Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Клинкова Светлана Александровна

В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и  влияния интеграции видов искусств на эту выразительность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Несмотря на свою простоту, с точки зрения взрослого человека, детский рисунок всегда вызывает в нас эмоциональный отклик. Но чем же он для нас так привлекателен?

Проведённый мною анализ литературы показал, что детским рисункам, так же как и взрослым,  присуще такое свойство как выразительность. Под выразительностью понимается способность художника посредством использования разнообразных приемов и средств передавать и как можно глубже раскрывать сущность изображаемого явления или характера [4, 233]. Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему [2, 56]. Н.А. Ветлугина [1, 37] считает, что способность к образному творчеству у детей, прежде всего, проявляется в выборе содержания и в отборе средств, для его воспроизведения.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и формы явлений, предметов. Появляется активное отношение к изображаемому образу или явлению, активизируются и поиски выразительных средств для их передачи. В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств и эмоций, которые ребёнок передаёт, прежде всего, за счет средств выразительности.

 Выразительность в детских рисунках проявляется благодаря таким средствам выразительности  как цветовые сочетания, форма и композиция. Самое доступное для ребенка средство выразительности – цвет. В исследованиях В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные [5,137]. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от отношения ребенка к данному предмету или явлению.

Еще одно средство выразительности детских рисунков - линия. Исследователи доказали, что то, что дорого и важно ребенку, что вызывает у него положительный эмоциональный отклик, он прорисовывает с особой тщательностью и аккуратностью.

Композиция – это способ соединения образов, построения произведения. Этапы выполнения композиции в старшем дошкольном возрасте схожи с этапами создания картины художником, они лишь отличаются по продолжительности и просты по содержанию. На выразительность композиции рисунков детей положительно влияет их умение относительно правильно изображать пропорции основных частей объектов изображения, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. С возрастом у детей развивается умение рисовать от общего к частному. В детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром [7, 117].

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления. Одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия и формирования художественного образного видения. Основой творческого процесса для дошкольника является окружающая действительность. А в творческом процессе дошкольника немаловажную роль играют его эмоции, они влияют на выразительность и раскрытие образа в рисунке. Интегративное воздействие разных видов искусств способно изменять процесс чувственного восприятия ребенка.

В настоящее время процесс интеграции является тенденцией, характерной для искусства, науки и образования. Интеграция - процесс координирования и объединения несоизмеримых частей в целое [6, С.318]. Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом воспитании и развитии дошкольников, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей, раскрыта в современных исследованиях Комаровой Т.С. [3, 14-24]. С точки зрения психологии, отдельные виды искусства, при интеграции, оказывают влияние на различные стороны психики ребенка: эмоции и чувства, мышление, воображение и т.д. Р.М.Чумичева разработала концептуальную модель художественно-эстетического развития дошкольника на основе синтеза искусств [8, 15-21]. Она рассматривает синтез искусств как фактор развития личности дошкольника, как среду творческой активности и самореализации ребенка. Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить.

Интегративное воздействие (последовательное или одновременное) разных видов искусств,  приводит к изменению процесса чувственного восприятия ребенка того или иного образа или события. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Поэтому интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интеграция искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует развитию художественного восприятия детей и их творческих способностей, влияет на выразительность в детском рисунке.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др  Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. / Н.А. Ветлугиной –М.,Просвещение, 1989-79с
  2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с.
  3. Комарова, Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. Текст.: журнал Детский сад от А до Я. 2004, №6. - с. 14-24
  4.  Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. – 110с.
  5. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. – 240с.
  6. Новый энциклопедический словарь/ Рипол Классик, 2006г
  7. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина – М., 1965. – 130с.
  8. Чумичева, P.M. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Текст.: журнал Дошкольное воспитание 1995, № 4. с. 15-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусств, как средство развития творческой личности.

Как развить у ребёнка творческую индивидуальность?  (Из опыта работы)...

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Деловая игра для педагогов "Интеграция видов изодеятельности, как средство развития творчества дошкольников."

Интеграция в системе воспитсния и обучения в дошкорльных учереждениях в настоящее время одно из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интере...

Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»

В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...

Театральные этюды как средство развития выразительности речи у старших дошкольников

В работе представлен опыт работы по формированию выразительности речи через театральные этюды....

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....