Кружок Изо в средней и старшей группе (с региональным компонентом)
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izo_sr._st.gruppy.docx | 67.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Колосок» города Белореченска муниципального
образования Белореченский район
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Художественно- эстетической направленности
по изодеятельности «Цвета радуги»
с использованием регионального компонента
(Средняя и старшая группы)
Составил: воспитатель Трубина Н.А.
Белореченск 2018г
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, знакомство с обычаями культуры населения Краснодарского края.
В работе кружка используется интегрированный подход. Принципы интегрированного подхода: в основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
1) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
2) Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсутствовали.
3) Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
4) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Кружковая работа проводится с детьми средней и старшей групп в форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству и истории родного края.
Задачи кружка первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи кружка второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Программа составлена с учетом реализации интегрирования по разделам:
- «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок, стихов и сказок кубанских писателей. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы родного края, о жизни людей, о жизни животных нашего региона.
- «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация деятельности кружка.
Кружок посещают дети средней и старшей группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игр методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово. педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, истории и традициях Кубани, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Развивают умение использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Знакомятся с рисование различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- У детей развивается цветоведенье.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Воспитывается уважительное отношение к работам товарищей при этом объективно оценивается своя работа.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки;
- развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Учебно–тематический план
Средняя группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. | Сказка про краску. В гости к Осени.(НРК) Теплая картина. Волшебные листья. Нарисуй картину на ложке. Разноцветные зонты. Кто спрятался? (НРК) Осенний лес. Путешествие по радуге. Ежик. Веселые человечки. Поздняя осень.(НРК) Дымковская игрушка. Дерево колдуньи.(НРК) Разноцветные рыбки. Как прекрасен этот мир.(НРК) Первый снег. (НРК) Снежинки. Елочка – нарядная. Узоры на окне Зимняя сказка. Узоры на тарелочке Сказочная Жар – птица. Волшебница – зима. (НРК) Черепаха. Превращение ладошки Ранняя весна. Ветка с первыми листьями.(НРК) Аквариум. Грачи прилетели. В гостях у народных мастеров.(НРК Мой маленький друг. Цветы. Бабочки. Подводный мир.(НРК) Русские матрешки. Итоговое. | 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 | 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 |
Итого: 37 ( 10 НРК) | 20 |
Учебно–тематический план
старшая группа.
№ п/п | Тема | Часы (мин) | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Путешествие кисточки Заря. Натюрморт. Коротышки из Солнечного города Зоопарк Осенние пейзажи.(НРК) Расписные кони Маленькие камешки Украшение подноса узорами рябины. Белочка.(НРК) Фруктовая мозаика. Кошка и котята. В подводном мире(НРК) Живая рука. Булочная песенка. По замыслу. Зимние узоры. Дворец Деда Мороза. Рождественская ночь.(НРК) Волшебные кляксы. Город на реке.(НРК) Мозаика. Невиданные звери. Натюрморт. Краб. Сравнение картин кубанских художников (НРК) Песенка Солнышка. Загадочные животные. Павлин. Вишня в цвету.(НРК) Волшебные птицы. Роспись по ткани. Волшебные точки Звездное небо. Итоговое. | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 | 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 |
Итого 36 (7 НРК) | 25 |
Календарно – тематический план
средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | ь Методические приемы | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; показать отдельные приемы работы кистью и карандашом. | 1.Рассказ педагога 2.Художественное слово 3.Беседа 4.Практическая работа 5.Итог | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши | Н.Ф. Штейнле Стр.12 |
В гости к Осени (НРК) | Формировать у детей представление о красоте и разнообразии родной природы. Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, о признаках наступившей осени в городе. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово (кубанские писатели). 3.Самостоятельная деятельность детей. 4. Создание фотоальбома «Осень в моем городе» | Рассказывают о красоте природы родного края. Замечают изменения в природе осенью. Называют деревья, произрастающие в нашей местности | А.В. Никитина Стр.19 | |
