Рабочая программа "Студии креативного рисования" для детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Соколова Елена Валерьевна

Рабочая программа дополнительного образования по рисованию, с использованием техник нетрадиционного ресования. Расчитана для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studiya_kreativnogo_risovaniya_srednyaya_gruppa.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                          УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                   Приказом №______ от ________20__г.

Протокол № ____                                               Заведующая______________ Припёкова Н.В.

От ___________20__ г.                                            

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПКРЕАТИВНОГО РИСОВАНИЯ»

Возраст учащихся: средняя группа (4-5лет)

Срок реализации: 1 год

Разработала: Соколова Е.В..

Воспитатель

Педагог дополнительного образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Учебный план

3

Календарный учебный график

4

Рабочая программа

5

Оценочные и методические материалы

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Направленность программы:

Программа «Студии креативного рисования» для детей 4-5 лет направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей, а так же на

свободу творчества, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные, (не традиционные) техники рисования позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно.

1.2 Актуальность программы:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.3 Отличительные особенности программы:

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать

1.4 Адресат программы.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 4 до 5 лет. Рабочая программа «Студии креативного рисования» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительного творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

1.5 Цель и задачи

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Развивающие:

- развивать фантазию и мелкую моторику;;

-развивать умение видеть и создавать прекрасное  из подручных материалов

-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции и пропорции;

Воспитывающие:

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.


1.6 Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

  • Зачисление учащихся в группы для занятий по данной программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей».
  • Программа адресована детям 4-5 лет.
  • Занятия проводятся в группах по 10-15 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
  • Отсутствие медицинских противопоказаний.
  • В коллектив принимаются все желающие.

Кадровое обеспечение программы

Квалификация педагогических работников участвующих в реализации данной программы, должна соответствовать действующему профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н, квалификация учебно-вспомогательных работников - установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагоги реализующие данную программу, обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п.1.7, ст.48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года No 273-ФЗ).

Материально – техническое обеспечение программы

Базовое оснащение изостудии.

  • Столы для детей: 4 шт.
  • Стул для детей: 16 шт.
  • Полки для изоматериалов: 2 шт.
  • Магнитная доска для пособий: 1 шт.
  • Мольберт:1шт.
  • Изобразительные материалы

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.4.3172-14 и возрастным нормам детей 4-5 лет 1 раз в неделю по 20 минут.

Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по программе проходят согласно расписанию.

Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня.

Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая. 

Каждые 4 месяца  проводиться выставка работ учащихся в холле детского сада.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.

1.7. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я придерживаюсь современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:  рассматривание;  наблюдение;  образец воспитателя;  показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Занятие по типу является комбинированным.

Занятие может проводиться как в форме сказки так и форме творческой мастерской.

1.8 Планируемые результаты.

В конце учебного года ожидаются следующие результаты:

К концу обучения ребенок может:

- различать способы нетрадиционного рисования;

- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.

- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту

- уметь применять полученные знания на практике;

- знать основы цветоведения ;

- уметь работать в коллективе, уметь оценивать свою работу.

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2019 – 2020 гг. обучения

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Общее количество часов –32

Количество в неделю – 1

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж

1

0,5

0,5

Обучающее занятие, игра.

2.

Диагностика уровня развития детей на начало года.

1

0

1

Мониторинг.

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Тема: Знакомство с техникой «ОТТИСК»

«Осень на опушке краски разводила»

«Осенний пейзаж»

«Чудо-рыбки»

«Мой любимый свитер»

«Платье для мамы»

«Необычная посуда»

7

1

6

Практическоезанятие, игры.

4.

4.1

4.2

4.3

Тема: Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ». «Первый снег»

«Первый снег прорисовка деталей»

«Зимние напевы»

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

5.

5.1

5.2

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ»

«Салют над городом» подготовительный этап

«Салют над городом»

Заключительный этап

3

0,5

2,5

Практическое

занятие, игры.

Выставка

6.

6.1

6.2

6.3

Тема: Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

«Кто живет в зимнем лесу»

«Животные крайнего севера»

«Наши пушистые друзья»

4

0,5

3,5

Практическое

занятие, игры.

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ» «Цветочек в горшочке»

«Веселые кляксы»

«Диковинные зверята»

«Цветы на полянке»

«Радуга и тучка»

5

0,5

4,5

Практическое занятие, игры.

8.

8.1

8.2

8.3

Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ» «Сундук с сокровищами»

«Весенний пейзаж»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Бабочки и стрекозы»

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

9

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

2

0

2

Практическое занятие, игры.

Выставка

10

Диагностика уровня усвоенного материала за год.

1

0

1

Мониторинг.

итого

32

4

28

III.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2019 – 2020 гг. обучения

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.10.2019г.

26.05.2019г.

32

32

1 раза в неделю


IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2019 – 2020 учебный год

4.1 Целевой раздел рабочей программы

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Развивающие:

- развивать фантазию и мелкую моторику;;

-развивать умение видеть и создавать прекрасное  из подручных материалов

-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции и пропорции;

Воспитывающие:

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей:

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь речь

тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа. Я ребенка, его детализацией

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения ребенок может:

- различать и называть способы нетрадиционного рисования;

- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.

- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту

- уметь применять полученные знания на практике;

- знать основы цветоведения ;

- уметь работать в коллективе, уметь оценивать свою работу.

4.2 Содержательный раздел рабочей программы

Содержание программы

Месяц

Темы

Задачи

Форма проведения. Методы и приемы

Сентябрь

Набор детей в группу .

