Составление загадок по произведениям изобразительного искусства, как средство развития качеств творческого мышления старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Существует три основных модели составления загадок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»

Педагогический совет № 4

Доклад:

из опыта работы

«Составление загадок по произведениям изобразительного искусства, как средство развития качеств творческого мышления старших дошкольников»

Подготовил:

Воспитатель: Н.И. Антипова

г.о. Тольятти 2015

«Составление загадок по произведениям изобразительного искусства, как средство развития качеств творческого мышления старших дошкольников»

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание загадок происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путём перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задаёт ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

В педагогической практике А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей дошкольного возраста. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, а соответственно творческое мышление.

Обучать детей составления загадок можно с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста использование три основных модели составления загадок.

I вариант:

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какоё-либо объект.

Модель 1 «Натюрморт»

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

-Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

-Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

-Какой самовар по форме? – Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы)

Воспитатель просит детей сравнить по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребёнком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с чётко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2 «Сюжетные картины» (и книжная графика)

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ёжика с детьми 5-6 лет.

-Что делает ёжик?

-Пыхтит, собирает, семенит.

-Пыхтит как кто или что?

-Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

-Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

-Семенит как ребёнок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

-Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ёжика с приёмом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребёнок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ёжика с приёмом «занижение»:»Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, ноне жадина; семенит, как старый дедушка».

Модель 3 «Пейзаж»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? – На мужичка.

-А чем отличается?- У гриба нет бороды.

-Ещё на что похож? – На дом, но без окон.

-А ещё?- На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Учитывая, что мышление дошкольника, в основном, наглядно-образное и активные действия ребёнка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты. Фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребёнка знаниями об окружающей действительности, даёт сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия.

Конфуций говорил: «Что я слышу - я забываю, что я вижу – я помню, что я делаю - я понимаю».

Увиденная отгадка лучше запомнится ребёнку во всех её подробностях, если ребёнок будет её рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те признаки, по которым он узнал предмет.

Наглядный материал также помогает ребёнку лучше освоить игровое действие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и  влияния интеграции видов искусств на эту выразительность....

Технология ТРИЗ как эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников.

Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе....

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

laquo;Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»...

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...

Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....