Методическая разработка на тему:"Рисование как метод развития ребенка старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Занятия рисованием - это прекрасная основа для развития одухотворенной и творческой личности. Рисование является доступным, едва ли не самым интересным видом деятельности детей и заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. На сегодняшний день так же существует множество нетрадиционных методов рисования, которые предоставляют огромные возможности для развития детей. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, учат мыслить нестандартно, активизируют творческую активность детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Рисование как метод развития ребенка старшего дошкольного возраста».
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский.
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо.
Далеко не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, но этот потенциал еще необходимо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В таких условиях одаренные малыши быстрее найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт, станут глубже понимать и ценить искусство.
Занятия рисованием — это прекрасная основа для развития одухотворенной и творческой личности. Искусство всегда положительно влияет на духовный мир ребёнка, воспитывает художественный вкус, фантазию, эстетическое восприятие мира, формируя творческую личность, способную нестандартно мыслить и принимать самые смелые решения.
Среди родителей и даже педагогов бытует мнение, что рисование – это несерьезно, это скорее развлечение. На мой взгляд - это мнение ошибочно. Рисование является доступным, едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка:
- развитие любознательности, как основы познавательной активности;
- развитие знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческо-речевой деятельности;
- развитие мелкой моторики, графических умений, необходимых для обучения письму;
- развитие психических процессов мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия;
- развитие художественных и творческих способностей;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Для детей зачастую важен сам процесс рисования, а не конечный результат: рисуя, дети передают то, что для них эмоционально значимо – свои чувства, настроение, впечатления об увиденном, состояние героев, которых они изображают (печаль, радость и т. д.). Цвет в рисунках малышей также является средством выражения их эмоций. От созданного рисунка дети испытывают хорошее настроение, чувство радости, удовлетворения. Рисуя, дети познают себя, освобождаются от плохого, утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные, важные для них проблемы, ощущают независимость, познают радость исследования и творческое вдохновение.
Педагогам следует организовывать процесс так, чтобы при создании изображений на бумаге каждый ребенок обязательно добился результата, овладел необходимыми навыками, умениями, проявил самостоятельность и активность. В процессе рисования развивается эмоциональная сфера ребенка.
На занятиях рисованием у детей формируются навыки, которые будут необходимы им в учебной деятельности. Они учатся правильно сидеть на занятиях, слушать и запоминать задание, выполнять его за определенный промежуток времени, пользоваться раздаточным материалом, а также планировать свою работу и доводить ее до конца. У детей формируется желание думать, экспериментировать, учиться подчинять свои действия замыслу. Работая самостоятельно, дети приобретают навыки самоорганизации и целенаправленной трудовой деятельности (сами подготавливают для занятия материал, по окончании работы убирают его на место, учатся планировать сюжет своего рисунка и как расположить его на бумаге). Через коллективное творчество у детей уже формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. В процессе обучения малыши пользуются средствами изобразительной деятельности (карандашами, фломастерами, мелками, красками и т.п.), осваивают технические навыки рисования, приобретают умение изображать линии, предметы различной формы, цвета, передавать в рисунках графические образы и их пространственное расположение на листе бумаги. Дети учатся использовать цвет, как средство выразительности рисунка, экспериментируют с красками в поисках разных оттенков цвета, смешивая краски на палитре, учатся использовать разнообразные способы и технику изображения. Все это позволяет активнее развивать художественное творчество ребенка.
Через формы практической деятельности в рисовании дети усваивают, осмысливают и овладевают новыми знаниями, что в свою очередь формирует познавательную мотивацию, у них развиваются интеллектуальные и сенсорные способности, любознательность. В рисунках дети подкрепляют свои знания, наблюдения, впечатления. Они рисуют сюжеты на разнообразные темы, передают форму, величину, строение и признаки предметов, явления природы, времена года. В своих работах дети пытаются передать разные события, действия и даже взаимоотношения людей, животных, сказочных персонажей.