Октябрь-ноябрь

Диагностика

Знакомство с техникой «ОТТИСК»

«Осень на опушке краски разводила»

«Осенний пейзаж»

«Чудо-рыбки»

«Мой любимый свитер»

«Платье для мамы»

«Необычная посуда»

Оценить уровень художественных навыков на начало учебного года.

- Познакомить детей с техникой печатания различными предметами (яблоко, листья, штампы, печать ластиком, пробкой, паралоновой губкой).

- Развивать чувство композиции.

-Учить детей наносить гуашь на предметы-печати.

-Развивать ориентировку в пространстве.

Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества

Практическое занятие;

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

;

Декабрь

Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ»

«Первый снег»

«Первый снег прорисовка деталей»

«Зимние напевы»

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

- Познакомить детей с новой техникой  рисования пейзажа, путем складывания бумаги, а также  познакомить с техникой прорисовки снега с помощью– «набрызгов».

- учить детей использовать технику монотипия.

- Развивать у детей чувство цвета, композиции  и формы.

- Познакомить детей с основными цветами и способами их сочетания.

- Обогащать речь эстетическими терминами.

Практическое занятие.

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Январь

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ»

«Салют над городом» подготовительный этап

«Салют над городом»

Заключительный этап

- Дать понятие о технике граттаж;

- обучать технологии подготовки листа под рисунок и выполнению самого рисунка;

-  воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы.

- обогащать речь художественными терминами.

Практичесокое занятие;

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

 

Февраль

Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

«Кто живет в зимнем лесу»

«Животные крайнего севера»

«Наши пушистые друзья»

-Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

-Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

-Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

-Воспитывать у детей умение работать самостоятельно.

Практическое занятие

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Март

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ»

«Веселые кляксы»

«Диковинные зверята»

«Цветы на полянке»

«Радуга и тучка

-Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

- Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

- Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Практическое занятие

информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Апрель

Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ»

«Весенний пейзаж»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Бабочки и стрекозы»

- Дать понятие о технике фроттаж;

- Развивать умение работать с трафаретом;

-  Воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы.

- Практическое занятие.

информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

Май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

Диагностика

- Закрепить знания о техниках полученных за год

- Оценить уровень освоения программы воспитанниками.  

Практическое занятие;

-репродуктивный;

-эвристический;

- Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества.

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Разделы

Направления

Кол-во занятий, часов

1. октябрь-ноябрь

Знакомство с техникой «ОТТИСК»

Диагностика

Живопись

9

2. декабрь

Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ»

Пейзажная и предметная живопись

4

3. Январь

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ

Основы графики

3

4. февраль

Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

Живопись

Цветоведение

Мозаика

4

5. Март

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ

Живопись

5

6. Апрель

Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ»

Графика

4

7. Май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

Диагностика

По выбору детей

3

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми ожидаемых результатов освоения программы.

При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития учащихся. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития учащегося, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • на изучение учащегося  для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
  • на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем;
  • оптимизация работы с группой детей.

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Основной метод:

-Наблюдение;

-Беседа

-Совместная деятельность

Дополнительные методы:

-анализ продуктов детской деятельности,

2 раза в год

1 неделя

октябрь

1 неделя

май

Характеристика уровней развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Техника работы с материалами

Ребенок различает, но не может назвать способы нетрадиционного рисования, не различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью. Может их применить только с помощью педагога

Ребенок различает и называет способы нетрадиционного рисования, а так же различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью, может их применить с незначительной помощью  педагога.

Ребенок без труда  различает и называет способы нетрадиционного рисования, а так же различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью, может их применить самостоятельно.

Предметное и сюжетное изображение

Ребенок передает в своей работе настроение и собственное отношение к изображаемому объекту, а так же может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования всегда требуется помощь педагога.

Ребенок передает в своей работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту, а так же может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Однако при использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Ребенок передает в своей работе свое  настроение и собственное отношение к изображаемому объекту, а так же может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности.

Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным.

Основы цветоведения  

Ребенок знает и различает цвета, но не может назвать основные. Может определить закономерности смешивания цветов только с помощью педагога.

Ребенок знает и называет основные цвета. Определяет закономерности смешивания цветов с незначительной помощью педагога.

Ребенок знает и называет основные цвета. Определяет закономерности смешивания цветов самостоятельно. Знает понятие «колорит» в живописи, использует художественную терминологию.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –1 неделя октября) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень -3,средний - 2, низкий –1. 

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Диагностическая таблица группы

№ п/п

ФИО ребенка

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Основы цветоведения

Итоговый показатель по каждому ребенку

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

4.3 Организационный раздел рабочей программы

Структура реализации образовательной деятельности

Структура занятия может быть гибкая и изменяться  в зависимости от поставленных цели и задач, но всегда включает в себя 3 основных части: вводная, основная и заключительная.

1. Вводная часть.  

 - приветствие

2. Основная часть.  

 Теоретический раздел:

- Рассказ о нетрадиционной технике рисования, демонстрация иллюстраций, этапов выполнения рисунка.

Практический раздел:

 - Разучивание основных приемов нетрадиционной техники, изучаемой на данном занятии.

- Создание рисунка в данной технике;

3.  Заключительная часть.

- Повторение и закрепление пройденного на занятии материала;

- Рефлексия

Расписание занятий

Группы

День недели

Время

Кабинет

№ 7, 9, 11

Вторник

ИЗО - студия

V.Оценочные и методические материалы

Методическая литература:

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии креативности у детей

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации тв...

"Игра как средство развития креативности у детей дошкольного возраста "

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. Игра – особый вид деятель...

Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...

«Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр»

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ  опытом работы по...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ своим опытом работы в ...

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

Проект рабочей программы «Развитие креативности у детей 6-7»

Проект рабочей программы «Развитие креативности у детей 6-7»...