Технологическая карта занятия "Подарок для мамы" ( техника Эбру)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
К детям в гости приходит кукла Симка с необычным рисунком. Путем экспериментирования дети вспоминают свойства воды, изготовляют раствор для рисования в технике Эбру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД, по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
с детьми старшей группы
Автор: Шалабудова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Теремок»
Тема занятия: Рисование «Подарок для мамы» (техника Эбру)
Форма организации: подгрупповая
Форма проведения: нетрадиционная, интегрированное
Вид НОД: экспериментирование
Тип занятия: сообщение новых знаний
Программное содержание: познакомить детей с новой техникой рисования на воде; развивать познавательную активность детей через элементарное экспериментирование в рамках изодеятельности; развивать связную речь, обогащать словарный запас детей через поиск ассоциативных терминов сравнения; развивать творческие способности, воображение, фантазию; мелкую моторику пальцев рук;
воспитывать любовь к изодеятельности, самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус.
Словарная работа: экспериментирование, загуститель, сыпучий, густой, раствор-основа, растягивает, закручивает.
Оборудование к занятию: пластиковые тарелки, кисти, краски гуашевые, листы акварельной бумаги, одноразовые стаканы с водой, одноразовые рюмочки с сухим обойным клеем, салфетки, тканевые салфетки, (все по количеству детей) магнитная доска, вилки одноразовые, зубочистки, магнитная доска, карточки «Свойства воды», условные обозначения: нос, глаза, рот.
Предварительная работа: наблюдение на улице за дождём, лужами, снегом и льдом; исследование холодной и горячей воды, загадывание загадок, дидактические игры, чтение художественной литературы по теме.
Интеграция образовательных областей:
О.О. «Речевое развитие» - ответы на вопросы, игровая ситуация «Мы исследователи».
О.О. «Социально – коммуникативное развитие» - беседа о правилах безопасного поведения в ходе экспериментирования с различными предметами.
О.О. «Познавательное развитие» - моделирование экологической цепочки «Свойства воды», экспериментирование: создание раствора для рисования.
ОО «Физическое развитие» - пальчиковая гимнастика «Умывалочка».
Технологическая карта хода занятия
Методы, приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Подготовительный. Время-3 мин. | ||
1.Организационный момент: звук колокольчика. Словесный метод. | Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает поиграть в игру «Скажи ласково». Приложение 1 | Выполняют просьбу воспитателя. Приветствие, участие в игре |
2. Фонограмма из м/ф «Кто такие Фиксики». | Раздается запись фонограммы из м/ф, воспитатель обращает внимание на еще одну гостью: куклу Симку; предлагает подойти к ней. | Под звучание музыки, идут к уголку экспериментирования. Находят куклу Симку. |
Наглядный метод. Кукла Симка принесла в подарок детям рисунок. Мотивация к основной деятельности. | От имени куклы задает детям вопросы. Приложение 2 Предлагает рассмотреть рисунок, который принесла Симка. От имени куклы рассказывает о необычности техники рисования и узнает, хотят ли дети попробовать сделать такой рисунок сами. | Отвечают на вопросы, объясняя свой выбор. Рассматривают рисунок Симки. Слушают объяснение. Соглашаются. |
2 этап. Основной-15 мин. | ||
Практический метод, игровой прием - моделирование | Воспитатель интересуется, можно ли рисовать обычной водой. Предлагает вспомнить основные свойства воды и составить ее модель. Приложение 3 | Берут по карточке, называ-ют свойство воды, крепят на мольберт |
Предлагает детям провести экспери-мент: нарисовать рисунок на воде. | Подходят к столу, рисуют на воде. Делают вывод. | |
Практический и словесный метод (рассказ и показ) | Рассказ воспитателя о технике Эбру и показ выполнения рисования по этой технике. Приложение 4 | Слушают рассказ и наблюдают за действиями воспитателя |
Беседа о правилах безопасности -словесный метод | Предлагает вспомнить правила безопасности при работе с клеем, гуашью, водой и острыми предметами (вилки, зубочистки) и перейти в лабораторию и самим подготовить материал для рисования. | Называют правила, на мольберте (слайде) выставляются карточки-схемы правил. Проходят к столам. |
Динамическая пауза. | Предлагает подготовить руки к работе и проводит пальчиковую гимнастику «Добрый день» Приложение 5 | Повторяют движения за воспитателем. |
Практический, словесный и наглядный метод Продуктивная деятельность (рисование) | Приглашает детей к столу. Опыт 1. Приложение 6 Предлагает аккуратно перелить раствор в тарелочку, организует рисование на подготовленной основе. Приложение 7 Оказывает необходимую техническую помощь и эмоциональную поддержку | Делают вывод: клей растворился в воде и вода стала густая. Дети выполняют указания воспитателя. |
3 этап. Заключительный – 2,5 мин. | ||
Анализ детских работ. Рефлексия. Творческая выставка. | От имени куклы Симки хвалит детей за интересные рисунки. Дарит медали, уходит. Воспитатель предлагает сделать выставку необычных рисунков, чтобы порадовать мам. | Дети благодарят за медали, участвуют в подготовке выставки. |
Приложения
Краткое описание методики: Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. Можно также использовать подручные средства-заменители: теплая вода, сухой обойный клей, краски гуашевые.
