Методическая разработка "Цветные ладошки" с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Ткач Ирина Алексеевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Методическая разработка «Цветные ладошки»  составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachchch.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д. 6а

Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41

                                                               

                                               

                                                 

                                         

                                             

                                                Методическая разработка

  «Цветные ладошки»

(художественно-эстетическое развитие)

Возраст детей 3-4 года

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Ткач Ирина Алексеевна

 

 2018г.  

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Методическая разработка «Цветные ладошки»  составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Цель:

Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественного - творческих способностей в изобразительной деятельности. Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей художественно – творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2.Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

3.Развивать мелкую моторику рук.

 Воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2. Побуждать желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

Ожидаемые результаты:

-Развитие личностных способностей ребёнка.

-Получать эмоциональное удовлетворение от рисования.

-Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми раздела «Художественно-эстетическое развитие»

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей;

-работа с родителями, детьми;

-выставки работ детей.

Методическая разработка «Цветные ладошки»  составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
  3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  5.  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение: нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.  Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Игровые творческие часы не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Игровой творческий час превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Организация деятельности творческой мастерской «Цветные ладошки».

Игровые творческие игровые часы посещают дети младшей  группы. Они  проводятся 1 раз  в неделю. Продолжительность игрового творческого часа  в младшей группе 15 минут.

Материал:

-акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые перчатки, коктельные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.

Приемы и методы:

-Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

-Практические – упражнения, игровые методы.

-Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая  драматизация, словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

-Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.
  2. Отбор тематического содержания.
  3. Главный герой рисования – ребенок.
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
  5. Педагог создает схематические изображения.
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Структура игрового творческого часа:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
  5. Словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет педагога – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов; дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют, развивается связная речь; учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки; развивать личностные качества.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми раздела «Художественно-эстетическое развитие»

-открытые показы игровых творческих часов  родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей;

-работа с родителями, детьми; выставки работ детей.

Тематический план

творческой мастерской « Цветные ладошки»

№ п/п

Тема

Общее     кол-во занятий

Кол-во минут

1

Знакомство с кисточкой и красками

1

15

2

« Красивые листочки»

1

15

3

« Падают, падают листья…» (осеннее окошко)

1

15

4

« Листочки танцуют»

1

15

5

« Ветерок, подуй слегка!»

1

15

6

« Дождик, чаще, кап -кап -кап!»

1

15

7

« Дождик, дождик, веселей!»

1

15

8

« Вот какие ножки у сороконожки!»

1

15

9

« Вот ежик – ни головы, ни ножек!»

1

15

10

« Снежок порхает, кружится»

1

15

11

«Снежок порхает, кружится» (коллективная композиция)

1

15

12

«Праздничная елка»

1

15

13

« Вкусные картинки»

1

15

14

«Колобок покатился по лесной дорожке»

1

15

15

«Угощайся, зайка!»

1

15

16

« Баранки - калачи»

1

15

17

«Постираем полотенца»

1

15

18

«Мой весёлый звонкий мяч»

1

15

19

«Светлячок»

1

15

20

«Разноцветные шарики»

1

15

21

«Мышка и репка»

1

15

22

«Колёса поезда»

1

15

23

« Цветок для мамочки»

1

15

24

« Вот какие у нас сосульки»

1

15

25

«Солнышко - колоколнышко»

1

15

26

«Ручейки бегут, журчат!»

1

15

27

«Вот какие у нас мостики!»

1

15

28

«Вот какие у нас флажки!»

1

15

29

«Вот какие у нас цыплятки!»

1

15

30

«Солнышко, солнышко, раскидай колечки»

1

15

31

«Вот какой у нас салют!»

1

15

32

«Вот какие у нас птички!»

1

15

Итого игровых творческих часов:

32

480 мин=8ч

Перспективное планирование творческой мастерской «Цветные ладошки» в младшей группе

Сентябрь

неделя

Программное содержание

1

мониторинг

2

мониторинг

3

Знакомство с кисточкой и красками

-вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность, интерес к рисованию и коллективной работе                          

4

Тема: « Красивые листочки»

Пр. зад: Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (3стр25)

Октябрь

неделя

Программное содержание

1

Тема: « Падают, падают листья…» (осеннее окошко)

Пр. зад: Создание коллективной композиции « листопад » (В сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (стр29)

2

Тема: « Листочки танцуют»

Пр. зад: Учить рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс («хвостик»), набирать краску и ставить отпечатки приёмом  « примакивание». Создать условия для экспериментирования с новым для детей художественным инструментом (кисточкой). Развивать чувство цвета и ритма. (стр31)

3

Тема:  « Ветерок, подуй слегка!»

