Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Непогода Полина Юрьевна

Отчёт по теме самообразования

«Развитие творческих способностей дошкольников

средствами нетрадиционных техник рисования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx534.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

« Средняя Общеобразовательная Школа № 5»

Отчёт по теме самообразования

«Развитие творческих способностей дошкольников

средствами нетрадиционных техник рисования»

Подготовила: Воспитатель

Непогода Полина Юрьевна

г. Югорск

2021 г.

Актуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важная задача педагогики на современном этапе. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества, наше время особенно требует творческих, нестандартно мыслящих людей, действующих на благо развития общества. Наиболее эффективным способом решения данной проблемы является изобразительное творчество. Однако традиционные программы не развивают в полной мере воображение, не побуждают детей к экспериментированию, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог, ориентируясь на образец выполнения.

Так как многие дети боятся своих ошибок и часто отказываются рисовать, объясняя это просто «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления. В нетрадиционном рисовании трудно ошибиться, здесь можно рисовать чем угодно и как угодно, что раскрепощает ребенка, помещает его в «ситуацию успеха», а также стимулирует к созданию своего неповторимого образа. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Данная техника расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявляя самостоятельность, инициативу и выражая индивидуальность.

Применение нетрадиционных техник рисования является незаменимым в развитии творческих способностей, ведь они создают атмосферу непринужденности, свободы, раскованности, простоты, способствует развитию инициативности, самостоятельности детей, позволяют выразить свои чувства, эмоции, мысли, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительному искусству. Нетрадиционное рисование привлекает своей доступностью, позволяют использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, а владение умением изображать различными способами способствует развитию творческих способностей ребенка. Нетрадиционное рисование играет важную роль и в общем психическом развитии ребенка, ведь важен здесь не продукт-рисунок или поделка, а процесс развития личности, формирование уверенности в своих способностях.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

1. Обучение в детском саду требует достаточно сформированного уровня воображения: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым предвосхищению возможных изменений.

2. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний выступает воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Анализ и наблюдение показал, что в работах детей - не было фантазии и творчества.

3. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Анализ результатов диагностических исследований выявил ряд проблем в организации работы по развитию воображения посредством нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми.

Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества проектная деятельность, позволяющая создать взрослых. Реализация проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Цель: определить, оценить и показать значение применения нетрадиционных техник рисования в формировании и развитии успешной творческой личности детей дошкольного возраста.

И поставила перед собой следующие задачи:

• Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования, подготовки и организации занятий, консультаций, мастер-классов.

• Раскрыть понятие «нетрадиционные техники рисования».

• Рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.

• Провести диагностики на начало и конец учебного года.

• Формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.

• Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

• Совершенствовать навыки рисования.

• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

• Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.

• Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке рабочее место.

• Повышать уровень самооценки детей.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе подобрала и изучила литературу по теме самообразования, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

В работе использовала следующие средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые,

-ИКТ

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта, создавая оригинальные образы различными изобразительно – выразительными средствами.

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки и уголь, различная бумага и трафареты для рисования,раскраски и альбомы с образцами жанров живописи: портретная, памятники, натюрморт, пейзаж. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.

Приготовила и разместила в уголке следующие игры:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

- «Какое настроение?»;

- «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

- «Угадай животное»;

- «Преврати пятно во что хочешь»;

- Лото «Узнай элемент узора».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.Решения задач добивалась через:

-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;

-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».

-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;

-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;

-подготовка и проведение мастер-класса для родителей;

-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-

выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

Принципы

  • Принцип перехода от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
  • Принцип реалистичности, изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

По составу участников: дети старшей группы, родители.

Сроки реализации: 2 года.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическая литература.

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. Журнал «Педагогическое общество»

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

#1053;.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок».

#1051;.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

#1043;.Н.Давыдова «Пластилинография».

#1043;.Н.Давыдова «Пластилинография -2».

#1043;.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1.

#1043;.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2.

#1058;. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

#1053;.П. Сакулина, Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду».

#1053;.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись». «Дошкольное образование» №2 2002г., №2 2004г.,

15. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб.: Детство-пресс, 2011г.

16. Иванова О. Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.

17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.

18. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.

19. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.

20. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.

21. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.Ярославль: Академия развития. 2007г.

22. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: Творческий центр, 2011г.

23. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М.:Владос, 2006г.

Интернет ресурсы

Перспективный план работы по нетрадиционной технике рисования.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

Самообразование

Изучение методической литературы и электронных ресурсов.

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. Журнал «Педагогическое общество»

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

7. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012 Статья О.А.Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30.

