КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Воспитание любви к Родине посредством декоративного рисования».
консультация по рисованию

Аганесова Елена Вениаминовна

                             КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Воспитание любви к Родине посредством декоративного рисования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_dekor_ris.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №50 города Ставрополя

                             КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

по теме: «Воспитание любви к Родине

посредством декоративного рисования».

        

Воспитатель:

Аганесова Е. В.

                                                 г. Ставрополь

Консультация для воспитателей.

Воспитание любви к Родине посредством декоративного рисования.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Слайд №3  Целью патриотического воспитания детей является создание условий для  формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций (основ традиционного русского декоративно-прикладного творчества);

Слайд №4 Направления приобщения детей к Русской народной культуре.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и обрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционный строй, элементы. Например, хохлома традиционно имеет золотисто- тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создаётся для человека и служит ему. Любая народная игрушка - дымковская, городецкая ,матрешки - адресована ребёнку, чтобы позабавить его и развлечь.

Слайд №5  Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки". Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Слайд №6 Задачи декоративного рисования: 

  • развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
  •  развивать чувство цвета;
  •  развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
  • совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Слайд №7-8 На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду, для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, особенностями в развитии и будут получать удовлетворение от нее.  В связи с этим перед воспитателем  стоит  задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Слайд №9 Декоративное рисование в детском саду

 Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Слайд №10 Методика обучения детей декоративному рисованию. Первоначальные изобразительные навыки дети  приобретают на первом году обучения, причем некоторые задания носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками).  Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

          Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Слайд №12  К концу обучения в младшей группе дети должны знать название народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

Слайд №13 В средней группе воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие. Воспитатель обращает внимание на симметричность фигуры. На занятиях декоративного рисования воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги.

Затем, возможна такая последовательность:  составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике,  украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек,  и, наконец, по возможности -  украшение  объемных форм. 

Слайд №15 К концу года у детей средней группы  формируется умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; воспитатель знакомит детей с элементами городецкой росписи.

Слайд №16 В старшей группе воспитатель подбирает более сложный узор, чем в средней группе. Новые элементы – дуга, волнистая линия; детали растений – листья, венчики и лепестки цветов, ягоды. Учит симметрично располагать узор в квадрате, круге, многоугольнике. Предлагает детям вырезанные из бумаги предметы, одежду, посуду. Учит самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Слайд №19 К концу года у детей старшей группы  расширяются представления о народных игрушках, совершенствуются технические навыки  (примакивание, рисование кончиком кисти). Воспитатель продолжает знакомить с декоративно-прикладным искусством (городецкая роспись, гжель), с особенностями декоративной лепки птиц, животных по типу народной игрушки.

Слайд №20  В подготовительной группе воспитатель учит детей планировать работу: сначала подумать, представить будущий рисунок, а затем начинать рисовать. Учит более сложным узорам на предметах разной формы. Используются различные материалы – глина, дерево, стекло, ткань, пенопласт (это уже декоративно-прикладной характер в рисовании).

Слайд №21  Воспитатель учит детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, городец и другие росписи).

Слайд №23 В подготовительной группе воспитатель продолжает развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская). Учит выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

Слайд №24 На занятиях по декоративному рисованию проводятся беседы о том, что элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а  их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение.  Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.

В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь;  черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…

Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет:

- пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;

- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка, “золотая хохлома” и мороз вологодского кружева... - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и  сердце!

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Привитие любви к природе детей старшего дошкольного возраста"

Заложить основы экологического образования на понятном и доступном детям старшего дошкольного возраста-одна из задач воспитателей.Как научить детей правильно общаться с природой?Роль экскурсии дл...

Консультация для воспитателей на тему: « Привитие любви к природе детей дошкольного возраста»

  Заложить основы экологического образования в интересной и  доступной форме детям  дошкольного возраста – одна из задач воспитателей. Понятие экологического образования включает...

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем з...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание любви к родной природе как к одной из составляющих патриотического воспитания"

Консультация посвящается тому, как нужно воспитывать любовь к родной природе через патриотическое воспитание....

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю»

Консультация для воспитателей   на тему        «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю»...