Теплая картина | Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. | 1.Игра «Хоровод красок». 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог | бумага, краски, гуашь, кисти | Т.Н. Ветрова стр. 39 | |
Волшебные листья. Печатание листьями | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 23 | |
октябрь | Нарисуй портрет на ложке Рисунок из ладошки | Формировать умение обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Худ. слово. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага. | Т.Н. Ветрова Стр. 40 |
Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | А.В. Никитина Стр. 27 | |
Кто спрятался? (НРК) Рисунок из ладошки | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2. Беседа «Звери и птицы нашего края» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти | А.В. Никитина Стр. 51 | |
Осенний лес Монотопия | Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Подвижная игра 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти, поролон. | Р.Т. Казакова Стр. 64 | |
Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Худ. слово. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, | Р.Т. Казакова Стр. 72 | |
ноябрь | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. | 1.Загадывание загадки. 2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Физ.минутка «Еж с ежатами» | Краски, кисти, бумага, карандаши | А.В. Никитина Стр. 33 |
Веселые человечки. Волшебная веревочка | Продолжать знакомить с приемом рисования веревочками. Передавать в рисунке силуэт человека в движении. | 1.Беседа. 2.Чтение рассказа В.Берестова 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Игра «Гномики – прачки» 5.Итог. | Веревочки клей, краски, кисти, бумага. | А.В. Никитина Стр. 35 | |
Поздняя осень. (НРК) кляксография трубочкой. | Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции. Расширить знания детей о поздней осени на Кубани. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой. | 1.Чтение стихотворения Ю.А.Рычов (куб.поэт) «Осень» 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Листья» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, трубочки. | А.В. Никитина Стр. 89 | |
Дымковская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки, рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. | А.В. Никитина Стр.45 | |
декабрь | Дерево колдуньи (НРК) рисование + аппликация | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | 1.Вводная беседа «Деревья нашего края» 2.Просмотр презентации «Деревья нашего края» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 51 |
Разноцветные рыбки нетрадиционное рисование + аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ игрушки. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Цвет бумага, краски, бумага, клей | Р.Т. Казакова Стр. 46 | |
Как прекрасен этот мир (НРК) рисование + аппликация | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. Воспитывать гордость за наш край. | 1.Просмотр презентации «Красоты Кубани». 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Бумага, краски, карандаши, илюстрации | Р.Т. Казакова Стр. 81 | |
Первый снег. (НРК) Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу. Знакомить детей с атрибутикой и традициями празднования Новогоднего праздника в России. Приобщать детей к украшению группы детского сада к празднику, изготовлению новогодних украшений. | 1.Вступительная беседа. 2.Чтение стихотворения Л.К.Мирошниковой «В белых варежках зима» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, карандаши, илюстрации | А.В. Никитина Стр. 39 | |
Снежинки. Воздушные фломастеры | Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Снежинка» 3.Рассматривание. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Снежинки». 6.Итог. | Бумага, трафарет, воздушные фломастеры | А.В. Никитина Стр. 41 | |
январь | Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог. | гуашь, печатки, кисти, бумага. | А.В. Никитина стр. 47 |
Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Ватман, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 48 | |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | 1.Загадывание загадки. 2.Показ приемов рисования 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Трафарет, краски | Р.Т. Казакова стр. 49 | |
февраль | Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Закреплять умение составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Чтение стихотворения. 3.Объяснение. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Игра «Карусель». 6.Итог. | Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр.55 |
Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, показать приемы рисования предметов сложной формы от общего к деталям. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ игрушки павлина. 3.Объяснение 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами | Н.Ф. Штейнле Стр. 45 | |
