Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)
В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и влияния интеграции видов искусств на эту выразительность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Несмотря на свою простоту, с точки зрения взрослого человека, детский рисунок всегда вызывает в нас эмоциональный отклик. Но чем же он для нас так привлекателен?
Проведённый мною анализ литературы показал, что детским рисункам, так же как и взрослым, присуще такое свойство как выразительность. Под выразительностью понимается способность художника посредством использования разнообразных приемов и средств передавать и как можно глубже раскрывать сущность изображаемого явления или характера [4, 233]. Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему [2, 56]. Н.А. Ветлугина [1, 37] считает, что способность к образному творчеству у детей, прежде всего, проявляется в выборе содержания и в отборе средств, для его воспроизведения.
В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и формы явлений, предметов. Появляется активное отношение к изображаемому образу или явлению, активизируются и поиски выразительных средств для их передачи. В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств и эмоций, которые ребёнок передаёт, прежде всего, за счет средств выразительности.
Выразительность в детских рисунках проявляется благодаря таким средствам выразительности как цветовые сочетания, форма и композиция. Самое доступное для ребенка средство выразительности – цвет. В исследованиях В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные [5,137]. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от отношения ребенка к данному предмету или явлению.
Еще одно средство выразительности детских рисунков - линия. Исследователи доказали, что то, что дорого и важно ребенку, что вызывает у него положительный эмоциональный отклик, он прорисовывает с особой тщательностью и аккуратностью.
Композиция – это способ соединения образов, построения произведения. Этапы выполнения композиции в старшем дошкольном возрасте схожи с этапами создания картины художником, они лишь отличаются по продолжительности и просты по содержанию. На выразительность композиции рисунков детей положительно влияет их умение относительно правильно изображать пропорции основных частей объектов изображения, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. С возрастом у детей развивается умение рисовать от общего к частному. В детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром [7, 117].
Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления. Одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия и формирования художественного образного видения. Основой творческого процесса для дошкольника является окружающая действительность. А в творческом процессе дошкольника немаловажную роль играют его эмоции, они влияют на выразительность и раскрытие образа в рисунке. Интегративное воздействие разных видов искусств способно изменять процесс чувственного восприятия ребенка.
В настоящее время процесс интеграции является тенденцией, характерной для искусства, науки и образования. Интеграция - процесс координирования и объединения несоизмеримых частей в целое [6, С.318]. Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом воспитании и развитии дошкольников, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей, раскрыта в современных исследованиях Комаровой Т.С. [3, 14-24]. С точки зрения психологии, отдельные виды искусства, при интеграции, оказывают влияние на различные стороны психики ребенка: эмоции и чувства, мышление, воображение и т.д. Р.М.Чумичева разработала концептуальную модель художественно-эстетического развития дошкольника на основе синтеза искусств [8, 15-21]. Она рассматривает синтез искусств как фактор развития личности дошкольника, как среду творческой активности и самореализации ребенка. Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить.
Интегративное воздействие (последовательное или одновременное) разных видов искусств, приводит к изменению процесса чувственного восприятия ребенка того или иного образа или события. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Поэтому интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интеграция искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует развитию художественного восприятия детей и их творческих способностей, влияет на выразительность в детском рисунке.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. / Н.А. Ветлугиной –М.,Просвещение, 1989-79с
- Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с.
- Комарова, Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. Текст.: журнал Детский сад от А до Я. 2004, №6. - с. 14-24
- Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. – 110с.
- Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. – 240с.
- Новый энциклопедический словарь/ Рипол Классик, 2006г
- Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина – М., 1965. – 130с.
- Чумичева, P.M. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Текст.: журнал Дошкольное воспитание 1995, № 4. с. 15-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусств, как средство развития творческой личности.
Как развить у ребёнка творческую индивидуальность? (Из опыта работы)...
Составление загадок по произведениям изобразительного искусства, как средство развития качеств творческого мышления старших дошкольников
Существует три основных модели составления загадок...

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Деловая игра для педагогов "Интеграция видов изодеятельности, как средство развития творчества дошкольников."
Интеграция в системе воспитсния и обучения в дошкорльных учереждениях в настоящее время одно из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интере...

Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»
В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...

Театральные этюды как средство развития выразительности речи у старших дошкольников
В работе представлен опыт работы по формированию выразительности речи через театральные этюды....

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»
В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....