«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
статья по обж (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Проскурина Е.И.,
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 30 «Росинка».
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это мы делаем в группе, обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения по ПДД. Дидактическая игра служит одной из форм обучения детей правилам дорожного движения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Дидактические игры имеют цель не столько обучать дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формировать и развивать у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.
Задачи:
-Познакомить детей с правилами дорожного движения; разными видами транспортных средств;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге с помощью взрослого;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Работу по формированию правил дорожного движения с помощью дидактических игр ведем с детьми начиная с младшего возраста.
Так как маленькие дети легко поддаются внушению, то уже с младшего возраста внушаем детям, что выходить за пределы детского сада нельзя, на улицу можно идти только со взрослым. Поэтому в играх с малышами применяем такие методы, как внушение, пример, упражнение, поощрение.
В группе оформлен уголок «Друзья Светофора». В него поместили настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта.
Используя макет дороги, знакомим детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход». С помощью макета перекрёстка ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами и дети сами могут моделировать улицу.
На прогулках ведем наблюдения за движением транспорта, пешеходов, чтобы дети учились различать транспорт по названию (легковой автомобиль, грузовой, автобус и др.) и величине (большой, маленький).
Применяем простые словесные игры с загадками для малышей: «Угадай и назови транспорт», «На земле, на небе», и другие. Для игры «Светофор», используем макет двухцветного светофора. Сначала детям показываем светофор с цветными кружочками, учимих различать красный и зеленый цвет. Знания о светофоре обобщаем и закрепляем в настольной дидактической игре: «Красный-зелёный». Учим различать красный и зелёный цвета. Детям при этом поясняем, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (показываем им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный - зелёный» поясняем, что, если показывается красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. В игре «Почини светофор» формируем элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Дидактические игры и наглядный материал, который мы применяем в своей работе с детьми.
Дидактические игры по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Чего не хватает».
Задачи: закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование: картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.
Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.
Игра-лото «Половинки».
Дидактический материал для настольной игры по ПДД «Половинки» знакомит детей с дорожными знаками
Содержание игры.
представляющую собой разрезанные пополам картинки с изображениями дорожных знаков. Собирая картинку, ребёнок запоминает знаки и при помощи воспитателя узнаёт их значение. Впоследствии полученные знания станут умениями и навыками правильного поведения на улицах города.
Дидактическая игра «На чем мы ездим».
Задачи: учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия на «Живой картинке» картинки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.
Дидактическая игра «Какой огонек зажегся».
Задачи: закрепить знание цветов светофора.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на «Живой картинке» круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.
Дидактическая игра «О чем говорит светофор».
Задачи: формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.
Дидактическая игра « Наша улица».
Задачи: формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет - хода нет), дорожные знаки.
Дидактическая игра «Дай что скажу».
Задачи: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи: Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.
Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.
Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и формирования умений, которое позволяет воспитанникам избежать на дороге опасных ситуаций.
Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. В игре дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-501530-1413813609.jpg)
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-1288405-1605098166.jpg)
Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)
Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохране...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-708887-1618828756.jpg)
Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей дошкольного возраста (часть 1)
картотека для воспитателей и воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-708887-1618828756.jpg)
Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей дошкольного возраста (2 часть)
картотека...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/07/picture-445404-1399437895.jpg)
Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...