Семинар – практикум
материал по рисованию
«Педагогические условия для успешного развития у дошкольников изобразительной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskaya_oblast.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ДСКВ № 21 « Аист»
Московская область, Талдомский АО, рп. Запрудня
Семинар – практикум
«Педагогические условия для успешного развития у дошкольников изобразительной деятельности»
Подготовила: воспитатель старшей логопедической группы Агафонова Н. В.
2018-2019 уг.
Основная задача педагогов ДОУ – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности.
Что же такое творчество?
Творчество – это деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которых создается новое, никогда ранее не существовавшее (философский словарь).
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Евгения Александровна Флерина утверждает, что «Детское… творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности… Отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинки и другие виды искусства…»
Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда»
Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Слайд 2 Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образцы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Слайд 3 Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы с вами, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Слайд 4 Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить деятельность так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач. При этом следует: внимательно относится к естественным проявлениям ребенка; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач; удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально пережили ситуацию. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Туловища-стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как и люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой тонкие ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, с ковром и так далее. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инеи похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами находят сравнительный образ.
Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому в непосредственной образовательной деятельности я использую не образец для подражания, а прием показа нескольких способов изображений, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора. Важно, чтобы, выполняя то или ионное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были разнообразными и отличались друг от друга.
Слайд 5 Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся НОД, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация, как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п., а что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.
Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно, сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случая, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.
Слайд 6 Основная задача изобразительной или художественно- творческой деятельности заключается в том, чтобы развивать эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности, осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические условия. Без этого успех невозможен.
Однако зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать (как будто это не творческая художественная деятельность, а занятия по математике). Например, предлагая нарисовать осенний парк, говорит: «Нарисуйте два дерева». Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.
Слайд 7 Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произведений искусств. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого.
1)связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы. Не следует, однако, ориентироваться только на уже имеющиеся интересы и устраняться от их формирования. Подобный подход приведет к ограничению представлений и знаний детей, приостановит развитие фантазии и творческих способностей. Малышам интересно изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик они находят в их творчестве. Необходимо ребенку давать возможность пережить получение впечатления. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий.
Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является 2)принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Не следует надеяться на то, что дети когда-то уже видели те или иные объекты, впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых.
Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все делать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. А ведь, включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать, что им предстоит делать: рисовать, лепить или вырезать и наклеивать. Вот, казалось бы, такая незначительная деталь, как раскладывание листов бумаги для рисования или аппликации. Когда это делает воспитатель, ребенок принимает положение листа на столе как должное и не думает, почему его надо класть именно так. Тем самым педагог фактически задает композицию рисунка, лишает детей возможности поразмышлять, как будет выглядеть творение. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой. При этом целесообразно показать детям варианты композиционного решения на примере репродукций картин, книжных иллюстраций и даже рисунков их товарищей.
3)Взаимосвязь изобразительного творчества и игры. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.
В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образцы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).
4) Анализ и оценка детского творчества. Просмотр и анализ детских работ в конце НОД – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.
Нужно стремится к максимально активному участию детей в данном процессе. Во-первых, им это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей, как оценивается.
Рассматривая свои и чужие творения, юные ценители прежде всего должны получить удовольствие от них. Поэтому надо обратить внимание детей на то, какими замечательными получились работы, предложить полюбоваться ими, отметить, что делает изображения красивыми: необычное цветовое решение, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов. Даже изображая один и тот же предмет, каждый передает его по-своему. При этом необходимо выставлять произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладевает навыками изобразительной деятельности. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к различным праздникам и досугам. Такие выставки радуют и детей, и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...