РИСОВАННЫЕ КОМИКСЫ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по рисованию (подготовительная группа)
Правила дорожной безопасности через рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovannye_komiksy.docx | 471.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РИСОВАННЫЕ КОМИКСЫ, КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дмитриева Гюзель Анваровна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 180, г.Самара
E-mail: gulya.dmitrieva@yandex.ru
Формирование элементарных представлений о дорожной безопасности старшего дошкольного возраста просто жизненная необходимость. Ребенок дошкольного возраста не может осознать опасности. Дети считают вполне естественным в зимнее время прокатиться с горки на ледянке рядом с проезжей дорогой. Объясняется это тем, что дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние, переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на проезжей части необходимо с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве наибольшей степени прочные.
Детский дорожно-транспортный травматизм-серьезная проблема, такую тему как дорожная безопасность, важно донести, не только через игровую форму, но и через современную форму творчества нашего поколения, как «рисованные комиксы». Выросло новое поколение, воспринимающее комиксы очень позитивно. В наше время комиксы - это актуально.
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комикс надо уметь читать. Это все равно, как грызть орехи. Комиксами можно засорить мозги, а можно получить от них истинное удовольствие.
В настоящем, классическом комиксе можно выделить два уровня повествования. Первый - это то, что говорит комикс. Второй - что говорится через него, чаще всего неосознанно. Зона комиксового сознания исторична, она психологически мотивирована и представляет собой, как правило, умеренный интерес «глупого» творчества.
«Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями» - говорит нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство, поэтому в них, как правило, все просто и нет полутонов. Есть герой, порой обладающий сверхъестественными способностями. Есть злодей, полная его противоположность. Герой – воплощение всех положительных качеств. Злодей – наоборот. Белое и черное, и никакого серого.
На сегодняшний день в России сложилось негативное отношение к комиксам, во многом именно из-за того, что они в своем большинстве изображают непристойные и неблаговидные сюжеты. Впрочем, это беда всего современного, зачастую бездуховного искусства, и тут комиксы ничем не лучше и не хуже. Все опять же зависит от того, кто, как и зачем создает произведение искусства.
Комикс может быть полезен. Нужно лишь правильно организовать работу с ним.
Дошкольника нельзя «заставить» быть внимательным, организованным. Он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия.
Для познавательной самостоятельности детей дошкольного возраста главное – это умение ребенка самостоятельно анализировать явления, выделять основное, устанавливать причинно-следственные связи, сознательно применять знания, усвоенные способы действия в самостоятельной деятельности, умение самостоятельно решать новые познавательные задачи.
Как показывает практика, дети 5-6-ти лет прекрасно знают, что такое комикс и явно предпочитают его книгам. Решающую роль при этом играют яркие увлекательные картинки. Как правило, детям хорошо знакомы комиксы. Комикс – это обещание приключения, игры, однако часто, чтобы понять суть истории, детям требуются подсказки, разъяснения взрослых.
Комиксы ориентированы именно на дошкольника и помимо ярких картинок содержат обучающий и развивающий материал вместе с подсказками для родителей и воспитателей.
Журналы знакомят детей с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал - большой помощник в формировании у дошкольников литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.
Интересной формой закрепления знаний о элементарных представлениях правилах дорожной безопасности нашей группы № 4 МБДОУ детского сада № 180.г. Самара является журнал рисованных комиксов: «Мистер Безопаскин и его Друзья».
К проведению данной работы проводиться взаимодействие с родителями. На родительском собраний родители ознакомились со значением, важностью и необходимостью формирования элементарных представлений о дорожной безопасности, также ознакомила с самим журналом, с консультацией о истории появления первых комиксов в России. С помощью родителей изготавливаются сюжетные рисунки для альбома комиксов. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисуют путь из детского сада до дома, а также какие можно встретить опасности по пути домой, как можно их избежать. Где опасность применяет роль злодея, а правила дорожной безопасности в лице героя мистера Безопаскина, который предотвращает опасность. В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии рисованных картинок из 6-8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий).
Рисунки детей можно по желанию педагога, обработать через сканер, фаилы перевести в формате в PDF и распечатать. Получается очень увлекательно, дети получают великий интерес, когда наблюдают свои творческие работы в напечатанном варианте, опыт оказался очень интересным.
В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Таким образом: комикс – новый образовательный стимул с новыми свойствами и новым воздействием на детей.
Комикс повышает мотивацию к формированию элементарных представлений о дорожной безопасности;
Воспринимать комиксы гораздо легче и интереснее;
Веселые нарисованные картинки обеспечивают визуальную поддержку формированию представлений у летей;
Комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную;
Комикс упрощает и ускоряет процесс познания, поскольку комикс делится на фрагменты.
В перспективе планируется: продолжить пополнять журнал комиксов, каждый год к нам приходят малыши, и наша задача сформировать элементарные представления о дорожной безопасности дошкольников. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.
Рекомендации:
Из чего состоит история комикса:
Тема — придумайте с детьми главную идею вашей истории.
Место действия -где будут происходить события? Опишите в деталях природу, окружающую обстановку.
Персонажи — кто будут главные и второстепенные герои? Придумайте им имена совместно с детьми.
Сюжет — героям нужно создать сложности, поэтому нужен конфликт и его успешное разрешение!
Рисуем вместе: обсуждаем детали.
Темы для применения сюжетов пополнения журнала по формированию элементарных представлений о дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста:
«Мама, папа,я –знающая ПДД семья», «Школа безопасности в каверзных вопросах»,
«Подружись с зеброй», «Незнайка пробегайка», «Влиятельная палочка» и «Как заяц в школу пошел».
Литература:
В. Гербова «развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок». Ж-л «дошкольное воспитание», № 8, 1998
Комикс: психолингвистический анализ. А. Г. Сонин. Барнаул, 1999
С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. развитие мышления, воображения и речи дошкольников. м., 2003
С.И. Ожегов «Словарь русского языка:-16 изд.,испр.-М.:Рус.яз,1984.
Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» -М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010
http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/komiksy-i-osobennosti-vospriyatiya-ih-doshkolnikami/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме...
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности
В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается и со...
Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...
«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста...
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...