конспект занятия "Дымковская барышня" рисование
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию (рисование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno_esteticheskoe_razvitie_risovanie.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ОС школа "Город Солнца"
Московская обл., Мытищинский район
поселок Нагорное,
ул. Центральная
Конспект
НОД «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование)
в подготовительной к школе группе «Дымковская барышня»
подготовила воспитатель
Даньялова Наталия Равильевна
2018г.
Тема НОД : «Дымковские барышни».(роспись силуэта -" барышня")
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие
Программное содержание:
Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской барышни (цвет кофточки и головного убора повторяются в каких-либо элементах узора на юбке). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам
Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи.
Обучающие:
Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; Формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор; Самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования дымковской росписи: круги, решетки, линии, волнистые линии, кольца, овалы, круги, точки; Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью.
Развивающие:
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре; Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковских изделий; Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Форма организации: групповая
Форма реализации видов деятельности: рассматривание дымковских игрушек, беседа о дымковском промысле, рисование, физ.минутка.
Оборудование : Проектор с презентацией фотографий дымковских игрушек.
Раздаточный материал: бумажные силуэты дымковских барышень , краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;
Демонстрационный: дымковские игрушки (барышня , козлик), аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка, лист ватмана с изображением травы и цветов , леса для оформления и размещения силуэтов дымковских барышень.
Ход НОД.
Вводная часть
Воспитатель:
Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я (Дымковские игрушки ).
воспитатель читает стихи о промысле
И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
- Молодцы, ребята!
Воспитатель достает из посылки дымковские игрушки и выставляет на стол-подставку для обозрения. К нам в посылке доставили дымковские игрушки. А вы знаете как образовался промысел? (дети самостоятельно рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о промысле)
информация о промысле
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась.
Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник СВИСТУНЬЯ, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины. К данному празднику женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
так и образовался народный промысел.
Этапы изготовления дымковской игрушки.
.
Делается дымковская игрушка поэтапно.
Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.
Остановимся на каждом из них подробнее.. Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают , заливают водой и снова перемешивают , а раньше и ногами месили
Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров.
Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты).
Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой.
Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину (сейчас такая палочка называется стека), а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая.
После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.
Затем игрушку белили специальной краской, а потом раскрашивали яркими узорами. все это изготавливалось к ярмарке, на которой продавали такую красоту
Изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову.
Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.
-
Основная часть
Рассматривание дымковских игрушек
Посмотрите, как эта девица-душа уж больно хороша:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!
А вот другая девица-душа тоже очень хороша,
Клетчатая юбочка, фартук полосатый,
На полосках точки и вокруг – кружочки.
Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.
Воспитатель: Каким узором украшены юбки у барышень? (Ответы детей).
-Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).
-Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров дымковской росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки). Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).
- Какими цветами пользуются дымковские мастера? (Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).
-Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные). Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.
А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.
физкульт. минутка Ярмарка.
«истоки родного искусства»
Ах, улица, улица, широкая,
Травушка-муравушка зеленая. (Широко разводят руки в стороны.)
Ай, люли, люли, люли,
Травушка-муравушка зеленая. (Притопывание.)
Как на этой на широкой улице
Расплясались девицы-красавицы.(руки на поясе , повороты туловища на месте влево-вправо)
Ай, люли, люли, люли,
Расплясались девицы-красавицы. (Носок – пяточка, три притопа.)
Разыгрались добры молодцы,
Соревнуются русские богатыри.
Ай, люли, люли, люли.
Соревнуются богатыри. (Прыжки, имитация движений боксера, бег на месте.)
Воспитатель: - Немного отдохнули. А теперь представим себя мастерами промысла и возьмемся за работу.
Сегодня мы будем украшать узорами бумажные силуэты дымковских барышень. Выбирайте себе понравившийся силуэт дымковской барышни. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком).
Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барышню. (Дети выбирают силуэты дымковских барышень вырезанных из бумаги)
. Воспитатель: - Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее расписывать силуэты дымковских барышень, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.
Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, индивидуальные объяснения по ходу работы).
Заключительная часть
Воспитатель: Давайте сделаем хоровод из наших барышень. (Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на листе ватмана с фоном неба и травы, леса).
Рефлексия: о Каком промысле сегодня мы говорили?
-Какой материал используется для изготовления дымковских игрушек?
- Какие этапы работы необходимы для создания таких игрушек?
