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Понимать и анализировать образный строй народного творчества, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов на игрушке-матрешке, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | 8 | Практическая работа | |
Хохлома | 23. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также чум, ханты и манси в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленьей упряжкой). Воспитывать любовь к родному краю. 24-26. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Создавать эскизы Хохломской росписи Создать атмосферу живого общения и красоты Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных видах прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность искусства как живой традиции. | 8 | Практическая работа | |
Гжель | 27. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. 28-30. Обобщить знания детей об особенностях росписи гжель: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Понимать и анализировать образный строй народного творчества, давать ему эстетическую оценку. Соотносить цветовое решение игрушки гжель с другими видами росписи. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов. Создавать эскизы расписной игрушки, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | 8 | Практическая работа | |
Городецкая роспись | 31. Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность. 32-33. Учить самостоятельно придумывать образ, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия. | Занятие-усвоение нового материала; интегрированное занятие. | Объяснительно-иллюстрированный метод, репродуктивный, обследования, наглядности метод «подмастерья», словесный, эвристический | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | 8 | Практическая работа |
1.4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение сотрудничать с детьми в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные:
-овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-умение организовать рабочее место;
-приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Предметные результаты:
-имеют представление о народных промыслах;
-знают историю возникновения и развития каждой традиции, приемы росписи;
-умеют распознавать и анализировать каждую традицию по характерным стилистическим признакам;
-приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами.
II.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Леонардо» | |||||||
Первый год обучения | |||||||
1 полугодие | 2 полугодие | Итого | |||||
Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Кол-во недель | Кол-во часов |
01.09- 31.12. | 18 недель | 14 | 09.01- 31.05. | 20 недель | 20 | 38 | 34 |
Сроки организации промежуточного контроля | Формы контроля | ||||||
Третья неделя декабря | Третья неделя мая | наблюдение/выставка |
2.2.Условия реализации программы
Административный | Общая политика, нормативная база, устав учреждения |
Организационно-педагогический | Кадровое обеспечение: Социальное партнерство: |
Помещение | Учебный кабинет с хорошим освещением |
Программно-методический | |
Материально-технический |
2.3. Формы аттестации
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | Индивидуальный, групповой контроль (устный опрос, наблюдение, беседа). |
Предметные | Диагностика освоения образовательной программы: 1 полугодие – промежуточный контроль; 2 полугодие - итоговый контроль (тестирование). Отчетная выставка творческих работ. Конкурс творческих и исследовательских проектов. (защита проекта, реферат). Персональная выставка. |
Личностные | Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа) |
Виды аттестации
Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой либо части (темы) программы.
Тематическая (контроль) аттестация – это оценка качества усвоения воспитанниками конкретной темы или раздела программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.
Критерии оценки детских работ
Качество. Композиционное решение. Креативность. Эмоциональная выразительность. Оригинальность. Степень сложности. Самостоятельность.
Оценочные материалы
Диагностика эффективности программы предусматривает отслеживание знаний, умений и навыков воспитанника по темам, изучаемым в течение учебного года.
Для осуществления контроля знаний обучающихся по пройденным темам организуется промежуточное тестирование: фронтальное. Например: задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Цель диагностики – отследить динамику роста детей в овладении знаний, умений и навыков.
Результаты диагностики фиксируются и обрабатываются. Ежегодное проведение диагностики позволяет педагогу проследить результативность и эффективность своей деятельности, рост ЗУН воспитанников.
Диагностики освоения программы
1. Методика выявления уровня развития творческих способностей ребенка (на основе практических работ).
Критерии: качество, композиционное решение, оригинальность, эмоциональная выразительность, степень сложности, умение использовать материал.
2. Диагностика эффективности учебно-познавательной деятельности (тестирование).
Изучаемые темы: цветоведение, орнамент, стилизация, жанры и виды ИЗО, инструменты и материалы, основные элементы кистевой росписи. Батик, роспись по дереву, лепка из соленого теста (технологическая последовательность).
3. Анкетирование. Методики «Изучение личности дошкольника», «Взаимоотношение в группе» (Г. Гаврилычева). Выявление степени комфортности в группе, оценка стиля взаимоотношений в коллективе, выявление степени влияния коллектива на поведение ребенка.
4. Опросник Г. Девиса по определению креативности. Определение степени творческих способностей воспитанников.