Волшебница-зима. (НРК) | Формировать эстетическое восприятие природы, средствами передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. Расширять представления детей о признаках зимы в нашем городе. Познакомить детей с народными приметами на Руси. | 1.Чтение отрывков из стихов кубанских поэтов. 2.Описание детьми леса. 3.Показ презентации «Зима в нашем городе» 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | Н.Ф. Штейнле Стр. 90 | |
Черепахи. Восковые мелки + акварель | Воспитывать эстетическое восприятие природы: развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, закреплять умение изображать животных наиболее выразительно. | 1.Чтение стихотворения «Черепаха» 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Черепаха» 5.Итог. | Бумага, фломастерывосковые мелки, акварель, кисти, | А.В. Никитина Стр.61. | |
март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | 1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Игра 4.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. | Р.Г. Казакова Стр. 89 |
Ранняя весна. | Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Заркеплять умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Веснянка» 6.Итог. | Бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр 69 | |
Ветка с первыми листьями (НРК) Оттиск печатками | Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. Развивать умение выделять признаки весны на участке детского сада (появилась трава, набухли почки на деревьях, появились подснежники). Расширять представления детей о работах, проводимых в весенний период в садах и огородах (на дачах). | 1.Показ модели ветки. 2.Чтение стихотворения Т.Д.Голуб «Одуванчик» 3.Физ.минутка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе. | А.В. Никитина стр 71 | |
Аквариум. Рисунки из ладошек | Знакомство с художественными техниками. Продолжать учить детей обводить руку простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Чтение стихотворения «Где спит рыбка» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Итог. | Карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина стр. 75 | |
апрель | Грачи прилетели. Печатка из ластика, рисование поролоном | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц. | 1.Загадывание загадок. 2.Показ картинок. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Подвижная игра «Грачи». 6.Итог. | Печатки, бумага, краски, кисти. | А.В. Никитина стр 79 |
В гостях у народных мастеров. (мастеров Кубани) (НРК) | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. | 1.Беседа – рассказ. 2.Рассматривание росписей кубанских мастеров 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Народные изделия, бумага, карандаши, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 28 | |
Мой маленький друг (техника тычка) | Формировать умение рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Краски, кисти, бумага | Р.Е. Казакова стр. 75 | |
Цветы. Техника тычка | Продолжать формировать умение рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Бумага, карандаши, краски, кисти. | А.В. Никитина Стр. 81 | |
май | Бабочка Предметная монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра «Мотылек» 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти. | А.В. Никитина Стр. 85 |
Подводный мир (коллективная работа) (НРК) | Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. | 1.Загадывание загадок о дарах Черного моря 2.Беседа «Морские богатства нашего края» 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра 5.Итог. | Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | И. Н. Лыкова стр. 96 | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. | 1.Беседа. 2.Рассматривание матрешек. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4Итог. | Силуэты, образцы, кисти, краски. | Н.Ф. Штейнле стр 32 | |
Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. | 1.Беседа. 2.Физ.минутка 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог | Рисунки детей за год |
Календарно - тематический план
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | Литерату ра |
Сентябрь | Путешествие Кисточки | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; познакомить с отдельными приемами работы кистью и карандашом. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр 12 |
Заря | Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового | 1. Беседа. 2. Рассматривание картин. 3.Показ приема рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5. Итог | Бумага, краски, поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 49 | |
Натюрморт Рисование пластилином | Развивать умение рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт | 1.Худ. слово. 2. Беседа. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Картон, пластилинкарандаши | Т.Н. Ветрова стр. | |
Коротышки из солнечного города Комментированное рисование | Формировать умение пересказывать литературный текст от лица героя. Совершенствовать умение рисовать по следам прослушанного литературного произведения. | 1.Беседа. 2.Комментированное рисование. 3.Физкультминутка. 4.Рисование двигающего человека. 5.Итог. | Бумага, кисти, мелки, фломастеры | Н. В. Микляева стр. 90 | |