8. О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011

9. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб.: Детство-пресс, 2011г.

10. Иванова О. Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.

11. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.

12. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.

13. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.

14. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.

15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.Ярославль: Академия развития. 2007г.

16. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: Творческий центр, 2011г.

Анализ изученной литературы

Диагностика

сентябрь

Цель: выявить знания и умения детей по изобразительной деятельности.

Организация и обогащение предметно – развивающей среды.

В течение года.

Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

картотека по нетрадиционной технике рисования;

альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования; разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей; изготовить дидактические игры.

Привлечь родителей к сбору различных материалов для рисования.

Работа с детьми.

Сентябрь

Изучение методической литературы. Диагностика.

Октябрь

-Тема: «Мой родной город»

Цель: Расширять знания детей о родном городе. Вызвать приятные воспоминания о дне города. Предоставить возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композиции в лист. Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.

-Тема: «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» (отпечатки листьев)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Выставка рисунков.

Ноябрь

-Тема: «Дары осени» (оттиск пробками, печатками из картофеля)

Цель: Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиском пробкой и печатками картофеля. Развивать чувство композиции и колорита.

(Казакова Р. Г. стр. 119)

-Тема: «Ежи Ежовичи» (штриховка цветными карандашами, гелиевыми ручками)

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавая фактуру и объём. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

Дорисовка методом «тычка», создавая сюжетную картину.

Декабрь

-Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)

Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

(Казакова Р. Г. стр. 110)

-Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.

(Казакова Р. Г. стр. 7)

Выставка работ.

Январь

-Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)

Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.

(Колдина Д. Н. стр. 40)

-Тема: «Снежинка» (рисование по технологической карте с использованием мерной линейки)

Цель: Учить передавать в графической форме природные образы, погодные явления. Формировать навыки декоративного рисования. Воспитывать любовь к природе, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

(Николкина Т. А. стр. 28)

Выставка работ.

Февраль

-Тема: «Танк» (с элементами аппликации)

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивая рисунок фломастерами. Развивать воображение, и самостоятельность.

(Колдина Д. Н. стр. 53)

-Тема: «Поздравительная открытка для пап» (с использованием дополнительных материалов)

Цель: Учить использовать в изготовлении открыток дополнительный материал. Учить закрашивать заранее заготовленные и вырезанные предметы. Воспитывать аккуратность, любовь к своим родственникам. Развивать творческий потенциал, самостоятельность и активность.

(Колдина Д. Н. стр. 54)

Техника рисования с использованием дополнительных материалов

Март

-«Букет цветов для мамы» (обрывание бумаги)

Цель: Учить техники обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. Воспитывать эстетические отношения к образу мамы через изображения цветов.

(Казакова Р. Г. стр. 10)

-Тема: «Семья страусят» ((с использованием дополнительных материалов- втулка от туалетной бумаги.)

Цель: Учить использовать дополнительный материал.. Воспитывать аккуратность, любовь к своим родственникам. Развивать творческий потенциал, самостоятельность и активность.

Подарок маме и бабушке.

Апрель

-Тема: «Звёздное небо» (продолжение) (печать по трафарету)

Цель: закреплять умения детей печатать по трафарету и делать набрызг, комбинировать различные техники. Развивать чувство композиции и колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. (Казакова Р. Г. стр. 114)

-Тема: «Мишка, мишка, лежебока» (штриховка «петелькой»; фломастеры)

Цель: Учить рисовать спящее животное, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Продолжать учить передавать фактуру меха с помощью неотрывной штриховки «петелькой». Упражнять в рисовании «петелькой». Развивать восприятие объёма. Воспитывать интерес к литературным произведениям (Колдина Д. Н. стр. 43)

Создать презентацию творчества воспитанников для родителей.

Май

-Тема: «День Победы. Салют над городом» (цветной граттаж)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж. Учить натирать лист картона свечой так, чтобы он был покрыт слоем воска. Учить смешивать гуашь с жидким мылом и закрашивать картон. Процарапывать рисунок палочкой и дорисовывать недостающие детали гуашью. Развивать творческие способности, фантазию.(Казакова Р. Г. стр. 30)

-Тема: «Фантастическое животное» (кляксография, «знакомая форма – новый образ»)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.(Николкина Т. А. стр. 125)

Работа с педагогами.

Сентябрь- май

Мастер – класс для педагогов « Рисование объемными красками»

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

Доклад «Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте»

Работа с семьями.

Сентябрь.

Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок.

Консультация на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии и воспитании детей.

Оборудование уголка «Мы – всезнайки!»

Ноябрь

Консультация на тему «Рисуем вместе»

Консультация.

