Конспект занятия Изобразительная деятельность
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
«Украшение костюма казачки »
Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_u_nas_ns_tihom_donu_sad_rosinka_uvarova_n.a_2.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Изобразительная деятельность
Тема: «Украшение костюма казачки »
Средняя группа.
Уварова Н.А
занятия по изобразительной деятельности в средней группе
Тема: «Украшение костюма казачки»
Цель: углубление знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях, выполнение орнамента одежды казаков.
Задачи:
Образовательные:Закреплять навыки рисования красками, познакомить с элементами казачьего костюма, обратив внимание на украшение вышивкой женской одежды.
Развивающие: Стимулировать проявление творчества в определении композиции построения узоров и орнаментов в украшении казачьего костюма. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
Воспитательные: Воспитывать у детей чувство любви к Родине.
Словарная работа: орнамент, кофта с баской, колпак- шлычка.
Интеграция в целостный образовательный процесс: Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Знакомство детей с историей казачества, рассматривание иллюстраций.
II. Организационно - компонент.
Материалы: Иллюстрации с изображенными казачки в национальной одежде, картинки с изображением орнамента, краски, кисточки, шаблоны костюмов казаков.
Методы обучения:
словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, монолог; наглядные методы: показ, демонстрация.
III. Эмоционально - компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)
IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.
Ход занятия:
Воспитатель:
Мы живем с вами в краю Тихого Дона. Так называют в народе древнюю казачью землю, ныне Ростовскую область. Дон, земля донская, казаки.
Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, обычаями, загадками, пословицами и поговорками. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.
Женщина в казачьей семье играла важную роль и отношение к ней всегда было особенным, она являлась хранительницей домашнего очага, на ее плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей.
Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость и удобство.
Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.
Воспитатель:
-Ребята, а какую одежду казаков вы знаете?
Дети:, кофта с баской, колпак-шлычка, шаровар, платок,сапоги.
II.Организационно – компонент.
20 минут
Воспитатель:
-Ой, какие молодцы. А сейчас я вам расскажу более подробно, что носили казачки.
Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
(иллюстрации костюмов)
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Верно. Чем украшали одежду?
Дети: Лентами, геометрический и растительный орнамент,бусами,кружевами (наглядный материал, иллюстрации).
Воспитатель: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Такие кофточки называли – кираса (повторить названия вместе с детьми)
Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до 5 юбок.
Женским головным убором в то время считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.
Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Воспитатель:
- Ребята, а к какому мы готовимся празднику?
Дети:
«День матери»
Воспитатель:
Правильно «День матери казачки», а на праздники нужно одеться празднично.
-А вы видели когда - ни будь, как одеты казаки на праздник?
-А хотите посмотреть, какие костюмы носят казачки на праздник?
-Какие красивые костюмы, правда?
- Но, у одной казачки случилась беда, она постирала свой праздничный костюм и все узоры смылись и теперь ей не в чем идти на праздник.
- Сегодня я вам предлагаю превратиться в художников по костюмам и помочь украсить орнаментом праздничный костюм казачки.
-Сделаем с вами доброе дело?
Дети:
-Да, хотим.
Физкультминутка.
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо
Буквой « Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Воспитатель:
- Мы сегодня с вами познакомились с костюмом казаки.
- Я предлагаю вам сейчас украсить костюм казачки.
- Нам помогут краски гуашь и кисточки.
-Но, прежде чем приступим, еще раз рассмотреть внимательно казачий орнамент.
-Это геометрический и растительный орнамент, ленты, кружева, бусы.
Их чаще всего использовали при украшении казачьей одежды.
Воспитатель:
Какие цвета вы будете использовать?
Воспитатель:
- Какие детали костюма вы будете украшать орнаментом?
Дети:
-Воспитатель:
Молодцы, давайте преступим.
Рисовать нужно аккуратно, не спеша, рисунок должен быть симметричным.
(Воспитатель по мере необходимости помогает ребенку составить орнамент).
III. Результативно-оценочный компонент
Заключительная часть
Выставка работ.
Вопросы детям:
-Ребята, как мы помогли сегодня казачке?
- Из чего состоял женский костюм?
- С какими орнаментами вы сегодня познакомились?
Интернет источники:
Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная подверхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.
Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом.. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.
Шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Изобразительной деятельности"
Конспект занятия художественного творчестсва (рисование).Тема занятия "Идет дождь." Цель занятия: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире....
Конспект занятия изобразительной деятельностью (лепка) «Олимпийская деревня» для детей старшей группы
Программное содержание:· Закреплять представления об Олимпиаде, о зимних видах спорта.· Совершенствовать навык...
Конспект занятия. Изобразительная деятельность. Конструирование из бросового материала «Домик для маленького друга»
Цель: Развитие творчества у детей средствами нетрадиционной техники конструирования из бросового материала. Задачи: Совершенствовать навык составления коллажа, выразить в работе с помощью материа...
Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник
В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями и вопросы совместно-индивидуальной формы коллект...
Конспект по изобразительной деятельности (оригами) «Пингвин» план-конспект занятия по аппликации, лепке
Научить детей способам складывания квадрата, который позволяет путем деления квадратной заготовки, воспитывать аккуратность...
Конспект занятия Изобразительная деятельность. Рисование Тема: «Кисть рябины»
Конспект занятияИзобразительная деятельность. РисованиеТема: «Кисть рябины»Составила и провела:Воспитатель: Баканова С.П.Цель:Учить создавать красивые осенние композиции с передачей н...
План-конспект занятия изобразительная деятельность в старшей группе «Пожарная машина спешит на пожар».
Развивать чувство ответственности, уважения к работе пожарных. Формировать умение передавать пропорции между зданием и автомобилем, уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города - изображать п...