октябрь | Зоопарк Комментированное рисование | Формировать навык переносить умения комментированного рисования на себя, упражнять в создании фигур из геометрических форм, используя прием прием дополнения и изъятия лишнего. Воспитывать интерес к диким животным. | 1.Беседа. 2.Рассматривание картинок. 3.Комментированное рисование. 4.Итог. | Бумага, краски, карандашигеометрич формы | Н. В. Микляева стр.96 |
Осенние пейзажи (НРК) (рисование по сырому) | Формировать умение отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | 1.Чтение стихотворения В.Д.Нестеренко «Мороз» 2.Беседа « Красота нашего края» 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Краска, бумага, кисти | Р.Т. Казакова стр 73 | |
Кони расписные. | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Практическая работа. 5.Итог. | Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти | Н.Ф. Штейнле стр 78 | |
Маленькие камешки Рисование на камешках | Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию | 1.Показ картинку. рассматривание. 2.Описание игрушки. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Камни, гуашь, кисти. | А.В. Никитина стр. 91 | |
ноябрь | Украшение подноса узорами рябины рисование пальчиком | Формировать умение составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Формировать умение рисовать листья пальцами. | 1.Разыгрывание ситуации 2.Рассматривание образцов. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог. | Бумага, краски. | Т.Н. Ветрова стр. 53 |
Белочка (НРК) Комментированное рисование | Развивать умение связно, непрерывно, логично высказывать мысли, слуховую и зрительную память . | 1.Беседа «Животный мир нашего края» 2.Развитие зрительного внимания и памяти. 3.Комментированное рисование. 4.Физкультминутка «За грибами». 5.Итог. | Геометрические детали, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр 69 | |
Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Восковые мелки, краски, бумага | Р.Т. Казакова стр 96 | |
Кошка и котята Комментированное рисование | Закреплять знания о внешнем виде животного. Формировать умение всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз; строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. | 1.Перечисляющее рисование. 2.Физкультминутка. 3.Дорисовывание котят. 4.Рисование мамы – кошки и папы – кота. 5.Итог. | Карандаши, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр. 63 | |
Декабрь | В подводном мире (НРК) (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике. Формировать умение превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа «Дары Черного моря» 3.Загадывание загадки. 4.Физкультминутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итог. | Фломастеры, бумага, краски, кисти | Р.Т. Казакова стр 90 |
Живая рука Рисование ладошкой | Формировать умение рисовать разное настроение, отображать в рисунке возраст и их персонажей, национальную принадлежность. | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения. 3.Рассматривание картинок. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Карандаши, бумага, фломастеры | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Булочная песенка Комментированное рисование | Совершенствовать умение и навыки рисовать по следам прослушанного литературного произведения, отражать в своем рисунке свои впечатления и переживания. Формировать умение создавать коллективный рисунок | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения 3.Физкультминутка. 4.Коллективное рисование. 5.Итог. | Краски, бумага, карандаши | Н. В. Микляева стр 93 | |
Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | 1.Разыгрывание ситуации 2.Рассматривание образцов. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог. | бумага, карандаши, краски | Р.Т. Казакова стр 65 | |
январь | Дворец Деда Мороза граттаж | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения Рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Подвижная игра 5.Итог. | бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей | Р.Г. Казакова стр 87 |
Рождественская ночь (НРК) граттаж | Формировать умение осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов. Знакомить с традициями рождественских праздников на Кубани. |
| Острая палочка. Свечи, тушь, картон | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Волшебные кляксы кляксография | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны |
| Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации | Т.Н. Ветрова стр. 51 | |
февраль | Город на реке (НРК) монотопия | Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через печатание новым способом. Воспитывать интерес к истории возникновения нашего города Белореченска. |
| Краски. Бумага. Поролон | Т.Н. Ветрова стр. 54 |
Мозаика Рисование по мятой бумаге | Формировать умение рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию. |
| Краски, трубочки. | Т.Н. Ветрова стр.41 | |