Сочетание различных средств для создания в рисунке яркого, выразительного образа знакомит детей с разнообразием красок и их оттенков. Дети учатся видеть красоту и «богатство» цветов в природе, разнообразие окружающей их действительности. Используя рисование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, они знакомятся с характерными особенностями растений и животных, погодных условий. У детей проявляется интерес к природе, потребность активно познавать мир, приобретаются необходимые знания, опыт и представление об окружающем мире.
Рисование имеет большое значение в формировании движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Формируется учебная поза, навык правильного держания карандаша или ручки. Дети учатся овладевать графическими умениями – точно соизмерять движение руки, подчинять их зрительному контролю, учатся регулировать усилия руки при нажиме, в соответствии с заданием воспитателя.
В процессе рисования у детей развивается умение создавать графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги, они овладевают техникой рисования, при этом происходит интенсивный процесс формирования руки. Дети учатся не напрягать руки, пальцы, держать карандаш, кисть, фломастер и т.п. свободно, легко, производить ими движения в различных направлениях, регулируя размах, темп, силу нажатия при раскрашивании. Рисуя предметы разной формы, величины, пропорции, формируется умение удерживать определенное направление руки.
В процессе декоративного рисования дети знакомятся с народно-прикладным искусством. Они учатся рисовать узоры, передавать в рисунках разнообразные линии (плавные, волнистые, слитные и т.п.). При этом учатся делать плавные повороты руками, что в свою очередь способствует глазомерной функции и двигательной координации. В результате дети приобретают такие качества движения руки как плавность, легкость, равномерность. Движение руки при общении с карандашом становится более уверенным, плавным и целенаправленным. Этой функции также способствуют такие задания как штриховка, рисование дорожек, дорисовка и копирование рисунка по клеткам, графические диктанты. Выполняя эти задания, дети учатся самоконтролю и самооценке, у них появляется устойчивое сосредоточение внимания.
Используя собственные рисунки, дети соединяют изобразительную деятельность с речевой. Комментирование ребенком собственной деятельности учит составлять рассказ о выполненном рисунке, обдумывать процесс изображения, придумывать названия, события а также средства реализации. Вступая в диалог со своими сверстниками, воспитателем, в процессе коллективного рисования, дети дают определение, оценку, характеристику предмета, который рисуют, планируют дальнейшие действия. Это позволяет подчинить свои действия замыслу, развивает речевое общение, диалогическую речь.
Все процессы в рисовании тесно связаны между собой. Они объединяют познавательно-речевое, художественно-эстетическое и интеллектуальное направление развития ребенка. Шаг за шагом в процессе творчества у ребенка совершенствуются функции, навыки и умения, которые во многом определяют успешность его дальнейшего обучения.
Дети дошкольного возраста открыты для новых видов деятельности, особенно когда они проходят в игровой форме. Познание мира в дошкольном возрасте происходит опытным путём. Дети приобретают знания, умения и навыки, из которых складывается их жизненный опыт.
Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня огромные возможности для развития детей. Достоинством таких техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно, по мере взросления ребёнка. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности интересного использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не особо проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают высоких результатов и умений.
В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных приемов и техник рисования, которые будут видоизменяться в зависимости от возраста ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать более сложные приёмы. Усложняются композиции и сюжеты. Воспитатель может усложнять и комбинировать техники и приемы. Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования.
Цель работы: развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа;
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования, интересных возможностях изобразительных материалов (печатание листьями, «тычок» жесткой полусухой кистью, печать с помощью поролона, рисование свечой и «акварелью», рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, кляксография, рисование на смятой бумаге);
- формировать у детей представления о разнообразии использования материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки);
- формировать умения детей использовать оригинальные, нетрадиционные техники рисования в собственном творчестве, создавая при этом различные предметные композиции;
- формировать умения детей цветом передавать настроение, состояние, свое отношение к рисунку, экспериментировать красками;
- развивать эстетическое восприятие, воображение;
- развивать активность, самостоятельность;
- развивать мелкую моторику руки;
- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
«Рисование ладошками»
Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения.