-Какие элементы используются в росписи дымковской игрушки?
. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=1mk23z&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2202.oQ4IIn50kqaFmg_X3eNsoREt4pLFxhCAN-N8wyvuBf-dkY612eUsdlEGiRX5-QwavFlaWb6jFeSeRE5XDpmbG9ImTmyF7EoexclCjN6lL898rTmSX_R6cwvaIln0cRSIdDe003QXiw9-H_xvL-AB2WdraGtzcG1ldmZtd2dkaXE.9d31a538d72546de7dae7029e5e0ecbc90404e19&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtB2i7c0_vxGdnZzpoPOz6GRvodUawgTy3OY1u_gkRPOKXCzahXKq0s68oEuNcBpey-lAFWPGJCg1CRejNf-SG1LC6D-JtAYzD6Z-DnOIrS2zfZ0SlKW7oIo,&&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszk6VFvXEb1J9xt5jbQ8jg_vgbtdpZZCodWn8wSizHHqZnKSq2-ob96Cjraug3_sB3HF5jgHwxKLN_NdguK23xxgyFDUpZLpZRRSyXmMbzRDSuYvpV7DCfEGbaJfIMMcKC5pu995MaGCK-TUi9wAz2opZt_IqpymazCS0dcaExrpUrorP03hIiqVojI3wGo6Mm1RXB6xHnH5aSF1fp026PkPNqyXzMI4uJGUo0GGWNNkDisJSdAHwxcC8f8-Qp14OknHycQsjWRTc_b6uOVYm9iXMW_tnIF1Nnh0VKdjjEVBMMeVuP82JWvqXZVaJZtQ604wleCTCQ2AgDx5GWxgSzdHMZh3trPQhQNx3GBBBru9RMnmF5CwWSnXcHoCV8K9x5tu-Ino-r3kRYpSOJgLX0kcnTjAOVNwJZ0N57s0ICUTSvYEBHUJxWxoOb3zmSn5-LwcR-xf1gwlb-iAFpaq9jm-hR6shP-odDn6pqHSdjPRGXSitno2UmtwM0pwudEIGGsDFg7OjQ1jmoLGBoraRkac4-5TE8HKtM913DPjp1jeO13wgGJk-IQTyZzck9qcK198IPdPMsqVI5Mrq8yNLRjjH_IFbmXl1qx8MalE2Fr-uzDVy2xBBDO9bdS7b518jx8MssPRs19PEAHZUXzpFhQi9av5RmN8v8pmGgPf6Kwk8g_dEz5xPrqqKifgU6xB9xsz7aMf1lJ6NF6D0qJMx5Iig,&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQkZQRHR6d3g3b1JuVmQ3Zm8yS25CMGxyYk5HZFUwSEUydmtoc3IwaEtzaDhzX2RxVXBRT1lZYWVCZmxfcjlBOUVsaFREQS1fSk1n&sign=e5a881d7e6a555aaf685fbc671510508&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpVBUyA8nmgRGWEfLvaGmyuAl6M4u43bM7kknz_qQcPfDzQitIFYvs05J-LrC_GWz66o2moIqfpc2oXDt3lfZvuNUdlN535YzicBsK52jolWoaGG7i1L8wU4JCXPKl3yAn_lnfUY5fwZRQ3TUBI0KZKFHav5o47fHrsgNwZZz-6rVZtMsmtFPwxPpWLMRHWJESF_llX_9taBMTAKo7ASrCLbMAIPrlwYPfwtvOESSWm7lTCugIZ50HQTSLEhPFZvqLGV1qOaxU9uh4fZ-fggrQ-c2J0fzlTc9xVd8gPWkEt2yCM7LJQbUVhcogOVv4REpO57eGuxbE4jIPeSQKNJ21wje9hiBTUY7cYXtCV3hyt6To-K0UxkROGSey7FRrDVBiX9VmSdfTCpIJfRD8FhxKt4mUcjOa4S9D&l10n=ru&rp=1&cts=1578400763617%40%40events%3D%5B%7B%22event%22%3A%22click%22%2C%22id%22%3A%221mk23z%22%2C%22cts%22%3A1578400763617%2C%22fast%22%3A%7B%22organic%22%3A1%7D%2C%22service%22%3A%22web%22%2C%22event-id%22%3A%22k53v27s1ug%22%7D%5D&mc=4.146777296899&hdtime=2647303.295
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....