Невиданные звери Комментированное рисование | Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения. |
| Краски, бумага, кисти | Н. В. Микляева стр 87 | |
Март | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши бумага, восковые мелки | .Р. Т Казакова стр.82 |
Краб Рисунок ладошкой | Формировать умение создавать образ краба, способом печатания только ладонью, дополняя рисунок клешнями способом печатания боковой стороной ладони, слегка согнув пальцы. |
| Гуашь, бумага. | Т.Н. Ветрова стр 55 | |
Сравнение картин (НРК) Комментированное рисование | Упражнять в умении сравнивать способы художественной выразительности, научить обобщать и противопоставлять, рассуждать. Познакомить с работами художников Краснодарского края. | 1.Беседа по картинам художников Краснодарского края. 2.Физкультминутка. 3.Игра «Я – художник» 4.Рисование. 5.Итог. | Репродукции картин, бумага, краски, кисти. | Н.В Микляева стр 107 | |
Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка | 1.Чтение стихотворения «Песенка Солнышка» 2.Экспериментирование. 3. Кодирование гласных. 4.Игра «Чудесный мешочек» 5Комментированное рисование 6.Итог. | Свеча, бумага, краски | Н.В Микляева стр 82 | |
апрель | Загадочные животные | Формировать умение соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать умение детей в технике – монотопия предметная. Развивать пространственное мышление. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Подвижная игра 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, | И. Н. Лыкова стр 84 |
Павлин. Рисунок ладошкой | Формировать умение свободно располагать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета | 1.Беседа. 2.Чтение стихотворения. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая игра. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Никитина Стр51 | |
Вишня в цвету (НРК) (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. | 1.Чтение стихотворения В.Д.Нестеренко «Май» 2.Беседа «Весна на Кубани» 3.Физкультминутка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Игра «Цветы» 6.Итог. | Краски, бумага, карандаши | Р.Т. Казакова стр. 35 | |
Волшебные цветы Волшебные веревочки | Формировать умение рисовать ниткой Использовать нитки разные по толщине. Развивать творческое воображение через создание образа пятна. |
| Нитки, краска, бумага | Т.Н. Ветрова стр 56 | |
май | Роспись на ткане | Формировать умение подготавливать ткань для работы, наносить рисунок по трафарету | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Игра 5.Итог. | Пяльцы, ткань, краски, кисти, клей. | Т.Н. Ветрова стр 42 |
Волшебные точки | Формировать умение детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения. |
| Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш. | Т.Н. Ветрова стр 58 | |
Звездное небо | Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
| Бумага, гаушь, кисти, свеча. | А.В. Никитина Стр. 63 | |
Итоговая выставка рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Детские рисунки |
Список литературы:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998– 256с.
3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 – 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
13. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
20. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по региональному компоненту «Черное море»
Данное занятие было проведенно в конце октября в предверии Международного дня Черного моря, который празднуется 31 октября....
Консультация для педагогов и родителей: «Характеристика Сибирских сказок как средство лепки из глины детей старшего дошкольного возраста. Региональный компонент»
Представлен региональнвй компонент в работе с детьми...
Конспект открытого занятия для средней группы по региональному компоненту.Тема:"Русская каша"
Формировать знания детей о видах каш и появления этого блюда на нашем столе.Дать понятие о том,что каша-традиционная русская еда....
Интеллектуальная игра для подготовительной группы с региональным компонентом "Что?Где ? Когда?"(Санкт-Петербург)
Цель:- формирование готовности к совместной деятельности в командной игре, умения договариваться, выслушивать мнение других и высказываться самому.Задачи: Развивающие:- развиват...
Конструирование обуви в подготовительной группе с региональным компонентом. "На Балу У Екатерины Великой"
Дать представления о истории своего города, где и когда это происходила, познакомить с местом событий. 1Сформировать представление детей о технологии изготовления обуви, О труде человека, как наз...
Конспект занятия по рисованию в младшей группе по региональному компоненту "Украсим сапожок"
Научить детей украшать сапожок знакомым башкирским орнаментом - полоской.Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).Совершенствовать умение рисовать полоски, учить...
Открытое занятие в старшей группе по региональному компоненту "Россия это я"
Цель: Закрепить у детей знания о нашей стране.Задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать знания о Родине, ее столице- Москве.Расширять представления о природе России. Закреплять у детей зна...