Система оценивания результатов аттестации воспитанников
Теоретическая часть
Шкала оценки:
3 - ответ полный, самостоятельный, правильный; изложен в определенной логической последовательности.
2 - ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит несущественные ошибки. Неточности легко устраняются при ответе на дополнительные вопросы.
1 - ответ в основном верный, но допущены существенные неточности в изложении, определении понятий и т.п.
0 - задание не выполнено или выполнено неверно
Практическая часть
Критерии оценки детских работ:
1.Качество.
3 – работа аккуратная, выполнена с соблюдением технологии изготовления;
2 – работа содержит небольшие технологические дефекты;
1 – работа не аккуратна, присутствуют грубые технологические дефекты.
2.Композиционное решение
3 – композиция уравновешена, правильно использована площадь листа, удачное цветовое решение, учтены правила равновесия, соотношения формы, размера и цвета;
2 – в компоновке отмечены небольшие неточности;
1 – неудачное решение композиции, цвета теряются или сливаются, предметы неуравновешенны, не верно использована площадь работы.
3.Креативность
3 – самостоятельное использование различных способов выполнения изделия (рисунка); применение импровизированных моментов, творческая смелость.
2 – оптимальный выбор конструктивной формы изделия с небольшой помощью педагога;
1 – изделие выполнено на основе образца.
4.Эмоциональная выразительность.
3 – в композиции передано настроение, характер героев, чувствуется эмоциональный подход автора, использованы материалы, обладающие выразительными способностями;
2 – эмоциональная выразительность не достаточно ярко передана;
1 – композиция не выразительна, не интересна.
5.Оригинальность.
3 – необычный сюжет, использование нетрадиционных форм, неожиданный подход к компоновке, цветовому решению, оформлению работы;
2 - вариативность использования различных технологий и (или) материалов.
1 – стандартный подход, традиционное выполнение композиции.
6.Степень сложности
3 – сложно;
2 – средняя степень сложности;
1 – просто.
7.Самостоятельность.
3 – самостоятельное выполнение работы от выбора сюжета до исполнения, умелое и самостоятельное использование материала;
2 – выполнение с небольшой помощью педагога;
1 – выполнение задания полностью под контролем педагога.
Диагностический инструментарий для аттестации воспитанников см. в Приложении 2.
Результаты аттестации воспитанников заносятся в сводный лист диагностики
(Приложение 1).
Оценочный лист – приложение 2.
2.5.Методические материалы
В образовательном процессе используются педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.). Характеризуется разносторонним, свободным и творческим развитием личности, ее совершенствованием и ориентировано на интересы и способности воспитанников. Максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. 2. Технология сотрудничества. Идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
3. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). Сотрудничество детей и взрослых, романтизм и творчество.
4. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, проектная деятельность).
5. Информационно-коммуникативные технологии (Г.К. Селевко). Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
6. Технология мастерских (Ж.Ж. Руссо, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Главное - не сообщение и освоение информации, а передача способов работы. Формирование личности, способной к самообучению, саморазвитию; овладение творческими умениями.
7. Технология проектного обучения (В.Х. Килпатрик, Дьюи, Торндайк, К. Фрей и другие). Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Использование силуэтного моделирования
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток;
- Создание книг по декоративно-прикладному искусству.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Общедидактические принципы обучения, на которых базируются занятия с использованием ИКТ
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда обучающийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. ИКТ способствуют развитию познавательной активности и становлению ребенка как субъекта образовательной деятельности.
Принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в сети Интернет.
Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в электронной базе данных.
Принцип доступности требует учитывать особенности развития обучающихся, их уровень усвоения предмета. Работая с компьютером на занятии, обучающийся имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.
Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу их максимальное количество (зрительный, слуховой и тактильный).
Методы и приемы работы с детьми
Для решения задач программы мы используем следующие методы и приемы работы с детьми:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение нового материала);
- наглядный (использование наглядности, образцов, схем, шаблонов, рисунков и т.д.);
- практический (упражнения, творческие задания и др.);
- метод самостоятельной работы (практическая работа по заданию, работа с дидактическим материалом);
- методы развития памяти, образного мышления, воображения (упражнения, творческие задания, выполнение композиций по представлению).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоционального стимулирования;
- формирования ответственности и обязательности;
поощрения.
