Роль семьи в развитии креативности у детей
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Крюкова Елена Александровна

 

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду, школе. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому педагогу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад, школа работают в тесном контакте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razvitii_kreativnosti_u_detey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

 

Креативность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Актуальности приобретения такого опыта посвящены, как правило, зарубежные исследования. Согласно исследованиям П. Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду, школе. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому педагогу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад, школа работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я – концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические. Благодаря общению со взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

Дж.  Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиции по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидания родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Интересно в этой связи заметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, как отмечает ряд ученых, желательно проявлять не толь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами. Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Родителям, стремящимся развивать в ребенке творческие способности, полезно познакомиться с этими утверждениями. Если отец или мать соглашаются более чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что они слишком сильно концентрируются на ребенке, которому стоит, вероятно, предоставить несколько больший простор для самостоятельных действий. Если родитель соглашается с 20 % из них, то, вероятно, над остальными ему следует еще подумать.

УТВЕРЖДЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ РОДИТЕЛИ МОГУТ ОЦЕНИТЬ СТЕПЕНЬ СВОЕГО УЧАСТИЯ В ЗАНЯТИЯХ РЕБЕНКА

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием или если это связано с творческим занятием или если работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7. Я поручаю ребенку посильные заботы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий.

16. Я стараюсь приучить ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка.

21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы.

30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к  ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

39. Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном результате.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимальна благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда.

Сравнительное исследование особенностей семейного воспитания лауреатов Нобелевской премии по науке и литературы было проведено К. Бери. Почти все лауреаты происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, практически не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах. Родители Нобелевских лауреатов – ученых чаще всего также занимались наукой или работали в области образования. Выходцы из семей ученых и преподавателей крайне редко получали Нобелевские премии за литературу или борьбу за мир. Обстановка в семьях лауреатов – ученых была более стабильной, чем в семьях лауреатов – литераторов. Большинство ученых подчеркивали в интервью, что у них было счастливое детство и рано началась научная карьера, протекавшая без существенных срывов. Правда, как отмечает В.Н. Дружинин, нельзя сказать, способствует ли спокойная семейная среда развитию таланта или становлению личностных качеств, благоприятствующих карьере. Достаточно вспомнить нищее и безрадостное детство Кеплера и Фарадея. Известно, что маленького Ньютона бросила мать, воспитывался он бабушкой. Трагические события в жизни семей лауреатов Нобелевской премии по литературе – типичное явление: 30% лауреатов – литераторов в детстве потеряли одного из родителей, или их семьи разошлись.

Отмечая также, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по каким-либо причинам оказывались своеобразными лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребенку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию у него творческих способностей.

Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К.Тэкэкс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!» Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Например, японские дошкольники  активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т.д. Это  наиболее вероятно соответствует теории о необходимости опыта как основы для построения взрослого механизма познания.

Для родителей важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду и школе, так как учебные программы обращают более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку дошкольного возраста, может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

Отечественные психологи и педагоги дают родителям, стремящимся развивать творческие способности у ребенка, также и другие рекомендации:

  1. чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;
  2. стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  3. набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
  4. заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;
  5. стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;
  6. для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом;
  7. не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т.д.
  8. обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – важное условие).

Задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовывать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью  специалистов психологов и педагогов  постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Одаренные дети / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, М.: Прогресс, 1991

        2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. "  ...

Роль семьи в развитии креативных речевых способностей дошкольника.

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаи...

"Роль семьи в развитии творческих способностей детей".

Творчество детей - это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. В данной консультации вы прочитаете, что для развития творческ...

Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как...

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

Влияние семьи огромно в устранении нарушений в речевом развитии детей. Именно родители могут и должны создать все необходимые условия своим детям для закрепления усвоенных ими речевых навыков.  ...

Консультация для родителей детей 5-7 лет «Роль семьи в развитии игровой деятельности детей»

Консультация для родителей детей 5-7 лет  «Роль семьи в развитии игровой деятельности детей»...