Январь

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста»

Создание картотеки рисунков «Нетрадиционные техники рисования»

Буклет.

Февраль

Беседа на тему «Как выбрать материалы для рисования»

ООД по арт-терапии для детей и родителей « Волшебные цветы для мамы»

Папка – передвижка

Апрель

Памятка для родителей «Рисуем необычными предметами»

Выставка рисунков «Рисуют наши дети»

Итоговая выставка детских работ

«Рисуют наши дети».

Приложение № 1

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал: карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение! А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть, что получилось, на что походить и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

МЯТАЯ БУМАГА

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, макнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

ГРАТТАЖ

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы.

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ

Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

Ход работы.

Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное, чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Ход работы.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.

Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской, или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ

Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Ход работы.

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

Ход работы.

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА

Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Ход работы.

1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например, при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ

Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).

Ход работы:

1-ый способ

Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.

В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.

На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.

2-ой способ

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.

Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо, тяжелым предметом. Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.

ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ

Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.

Ход работы:

Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.

Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.

Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.

Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.

Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.

Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.

Приложение № 2

Доклад «Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.

Желательно, используя новые и довольно интересные педагогические технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные способы рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.

На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Как из множества интересных способов выбрать тот правильный, который бы соответствовал возрасту детей?

Дети 2-4х лет могут освоить такие нетрадиционные способы рисования как рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой, печатками от картофеля и оттиск пробкой.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги («Разноцветный дождь», «Цыплята», «Цветы», «Деревья»). Он пытается определить, и, если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Но для маленьких детей желательно, чтобы кляксы сделал взрослый.

Детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по силам такие нетрадиционные методы рисования, как оттиск поролоном, печатки из ластика и листьев, сочетание восковых мелков с акварелью, рисование акварелью «по свече», рисование мятой бумагой и монотипия предметная.

При «Печатке из листьев» ребенок покрывает лист, упавший с дерева, красками, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кисточкой.

При «Рисовании мятой бумагой» ребенок мнет кусочек бумаги в ладошке, затем прикладывает смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской в мисочке, и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и бумага.

При «Рисовании свечой» получаются «Картинки-загадки». Маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской любого цвета. Изображение, прорисованное свечой, не прокрашивается, и создаются причудливые узоры.

Есть еще один очень интересный и необычный способ рисования. Он называется «Монотипия». Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Например, как мы будем рисовать бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

Есть еще второй способ “Монотипии”. Особенно удачным и целесообразным мы считаем использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, может порисовать на нем в свободное время, а также дома.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) доступны такие нетрадиционные техники, как монотипия пейзажная, дорисовывание, расчесывание краски, набрызг, воздушные фломастеры, кляксография с трубочкой, фотокопия-рисование свечой, граттаж, рисование нитками (ниткография, рисование солью, рисование песком, а также сочетание техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры.

Рассмотрим подробнее некоторые из них. При «Дорисовывании» ребенку предлагают лист бумаги с нарисованными линиями. Но рисунок не закончен. Ребенок смотрит и представляет, от каких вещей или живых существ могут быть эти линии, и дорисовывает. Очень развивает фантазию и воображение.

«Рисование нитками» или «Ниткография» - это обычно сочетание техник. Ребенок выбирает, что на рисунке он будет рисовать нитками, намазывает контур клеем, раскладывает нить нужного цвета и длины, и, при необходимости, использует другие известные ему техники рисования.

Очень интересные рисунки получаются при сочетании техник: восковые мелки + акварель + гуашь + фломастеры. Дети могут рисовать и кисточкой, и руками: и правой, и левой, сочетая гуашь, краски акварельные, мелки и фломастеры. После работы руки вытираются влажной салфеткой, потом сухой.

Очень красивые и необычные работы получаются при «Рисовании по мокрой бумаге». Для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом.

Интересен метод «Мыльной пены», которую добавляют в краски, разводят на стекле цветовые пятна и отпечатывают фон на лист бумаги.

Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

#1057;пособствует снятию детских страхов;

2. Развивает уверенность в своих силах;

3. Развивает пространственное мышление;

4. Учит детей свободно выражать свой замысел;

5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

6. Учит детей работать с разнообразным материалом;

7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

8. Развивает чувство фактурности и объёмности;

9. Развивает мелкую моторику рук;

10. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

11. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать в свободное от занятий время. Работающие по этой методике отмечают, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

9. Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»

Рисуют дети на стекле,Рисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет ещё на карте.В руках мелки, карандаши…Детишки – маленькие маги.Но столько вложено душиВ их мир прекрасны...

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»

Методическая разработка  Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»...

Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные...