Авторская концепция. Тема «Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста».
статья по рисованию (младшая группа)
Изобразительная деятельнось с применением нетрадиционных техник и материалов. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида
МБДОУ «Детский сад №212 «Солнышко»
Авторская концепция.
Тема «Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста».
Воспитатель:
Лучкина Татьяна Львовна
2019 г.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически не совершенна. Как и весь организм она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Наблюдается не полная амплитуда движений пальчиков и быстрая утомляемость. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.
Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
На первом этапе рисования мы даем возможность малышу поэкспериментировать с красками или с карандашом, но при этом не даем заданий что-то изобразить.
Однако, посмотрев на случайно получившийся рисунок ребенка, мы можем придать смысл тому, что у него вышло:
«Ой, смотри, дым идет»! (говорим, показывая ребенку на каракули в виде кругов и штрихов). Или: «Это у тебя дождик идет кап-кап-кап-кап» (если малыш чертит карандашом сверху вниз).
Второй этап – направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств (величины формы, цвета).
Воспитатель заранее готовит фон и придумывает тему для рисования, а малыш дорисовывает фрагменты на этом фоне.
Так как дети от 2 - до 3 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисование пальчиками и ладошками.
ПРИМЕР 1: Рисование пальчиками. Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятно божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).
Подходящая тематика занятий:
- цветы,
- листья
- снежинки,
- яблоки на яблоне,
- зёрнышки для цыплят,
- игрушки на ёлке,
- горошки на платье.
ПРИМЕР 2: Штрихование. Учимся закрашивать горизонтальную полосу, раскрашивать и создавать игровую ситуацию. Рисуем на белом листе бумаги автомобиль и дорогу. Говорим, что дорога белая и нужно почистить её от снега. Малыш раскрашивает дорогу серым или коричневым цветом («расчищает снег» для того, чтобы по дороге проехал автомобиль). Можно использовать карандаши, краски, фломастеры.
Подходящая тематика занятий:
- нитка от клубочка,
- дорожки и тропинки,
- машина едет по дороге,
- ленточки,
- горизонтальные ступеньки лесенки в саду,
- бегут весенние ручейки,
- много цветных карандашей лежит в коробке,
- дощечки и брёвнышки мостика через речку
- разноцветный коврик для кошки.
ПРИМЕР 3: Рисование ватными палочками. Кончик палочки окунается в краску, а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе. Кропотливое монотонное занятие увлекает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей.
Подходящая тематика занятий:
- бабочка,
- дерево,
- стрекоза,
- животные,
- пейзажи.
ПРИМЕР 4: Рисование ладошками. Одна из любимых детьми техник. В блюдце с краской (разбавленная гуашь или пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони. Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.
Подходящая тематика занятий:
- цветы
- солнышко
- дерево
- рыбка
- дракон
- петушок
- осьминог
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).
ПРИМЕР 5: Печатание. Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки, которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры.
Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель), пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц.
Краска (гуашь или акварель) наливается в блюдце или небольшой поддон. Дошкольник опускает туда печатку и наносит оттиск на бумагу.
Подходящая тематика занятий:
- орнаменты,
- бусы,
- гусеница,
- рыбки в аквариуме,
- листья,
- цветы,
- петушки.
ПРИМЕР 6: Оттиск поролоном. Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определённых образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.
Подходящая тематика занятий:
- снеговик,
- цветы,
- животные,
- деревья,
- овощи и фрукты,
- подводный мир.
ПРИМЕР 7: Рисование свечой. Воспитатель заранее рисует на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагает детям закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление.
Подходящая тематика занятий:
- солнышко,
- цветы,
- животные,
- морозные узоры,
- снежинки,
- подводный мир.
В процессе совместного рисования используем различные методы и приёмы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет).
- наглядные
- практические
- игровые
- рассматривание иллюстраций
- целевые прогулки
- использование технических средств обучения
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливать руку ребёнка к письму:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет
на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображение, восприятие и, как следствие, познавательных способностей.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065742-1538681391.jpg)
Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»
Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1167500-1570369605.jpg)
Методическая идея по теме "Нетрадиционные методы рисования для детей дошкольного возраста"
Методическая идея....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-1352274-1635242046.jpg)
нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста или рисуем дома.
Уважаемые родители!Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Положительные э...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-748171-1454429455.jpg)
Методическая разработка на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»
Методическая разработка на тему«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-541182-1580470763.jpg)
«Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования с детьми раннего возраста»
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей....
Презентация "Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста"
Нетрадиционные методы рисования для детей раннего возраста...