"Хеппенинг - форма современного искусства".
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Хеппенинг, как эффективная технология
для поддержки инициативы
и познавательной активности
детей раннего возраста
в личностно – ориентированном
взаимодействии»
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Понимание взрослыми идеи самоценности периода раннего детства, позволяет создать прочную базисную основу последующего развития ребенка.
Современные приоритеты в содержании дошкольного образования направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности.
Деятельность педагога группы детей раннего возраста основана на знании возрастных особенностей малышей и имеет свою специфику. Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка. Деятельность по экспериментированию с материалами и веществами привлекательна для малыша именно за счёт того, что он имеет возможность действовать с предметами, получая удовольствие не только от процесса деятельности, но и от его результатов.
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
В своей педагогической практике с детьми раннего возраста я использую хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми раннего возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- отпечатки листьев
- рисование ватными палочками
- монотипия.
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- кляксография
- пластилинография
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения
В совместной деятельности с малышами я часто использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. Также во время совместной творческой деятельности я часто использую пену для бритья, которую смешиваю с краской и клеем ПВА, помещая в кулинарный мешочек с угловым отверстием. Ребёнок с помощью взрослого выдавливает пену на лист бумаги в хаотичном порядке. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.
Работу с пеной можно использовать как деятельность по художественно-эстетическому развитию, и опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок, что вызывает большой восторг у детей.
У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.
Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
«В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-169673-1380026122.jpg)
Доклад "Современное искусство России"
Современное искусство России отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди больш...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-866709-1482003872.jpg)
Доклад на тему: «Современное искусство на улицах Москвы» (конец ХХ, начало ХХI вв).
Доклад, для представления на педагогическом совете, посвящен развитию, анализу современного искусства в рамках горского ландшафта, дизайна,архитектурных и градостроительных особенностей столицы. В док...
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. МУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА.
Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085055-1542869720.jpg)
Влияние мультипликации как вида современного искусства на эстетический вкус дошкольников
На современном этапе развития общества достаточно остро стоит проблема эстетически развитой личности. Ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-558699-1570361062.jpg)
Консультация «Методы и приемы формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания видов словесного искусства (худ.лит-ра, фольклор) средствами и формами театрального искусства»
Чтение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка достаточно велико. Прежде всего, это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладыва...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952838-1506499699.jpg)
Исследовательская работа по направлению КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО Тема: Куклы наших бабушек
Наша русская игрушка,Не стареет сотни лет. В красоте, в таланте русском.Весь находится секрет....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-686363-1667140253.jpg)
Развитие творчества у дошкольников на материале современного искусства
Материал будет полезен педагогам ДОО...