ОД по художественно-эстетическому развитию «Рассматривание изделий с городецкой росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОД по художественно-эстетическому развитию
«Рассматривание изделий с городецкой росписью»
Выполнила воспитатель Першина Т. В.
Задачи:
• продолжать знакомство с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора,
• учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, закрепляя умение рисовать элементы городецкой росписи в определенной технике и последовательности,
• воспитывать дружеские качества, доброжелательное отношение детей друг к другу, желание помочь.
Предварительная работа:
• рассказ воспитателя об истории народных промыслов,
• рассматривание изделий декоративно–прикладного искусства,
• занятия по рисованию «В гостях у мастеров Городца», «Обучение рисованию элементов городецкого узора»,
• словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвок;
• дидактические игры «Составь узор», «Собери целое»,
• отгадывание загадок о промыслах.
Материалы и оборудование:
• предметы быта, украшенные Городецкой росписью,
• шаблоны элементов Городецкой росписи из картона (черно-белые)
• запись послания Сказочницы,
• музыкальное сопровождение.
• гуашь красного, синего, зелёного цвета, белила гуашевые,
• кисти мягкие №2 и №4,
• баночки с водой, сушилки для кистей, подставки для кистей, палитры,
• мультимедийная установка
Методы и приёмы:
• Создание окружающей предметной среды
• Мотивация
• Беседа, вопросы
• Уточнения
• Помощь затрудняющимся детям
• Игровые приёмы
• Художественное слово
• Динамическая пауза
• Анализ
• Перспектива
• Музыкальное сопровождение
Ход занятия
I. Организационная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня, я предлагаю отправиться в необычное путешествие. Послушайте снова звучит волшебная музыка… А это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что же там….
(дети смотрят теле – письмо):
Сказочница. Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Вы меня узнали? Я сказочница. Прослышала я добрую весть о вас. Знаю, что вы ребята, мастера умелые и росписи все народные знаете.
В нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любил красоту и яркие краски. Все он перекрашивал в серый и черный цвет. Было у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видел все, что делается в нашей сказочной стране. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел: среди всей серости красивый город Городец, в котором живут мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. И люди там были веселыми и радостными. Ах, как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. А самое страшное, что он стер их память – они забыли свое дело. Забыли чудесную городецкую роспись. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно чтобы мастера вспомнили свою Городецкую роспись. Если вы что-то знаете о городецкой росписи, отправьте нам свою весточку. Запоминайте адрес: тридевятое царство, тридесятое государство город мастеров «Городец», бабушке сказочнице.
Воспитатель. Ребята, вы согласны помочь мастерам? А как мы можем послать весточку? (письмом, по телефону, с почтовыми голубями).
А можем мы послать видеописьмо? Тогда садитесь поудобнее, вспоминайте все, что вы знаете о Городецкой росписи, и начнем письмо записывать. 1, 2, 3- огонек гори.
(воспитатель включает видеокамеру)
Воспитатель. Здравствуй, бабушка сказочница, высылаем тебе видеописьмо с рассказом о городецкой росписи. Ребята, скажите:
-Почему роспись называется Городецкой? (мастера жили в городе Городец, поэтому роспись и называется городецкой).
-Какие предметы расписывают Городецкой росписью? (деревянную посуду, игрушки, мебель).
-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, листья).
-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).
-Какие цвета используются в росписи? (розовый с красным, голубой с синим)
-Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляют, освежают рисунок).
-Что такое «разживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора черной краской, делают рисунок ярким, более выразительным).
-Как правильно нарисовать городецкий цветок? Что сначала нужно сделать, а что потом? (Ребенок вызывается к доске и выкладывает алгоритм)
*решить, как расположить цветок;
*сделать подмалевок;
*нарисовать листья,
*прорисовать цветы;
*нанести «оживку»;
*нанести «разживку».
Все ответы детей сопровождаются показом мультимедийной презентации
(видеокамера выключается)
II. Мотивация
Воспитатель. Ребята, а давайте вместе с видеописьмом в подарок мастерам пошлем и дощечки, расписанные городецкой росписью, чтобы этот прекрасный город украшали и наши работы. Вы согласны, ну тогда представьте, что мы с вами стали Городецкими художниками. Я приглашаю вас пройти в мастерскую. Но, перед началом работы, предлагаю немного размяться и поиграть.
Игра «Правильно-неправильно»
Дети делятся на две команды. Первая команда отбирает и собирает «правильные» образцы (шаблоны) декоративного творчества (дымка, гжель, филимоново и др., вторая – «неправильные» образцы (например, дымковская игрушка разрисована городецким узором). В конце, дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, воспитатель, останавливается лишь на одном образце и просит пояснить, в чем заключается ошибка.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дети проходят за столы
Воспитатель. Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие, но не забудьте основные приёмы рисования Городецкой росписи. Давайте вспомним их.
1. В основе каждого цветка лежит круг.
2. Для «купавок» рисуем большие круги, а для бутонов – поменьше.
3. Для подмалевка используем розовую и голубую краски, а для прорисовки цветов – синию и красную.
Воспитатель. А для того, чтобы нам вспомнить, как можно получить розовый и голубой цвет, я предлагаю вам решить цветные примеры. (Дети за столами на карточках решают примеры. Для проверки используется метод самоанализа, воспитатель предлагает детям самостоятельно проверить себя, сравнив свой пример с примером педагога выложенного на доске и исправить ошибку, если она есть.)
Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, Перекатывать между пальцами
Между пальчиков верчу. или ладонями шестигранный карандаш.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Воспитатель.
(Во время работы детей звучит негромкая музыка на тему русских народных песен).
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая правила:
Краску лишнюю на кисти
Очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
Кисть промой водою чистой,
О салфетку промокни,
Новой краски набери.
Дети рисуют подмалевок и листья.
Воспитатель. Пока подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть
Физминутка
Распускают лепестки. Наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают.
Воспитатель. Ребята, кружочки и листочки просохли. А что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветочки?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте вспомним, какие цвета оживки надо использовать для того, чтобы ваши букеты стали похожи на роспись Городецких мастеров.
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель. Не забудьте, оживку наносим кончиком кисти.
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
IV. Оценка
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.
Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось.
- Зачем вы все это сделали? (чтоб понять, осознали ли дети цель)
- Расскажи, какие элементы росписи ты использовал? (2 ребенка)
-Аккуратно ли выполнены работы?
- Найди кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)
- А что мы еще не сделали? (не нанесли разживку) А почему?
Ох, и хороши получились наши дощечки. Думаю, мастерам они тоже понравятся. Как только высохнут наши цветы, мы нанесем разживку, сфотографируем и отправим их вместе с видеописьмом сказочной почтой в тридевятое царство. Как увидят мастера наши работы, вмиг чары Кощеевы развеются.
Дети читают стихотворение о Городце.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сражённые осталися.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастера,
Может быть и среди нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию". Рисование по мотивам городецкой росписи в подготовительной группе "Роспись петуха"
«РОСПИСЬ ПЕТУХА»Цель: расширение представлений о городецкой росписи, ее колорите, особенностях; учить выделять основные элементы узора.Задачи:Образовательные:• упражнять в рисовании городецких у...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
"Знакомство с искусством - рассматривание предметов с городецкой росписью"
Программные задачи:Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с ...
План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »
Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...
Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.
Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ
П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поко...