Конспект занятия Изобразительная деятельность
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Уварова Надежда Анатольевна

«Украшение костюма казачки »

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_u_nas_ns_tihom_donu_sad_rosinka_uvarova_n.a_2.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Изобразительная деятельность

Тема: «Украшение костюма казачки »

Средняя группа.

Уварова Н.А
занятия по изобразительной деятельности в средней группе

Тема: «Украшение костюма казачки»

Цель: углубление знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях, выполнение орнамента одежды казаков.

Задачи:

Образовательные:Закреплять навыки рисования красками, познакомить с элементами казачьего костюма, обратив внимание на украшение вышивкой женской одежды.

Развивающие: Стимулировать проявление творчества в определении композиции построения узоров и орнаментов в украшении казачьего костюма. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

Воспитательные: Воспитывать у детей чувство любви к Родине.

Словарная работа: орнамент, кофта с баской, колпак- шлычка.

Интеграция в целостный образовательный процесс: Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Знакомство детей с историей казачества, рассматривание иллюстраций.

II. Организационно - компонент.

Материалы: Иллюстрации с изображенными казачки в национальной одежде, картинки с изображением орнамента, краски, кисточки, шаблоны костюмов казаков.

Методы обучения: 

словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, монолог; наглядные  методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально - компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Ход занятия:

Воспитатель:

Мы живем с вами в краю Тихого Дона. Так называют в народе древнюю казачью землю, ныне Ростовскую область. Дон, земля донскаяказаки.

Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, обычаямизагадкамипословицами и поговорками. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.

Женщина в казачьей семье играла важную роль и отношение к ней всегда было особенным, она являлась хранительницей домашнего очага, на ее плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей.

Пока мужчины занимались военной службой, все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость и удобство.

Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности.  На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.

Воспитатель:

-Ребята, а какую одежду казаков вы знаете?

Дети:, кофта с баской, колпак-шлычка, шаровар, платок,сапоги.

II.Организационно – компонент.

20 минут

Воспитатель:

-Ой, какие молодцы. А сейчас я вам расскажу более подробно, что носили казачки.

Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

(иллюстрации костюмов)

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Верно. Чем украшали одежду?

Дети: Лентами, геометрический и растительный орнамент,бусами,кружевами (наглядный материал, иллюстрации).

Воспитатель: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Такие кофточки называли – кираса (повторить названия вместе с детьми)

    Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до 5 юбок.

     Женским головным убором в то время считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.

Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Воспитатель:

 - Ребята, а к какому мы готовимся празднику?

Дети:

«День матери»

Воспитатель:

 Правильно «День матери казачки», а на праздники нужно одеться празднично.

-А вы видели когда - ни будь, как одеты казаки на праздник?

-А хотите посмотреть, какие костюмы носят казачки на праздник?

-Какие красивые костюмы, правда?

- Но, у одной казачки случилась беда, она постирала свой праздничный костюм и все узоры смылись и теперь ей не в чем идти на праздник.

- Сегодня я вам предлагаю превратиться в художников по костюмам и помочь украсить орнаментом праздничный костюм казачки.

-Сделаем с вами доброе дело?

Дети:

-Да, хотим.

Физкультминутка.

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо

Буквой « Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами познакомились с костюмом казаки.

- Я предлагаю вам сейчас украсить костюм казачки.

- Нам помогут краски гуашь и кисточки.

-Но, прежде чем приступим, еще раз рассмотреть внимательно казачий орнамент.

-Это геометрический и растительный орнамент, ленты, кружева, бусы.

Их чаще всего использовали при украшении казачьей одежды.

Воспитатель:

Какие цвета вы будете использовать?

Воспитатель:

- Какие детали костюма вы будете украшать орнаментом?

Дети:

-Воспитатель:

Молодцы, давайте преступим.

Рисовать нужно аккуратно, не спеша, рисунок должен быть симметричным.

(Воспитатель по мере необходимости помогает ребенку составить орнамент).

III. Результативно-оценочный компонент

Заключительная часть

Выставка работ.

Вопросы детям:

-Ребята, как мы помогли сегодня казачке?

- Из чего состоял женский костюм?

- С какими орнаментами вы сегодня познакомились?

Интернет источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytogo-zanjatija-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-v-srednei-grupe-tema-nacionalnaja-odezhda-donskih-kazakov.html

https://infourok.ru/konspekt-nod-izobrazitelnaya-deyatelnost-tema-ukrashenie-kostyuma-kazachki-srednyaya-gruppa-3375338.html

https://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-na-seminare-po-teme-folklor-donskogo-kazachestva-v-zerkale-poslovic-pogovorok-zagadok.html

Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная подверхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок.  Двенадцать прямых полотнищ  собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом.. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта  сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

 Шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Изобразительной деятельности"

Конспект занятия художественного творчестсва (рисование).Тема занятия "Идет дождь." Цель занятия: формирование у дошкольников представлений об окружающем мире....

Конспект занятия изобразительной деятельностью (лепка) «Олимпийская деревня» для детей старшей группы

Программное содержание:·         Закреплять представления об Олимпиаде, о зимних видах спорта.·        Совершенствовать навык...

Конспект занятия. Изобразительная деятельность. Конструирование из бросового материала «Домик для маленького друга»

Цель: Развитие творчества у детей средствами нетрадиционной техники конструирования из бросового материала. Задачи: Совершенствовать навык составления коллажа, выразить в работе с помощью материа...

Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник

В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями  и  вопросы  совместно-индивидуальной формы коллект...

Конспект по изобразительной деятельности (оригами) «Пингвин» план-конспект занятия по аппликации, лепке

Научить детей способам складывания квадрата, который позволяет путем деления квадратной заготовки, воспитывать аккуратность...

Конспект занятия Изобразительная деятельность. Рисование Тема: «Кисть рябины»

Конспект занятияИзобразительная деятельность. РисованиеТема: «Кисть рябины»Составила и провела:Воспитатель: Баканова С.П.Цель:Учить создавать красивые осенние композиции с передачей н...

План-конспект занятия изобразительная деятельность в старшей группе «Пожарная машина спешит на пожар».

Развивать чувство ответственности, уважения к работе пожарных.  Формировать умение передавать пропорции между зданием и автомобилем, уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города - изображать п...