Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Дымковская игрушка – искусство рукотворное, каждая игрушка уникальна и единственна. Возродил традицию предков художник Алексей Деньшин. Сегодня, дымковскую игрушку, может изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barynya.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дымковская барышня»
Аннотация. Русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Дымковская игрушка – искусство рукотворное, каждая игрушка уникальна и единственна. Возродил традицию предков художник Алексей Деньшин. Сегодня, дымковскую игрушку, может изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования.
Тема: «Роспись дымковской барышни»
Техника выполнения творческой работы: дымковская роспись, гуашь.
Цель интегрированного занятия: Расписать глиняную игрушку-барышню в технике дымковской росписи. Расширить знания о дымковском ремесле.
Образовательные задачи
Обучающие- расширение знаний детей о дымковском ремесле, об истории возникновении росписи, особенностей элементов и цвета узоров.
Развивающие - развитие творческой активности в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать элементы дымковской росписи; обогащение словаря детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
Воспитательные — воспитание интереса и уважительного отношения к наследию народной культуры, через народное творчество. (народный промысел «Дымковская игрушка»). Творческие – развитие способностей фантазировать, через придумывание элементов дымковской росписи.
Оборудование к занятию: мультимедийное оборудование (проектор, экран, музыкальный центр)
Материалы и средства для самостоятельной творческой деятельности детей:
Зрительный компонент
Презентация: фотографии из музея дымковской глиняной игрушки г.Киров. село «Дымково», мастеров при изготовлении дымковской игрушки, разновидности дымковских игрушек, село «Дымково» в тумане. Фигурки дымковских игрушек, альбом для творчества «Дымковская игрушка», автор Г.А. Величкина, «Полная энциклопедия дошкольника» Росмэн, видео-фрагмент танца: «Дымковская барышня».
Литературный компонент
Отрывки стихотворения про село «Дымково», русское народное творчество.
Музыкальный компонент
Видео-фрагмент танца «Дымковская барышня», русская народная песня «Барышня — сударыня» в исполнении Н.Бабкиной и ансамбля «Русская песня», русские народные мотивы «Балалайка» и т.д.
Игровая ситуация, игровой прием: деревенские посиделки, русская народная игра «Лошадки»
Словарная работа: знакомство с понятиями: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Предварительная работа: знакомство с дымковским ремеслом, роспись дымковской барышни на листе бумаги, лепка барышни из глины.
Материалы и средства для практической работы
Кисти разного размера, беленные глиняные фигуры барышень, стаканчики для воды, краска «Гуашь» 12 цветов, бумажные салфетки, клеенчатые скатерти, большие платки.
Взаимодействие с родителями: беление барышни, нанесение контуров основных частей костюма и лица (домашние задание)
Организация образовательного пространства:
1- Литературное пространство
2 - Игровое пространство
3 - Познавательное пространство
4 - Музыкальное пространство
5 - Выставочное пространство
6 - Пространство для творчества
Ход НОД
1-этап вводный.
Литературное пространство
Педагог раздает девочкам платки, звучат русские народные мотивы
Педагог: -Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как березки,
Реклама 39
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали «Дымковская». Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Верно, ребята! А в какое село мы сегодня отправимся?
Рассуждения и ответы детей.
Педагог: Молодцы, правильно! А отправимся мы не пешком, а резвых лошадях!
2-этап игровой.
Игровое пространство
Проводится русская народная игра «Лошадки»
Педагог:
Едут лошадки по дорожке.
(Продвижение вперед)
Там где ухабы, - перепрыгивают. (прыжки с продвижением вперед) Где лужи — объезжают. (продвижение вперед «змейкой»)
Где ровная дорожка — бегом.
(бег по кругу)
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.
(Наклон, «умываются»)
Ну немножечко осталось,
Путь наш близок, не далек.
Он лежит через мосток.
(Ходьба парами по двум гимнастическим доскам)
Вот въезжаем мы в ворота
Перед нами здесь село.
3- этап познавательный, музыкальный
Познавательное пространство
Показ презентации: фотографии из музея г.Кирова
Слайд село Дымково
Педагог: - Мы так долго ехали, ехали приехали. А куда приехали, что-то я позабыла!?
Дети говорят, что приехали они в село «Дымково».
Педагог: - «Дымково» красивое название, а как выдумаете почему село так назвали? Рассуждения детей.
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
- Название села произошло от слова Дымка. А что обозначает это слово? Рассуждения детей.
Педагог: - Предлагаю заглянуть в «Детскую энциклопедию дошкольника» и узнать, что значит «Дымка».
Дымка это - лёгкая, застилающая пелена тумана.
- Раньше я думала, что село «Дымково» назвали так, потому что зимой дым из печных труб окутывал село. А нет! Как мы сейчас выясняли, из-за утренней нежной дымки, окутывающей село. Ведь дымка — это легкая застилающая пелена тумана.
Слайд село в тумане.
Педагог: - А чем занимались в селе «Дымково» мастера и мастерицы?
Ответы детей.
Слайд как мастера лепят игрушки, расписывают.
Слайд дымковской игрушки.
Музыкальное пространство
Педагог: - Дымковские игрушки, до сих пор пользуются вниманием у людей, о них сочиняют стихи, поют песни, и танцуют. Давайте посмотрим.
Просмотр фрагмента танца «Дымковская игрушка».
Педагог: - Ребята, что особенно вам запомнилось и понравилось в танце?
Ответы детей.
4-этап творческий, выставочный
Выставочное пространство
Педагог: - Сегодня, я предлагаю вам расписать своих дымковских барышень. Мы с вами, уже познакомились с элементами дымковской росписи, проходите на выставку, посмотрите на свои работы.
Дети, рассматривают свои работы, которые были выполнены раннее.
Пространство для творчества
Педагог: - Предлагаю вам, занять свои места у столов, и начать расписать своих барышень красивыми дымковскими узорами.
Дети расписывают красками - гушью глиняные фигуры барышень дымковской росписью. Фоном звучит русская народная песня «Барыня - сударыня»
5 этап заключительный
Педагог: - Ребята, посмотрите какие красивые, яркие, замечательные барыни у вас получились, хоть на ярмарку неси, с руками отхватят. Предлагаю, вам в следующий раз, на ярмарку в Городец отправиться, там своих барышень показать. Да на городецкие игрушки посмотреть. Ведь Городец, как и село «Дымково» своим творчеством славиться.
А сейчас, нам домой пора, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось? В чем испытывали затруднения? Что получилось лучше, чем вы ожидали? Ответы детей, высказывание своих впечатлений.
Педагог: - Посмотрите, все село дымкой заволокло, и дороги то не видать.
Слайд село в тумане.
Педагог: - Подуем все дружно, чтоб туман рассеялся (детям напоминается вдох через нос, выдох-ртом.
Дети дуют, на слайде появляется картинка детского сада.
Педагог: - Вот так чудеса, туман рассеялся, а мы уже в детском саду. Чудеса, да и только.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект...
КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6221214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»
Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...