конспект занятия " Кружка-гжель" рисование
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Даньялова Наталия Равильевна

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в технике гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_kruzhka_-gzhel.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД : «Кружка - гжель».(роспись бумажных   заготовок для кружки и изготовление (конструирование кружки из частей бумаги))

Возрастная группа : подготовительная к школе группа

Образовательная область:

 Художественно-эстетическое развитие

Программное содержание:

 Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать используя  варианты узоров  (из полос, клеток, колец или кругов цветов разных оттенков синего и голубого цвета в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам

 Цель. Продолжать знакомить детей с  изделиями народных мастеров (промысел гжель), воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

 Задачи.

 Обучающие:

 Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности  в росписи: яркость, насыщенность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; Формировать умение украшать элементами росписи бумажные заготовки для  кружек, создавая свой узор; Самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования росписи: круги, решетки, линии, волнистые линии, цветы , точки; Подбирать цвета в соответствии с образцами ; закреплять приёмы рисования гуашью.

Развивающие:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре; Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковских изделий; Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.

 Воспитательные:

 Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

 Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Форма организации: групповая

Форма реализации  видов деятельности: рассматривание фигурок и посуды в технике  гжельской росписи, беседа о промысле, рисование, физ.минутка.

Оборудование : Проектор  с презентацией   фотографий  предметов расписанных в технике гжели.

 Раздаточный материал:  бумажные заготовки для росписи , краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;

 Демонстрационный:  кувшин, чашка, статуэтки и другие малые формы  расписанные в технике Гжель, аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка,

 Ход НОД.

 Вводная часть

 Воспитатель:

 Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать. Незатейливый узор

Из оттенков краски,

лина белая, фарфор

 – Атрибуты сказки!

 Словно детская рука

На кусочках глины

 Рисовала в три мазка

 Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

 В лепестки и облака

 – Изразцы для печки,

 Голубые кружева

, Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

 Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

 Для забавы детворы,

 Зайцев и свистульки.

 Скрыта в лёгкости мазка

 Тайна чудо - глины.

На Руси живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

 Бело-синей Гжели

 – Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли

 

Воспитатель достает из посылки посуду и статуэтки из гжели и выставляет на стол-подставку для обозрения.  К нам в посылке  доставили подарки от мастеров   А вы знаете как образовался промысел?  (дети самостоятельно рассматривают  игрушки, а воспитатель рассказывает о промысле) 

информация о промысле

Гжельское керамическое производство зародилось недалеко от Москвы. Примерно в 60 км находится так называемый гжельский куст, образование из 27 деревень. Эта местность всегда славилась своими чистейшими глинами, которые были даже приписаны к царскому двору для аптекарских и медицинских нужд. На заводах из белой глины мастера делали керамическую посуду и множество изделий, игрушек для детей. Роспись была в характерной манере местности и включала в себя холодные оттенки: голубой, синий, белый и своеобразные сочные широкие мазки. Благодаря удивительно самобытной технологии росписи гжель легко узнаваема за пределами России и является ее богатством и народным достоянием.

Эту роспись легко распознать по виду: белоснежный фон, на котором традиционно располагаются синие мотивы цветов и листьев, геометрические пояски, орнаменты. На некоторых изделиях можно увидеть целые композиции: пейзажи, архитектуру и даже людей. Своеобразной краской служит кобальт. После обжига он получает характерный синий цвет.

Гжель исконно русский народный промысел, по изготовлению уникальных керамических изделий.

Изначально, гжельскую глину привозили в Москву, для изготовления аптечной посуды.  Позже, начиная с 18 века, в Гжели производили глиняные кирпичи, керамическую плитку для стен и каминов, повседневную посуду. В большом количестве изготавливались детские игрушки и статуэтки, в виде животных и птиц. Изделия расписывались вручную, на каждом ставилась именная печать мастера. на предварительно обожженную форму наносится рисунок;

  • заготовка с рисунком опускается в емкость с глазурью;
  • изделие подвергается заключительному обжигу.

Художественная роспись гжельских изделий, требует профессиональных навыков, точности и тонкости рисунка. Технология оформления совершенствуется, используются высококачественные краски и современные эмали.

Гжель

Основная часть

 Рассматривание посуды и статуэток

Воспитатель: Каким узором украшены кувшин, и другая посуда? (Ответы детей).

 -Из каких элементов состоит  орнамент? Назовите их. (Точка, линия, клетка, , волнистая линия, сеточка, мазок, цветы- розы, бутоны).

-Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки). Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу). 

Технология росписи как плоских, так и выпуклых предметов одинакова:

  • Нужно нанести контуры рисунка;
  • Затем последовательно прорисовывать каждую крупную деталь;
  • После тщательно выводят тонкие элементы.

- Какими цветами пользуются мастера? (только синий , голубой, кобальтовый).

-Как одним словом можно сказать про цвета, краски? ( напоминают снежные зимние узоры). Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны симметрично располагаться на заготовке

 А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

физкульт. минутка  Ярмарка.


«истоки родного искусства»

Ах, улица, улица, широкая,

Травушка-муравушка зеленая. (Широко разводят руки в стороны.)

Ай, люли, люли, люли,

Травушка-муравушка зеленая. (Притопывание.)

Как на этой на широкой улице

Расплясались девицы-красавицы.(руки на поясе , повороты туловища на месте влево-вправо)

Ай, люли, люли, люли,

Расплясались девицы-красавицы. (Носок – пяточка, три притопа.)

Разыгрались добры молодцы,

Соревнуются русские богатыри.

Ай, люли, люли, люли.

Соревнуются богатыри. (Прыжки, имитация движений боксера, бег на месте.)

 

Воспитатель: - Немного отдохнули. А теперь представим себя мастерами промысла и  возьмемся за работу.

 Сегодня мы будем украшать узорами бумажные заготовки для  кружки . Вы можете украсить узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать красивыми и аккуратными . Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком).

 Я предлагаю подумать, перед тем как приступить к работе, какие краски , и как вы будете их смешивать  для того чтобы добитться правильного оттенка и каким узором вы будете расписывать вашу заготовку для кружки.

. Воспитатель: - Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее , я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ,  индивидуальные объяснения по ходу работы).   В конце работы  дети собирают из заготовок   кружку  ( широкую прямоугольную полосу собирают в цилиндр, затем прикрепляют из узкой полосы ручку)

Заключительная часть

 Воспитатель: 

Рефлексия:  о Каком промысле сегодня мы говорили?

 -Какой материал используется для изготовления керамики?

- Какие этапы работы  необходимы для создания таких  кружек?

-Какие элементы используются в росписи "Гжель"?

Какие основные цвета используются в росписи?

У вас получились хорошие работы, вы потрудились на славу.  Давайте  поставим наши работы на выставку, а затем подарим мамам.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...