Приложение 1. Игра «Скажи ласково».
Цель: создать положительный эмоциональный фон, установить зрительный, тактильный контакт.
Правило игры: позвонить в колокольчик, называть имя соседа в ласковой форме и передать ему колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут имя каждого игрока.
Приложение 2. «В колокольчик позвонили и кого-то разбудили!».
Вопросы:
- К какому празднику вы все готовитесь? (День матери).
- А как вы можете порадовать ваших любимых мамочек?
- Хотите сделать подарок своими руками?
- Какие подарки вы можете сделать сами?
Приложение 3. Моделирование «Свойства воды»
Берут по карточке и рассказывают о свойствах воды, крепят на мольберт.
(Карточки-подсказки свойств воды: вода - жидкая, твердая в виде льда, газообразная в виде пара не имеет формы; не имеет вкуса и запаха).
Приложение 4. Рассказ воспитателя (сопровождается показом)
На воде все же возможно рисовать, а для этого нужно сделать ее густой, т.е воду нужно загустить. Это очень древняя техника рисования, которая пришла к нам из Турции и означает на турецком языке именно как рисование на воде. Нужно взять обыкновенную теплую воду и помешивая её круговыми движениями ложкой медленно насыпать сухой клей. Вода загустела, и у нас получился раствор для рисования. Теперь переливаем густой раствор-основу в специальную ёмкость. Затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок. Вот такой рисунок может получиться (показ рисунка).
Приложение 5. Пальчиковая гимнастика «Добрый день»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальцы загибать. Вот большой, вот указательный, Будьте вы теперь внимательны! Средний мы сейчас загнём, Безымянный позовём. И мизинчик – молодец Опустился, наконец! Получились кулачки, Застучали молотки: Тук – тук – тук – тук! Вы послушайте свой стук! | Хлопки в ладоши.
Загибаем пальцы одновременно на обеих руках. Вращение кулачков.
Стучать кулачками. Простучать ритм возле уха. |
Приложение 6. Опыт 1.
Дети берут ложечку и круговыми движениями мешают воду. Другой рукой берут рюмочку с сухим клеем и потихоньку высыпают в стакан с водой, продолжая помешивать воду.
Приложение 7. Продуктивная деятельность (рисование)
1) Окунуть кисточку в краску; и постукивать по горизонтальной кисточке, чтобы получились брызги-капельки.
2) Вилочкой водить по поверхности, чтобы получились узоры. Фон готов.
3) Взять зубочистку и растягивать капельки краски в рисунок, можно вилочкой.
4) Опустить бумажную заготовку на поверхность раствора с узором и убрать как начнут заворачиваться края листа.
5) Положить на бумажную салфетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта НОД по нетрадиционной технике рисования в группе раннего возраста "Новогодняя ёлочка"
Образовательные области: Художественно-эстетическое……………………….Лексическая тема: ЗимаВид занятия:…рисование……&helli...
Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Букет для мамы», нетрадиционная художественная техника рисования
Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с ...
Технологическая карта "Подарок для мамы медвежонка»
Технологическая карта предназначена для детей второй младшей группы. Материал предназначен для закрепления знаний детей об экспериментально - исследовательской деятельности....
Технологическая карта «Моя любимая мама».
Поможет воспитателю в проведению НОД по развитию речи, составление небольшого рассказа по плану....
Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».
Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».Цель: создать условия для формир...