Материалы для рисования: «гуашь», широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь. Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.
«Метод рисования отпечатками листьев»
Техника с использованием отпечатков листьев позволяет получить интересные фактурные изображения с помощью красок и природных листьев деревьев, кустарников.
Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, «гуашь», кисти, простые карандаши, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Дети создают эскиз из листьев согласно придуманному сюжету или теме занятия. Можно сделать наброски простым карандашом или фон будущего рисунка. Затем дети покрывают гуашью обратную сторону листочка, где хорошо видны его прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки обязательно нужно убрать излишки воды. Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают. Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Такую же процедуру повторяют с другими листьями. По окончании прорисовывают или дорисовывают детали.
«Рисование тычком»
Материалы для рисования: «гуашь», жёсткая кисточка, простые карандаши.
Методика рисования. Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному шаблону. Затем опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны как бы делать тычки по контуру слева направо, плотно друг к другу, стараясь не оставлять промежутки между тычками. После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура. Если необходимо прорисовать какие-то детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и красок.
«Рисование свечой и акварелью»
Материалы для рисования: белая свеча, «акварель», широкая кисть, бумага, простые карандаши, банки с водой.
Методика рисования. Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу на белом листе бумаги видно не будет. Обводят контур свечой, затем широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами. Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.
«Рисование на мятой бумаге»
Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Лист бумаги сначала нужно подготовить для работы. Для этого дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист. Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кистью или салфеткой нанести несколько цветных пятен. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его мять и комкать. Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями необходимо его расправить, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, даже немного шершавая. Дети рисуют красками задуманную композицию.
«Изобразительное творчество на мокрой бумаге»
Материалы для рисования: бумага, «акварель», большие круглые кисти, тонкие кисти, губка, банки с водой, бумажные салфетки.
Методика рисования. Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги при помощи губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом. Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая более светлые и прозрачные оттенки. Воспитатель напоминает детям, что необходимо слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть как растекается краска по поверхности листа. После этого дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием. Затем тонкой кистью прорисовывают отдельные детали. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, во избежание сильного растекания контура. По окончании работы оставить рисунок на поверхности для полного высыхания.
«Метод с использованием поролона»
Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, «гуашь», плоские тарелки, кисти.
Методика рисования. Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия. Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции. Затем обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета. Потом аккуратно поднимают и убирают трафарет. В конце кистью прорисовывают недостающие детали изображения.
«Рисование песком»
Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок/манная крупа.
Методика рисования. На листе бумаги дети делают рисунок, можно с помощью шаблонов. Поэтапно, двигаясь сверху вниз, обводят контур получившегося рисунка клеем. Затем посыпают рисунок песком. Те части изображения, которые необходимо сделать темнее, посыпают большим количеством песка. Остатки песка аккуратно стряхивают. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой. Также можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.
В заключение хочется отметить, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности радуют, удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование оригинальными техниками и необычными материалами удивляет своей непредсказуемостью, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов совершенно в другом качестве - в качестве художественных материалов. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, учат мыслить нестандартно, активизируют творческую активность детей. У малыша возникают новые мысли и идеи, связанные с комбинациями различных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А ведь в работе любого педагога главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нам, взрослым, нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это будет лишь подкреплять его уверенность в собственные силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.
Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....
Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...
Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с старшего дошкольного возраста «Освобождения города Краснодара от немецко - фашистских захватчиков»
Рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, за народ, который выстоял нашествие фашистов и защитил нашу стр...
Методическая разработка: "Применение педагогических технологий в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста."
Перспективное планирование на год работы по развитию коммуникативных качеств личности старших дошкольников: понимание себя и других, формирование навыков общения. В разработке представленывиды специал...
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»
Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"
Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...