Методы организации творческой деятельности:
- метод игры и творческого игрового тренинга;
- метод состязательности (соревнования);
- метод равноправного духовного контакта;
- метод воспитывающих и развивающих ситуаций;
- метод импровизаций;
- метод коллективной творческой деятельности;
- метод проекта.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:
- повседневное наблюдение за учебной работой воспитанников;
- тематический контроль (мини-зачет, тестирование);
- итоговый контроль (выставка творческих работ).
Психолого-педагогические условия формирования художественно-творческих способностей
1. Создание атмосферы для творческой деятельности детей. Одно из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Необходимо у детей развивать чувства психологической защищенности, уважать мысли ребенка, отказаться от критических высказываний в его адрес, верить в его способности, поощрять за достижения, за стремление доводить дело до конца.
2. Ориентация педагога на успешную творческую деятельность детей.
1) Понятные и интересные темы творческих заданий. Интересные сюжеты мы черпаем из окружающей нас жизни и художественной литературы, народного искусства, основываясь на интересе ребят и их возрастных особенностях.
2) Доступный язык и образное начало в общении педагога с детьми. Для ребенка семи лет, язык, на котором мы говорим с ним, должен быть одним, а для десятилетнего – другим. Речь должна быть наполнена образным элементом. Например, кисточку мы сравниваем с кисочкой, и обращаться с ней надо соответственно, т.е. бережно. Кисточка может «шагать», «плыть» по бумаге и т.д.
3) Характер речи педагога. Эмоциональная, вдохновенная речь педагога, его мимика обусловливает стремление детей участвовать в совместных размышлениях и ждать встречи с ним.
4) Творческая дружба ребенка с педагогом. Прежде всего, дети должны привыкнуть к педагогу, желать встречи с ним и получать радость от совместной работы.
5) Учет педагогом индивидуальных особенностей детей. Все дети разные: один менее активен, другой более способен, у третьего в большей степени развита мыслительная функция и поэтому мы используем различные формы работы.
3. Предоставление широкого выбора деятельности, в котором ребенок может проявить себя.
Список используемой литературы:
Для педагога:
1. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы. - М., Изд. Дом «Дрофа», 1999.-123с.
2. Т.Я. Шпикалова. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.- М., «Просвещение», 1992.-98с.
3. Вовращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М., Гуманитарный издательский центр, 2000-102с.
4. В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000-167с.
5. М.В. Межиева. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002-146с.
6. Статья из журнала. Е. Коротеева. Искусство и воспитание. - Искусство в школе. - М., 2002, №1.
7. Т.С. Комарова, А.И, Савенков. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. - М.: «Российское педагогическое агентство», 1998.-141с.
8. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. И учеба, и игра – изобразительное искусство. - Ярославль, Академия развития, 1997-98с.
Для обучающихся:
1. Н. Величко. Роспись. Энциклопедия. - М., «Аст-пресс», 1999-178с.
2. И.Г. Мосин. Рисование. - Екатеринбург, «У-фактория», 1997-201с.
3. Г.И. Кулебякин. Рисунок и основы композиции. - М., «Высшая школа», 1988-62с
4. Н.М. Сокольникова. Основы живописи. - Обнинск, изд. «Титул», 1996-98с.
5. Дворкина И.А. Батик. - Москва: ОАО Издательство «Радуга», 2000. – 320с.
6. Кулебякин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М.: «Высшая школа», 1988. – 128с.
7. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 1998. – 95с
Приложение 1
Диагностический инструментарий для аттестации воспитанников
№ | Ф.И. ребёнка | Передача формы | Строение предмета | Передача пропорции предмета в изображении | Композиция | Передача движения | Цвет |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Уровни развития на начало года (октябрь), конец года (май)
Выше среднего (В)
Низкий (Н)
Средний (С)
Критерии анализа продуктов изобразительной деятельности:
1.Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.(Устно)
2.Передача формы:
В - форма передана точно;
С - есть незначительные искажения;
Н- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
В - части расположены верно;
С - есть незначительные искажения;
Н - части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
В -пропорции предмета соблюдаются;
С - есть незначительные искажения;
Н - пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция :
В- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
С - есть незначительные искажения;
Н - пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
В - движение передано достаточно чётко;
С - движение передано неопределённо, неумело;
Н - изображение статичное.
7.Цвет:
В - многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
С - преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
Н - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...