Пр. зад: Показать детям возможность создания Выразительного образа « танцующего ветра». Продолжать учить кисточкой – проводить свободные хаотичные линии. Учить рисовать «по мокрому» : раскрепостить руку, свободно вести кисть, следуя по направлению ворса. Создать условия для экспериментирования с линией как средством художественной выразительности. Знакомить с синим цветом. Развивать глазомер – ориентироваться на листе бумаги, не выходить за его пределы. (стр33)

4

Тема: « Дождик, чаще, кап -кап -кап!»

Пр. зад: Учить изображать тучу и дождь пальчиками или ватными палочками (по выбору педагога и детей). Знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. (стр34)

Ноябрь

неделя

Программное содержание

1

Рисование цветными карандашами или фломастерами.

Тема: « Дождик, дождик, веселей!»

Пр. зад: Учить детей изображать дождь цветными карандашами или фломастерами. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к познанию явлений природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. (стр37)

2

Рисование цветными карандашами или фломастерами.

Тема: « Вот какие ножки у сороконожки!»

Пр. зад: Вовлекать в сотворчество с педагогом и детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать « узор» ватными палочками или пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность. (стр41)

3

Рисование цветными карандашами или фломастерами.

Тема: « Вот ежик – ни головы, ни ножек!»

Пр. зад: Вовлекать в сотворчество с педагогом и детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ ёжика. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание рисовать ягодки и яблочки ( ватными палочками или пальчиками). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность. (стр41)

4

Рисование пальчиками или ватными палочками.

Тема: « Снежок порхает, кружится»

Пр. зад: Учить  создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать ватными палочками и пальчиками. Познакомить с новыми приемами пальчиковой техники ( ставить двуцветные отпечатки и цветовые « аккорды»). Познакомить с белым цветом. Показать разные оттенки синего цвета ( без называния). Развивать чувство цвета и ритма.  (стр42)

Декабрь

неделя

Программное содержание

1

Рисование кисточкой с элементами аппликации.

Тема: «Снежок порхает, кружится» (коллективная композиция)

Пр. зад: Вызвать интерес к созданию образа снегопада в сотворчестве с педагогом и другими детьми: приклеивать комочки бумажных салфеток на силуэт тучи и рисовать снег кисточкой приемом « примакивание». Познакомить с новым способом приклеивания (клей наносится не на деталь, а на фон). Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма. (стр43)

2

Тема: «Праздничная елка»

Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию праздничной елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Разнообразить технику рисования кистью: учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии  - « ветки». Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей ( веток). Формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов. (стр46)

3

Рисование ( раскрашивание в книжках - раскрасках).

Тема: « Вкусные картинки».

Пр. зад: Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к « оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр51)

4

Аппликация с элементами рисования

Тема: «Колобок покатился по лесной дорожке»

Пр. зад: Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. (стр52)

Январь

неделя

Программное содержание

1

Рисование ( раскрашивание в книжках - раскрасках).

Тема: «Угощайся, зайка!»

Пр. зад: Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Вызвать интерес к обыгрыванию и дополнению контурного рисунка – изображать по своему желанию любое угощение для персонажа ( зёрнышки и червячки для птички, морковка для зайчика, конфета для мишки).Продолжать учить рисовать кистью. Развитие восприятия. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр55)

2

Рисование - экспериментирование

Тема: « Баранки - калачи»

Пр. зад: Вызвать у детей интерес к рисованию бубликов – баранок. Учить рисовать круг – замыкать линию в кольцо. Продолжать учить рисовать кистью. Закрепить технику и правила (секреты) пользования кистью : правильно держать пальцами, смачивать ворс, набирать краску только на ворс, вести по ворсу, промывать, просушивать, не оставлять в банке с водой. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр57)

3

Рисование (предметно-декоративное)

Тема: «Постираем полотенца»

Пр. зад: Учить детей рисовать узор - украшать полотенца. Формировать умение рисовать кистью на прямоугольной форме: ритмично проводить горизонтальные линии по всей длине ( или ширине) «полотенца». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции – бельё сушится на веревочке. Развивать восприятие, наглядно – образное мышление. Воспитывать аккуратность, чистоплотность. (стр60)

4

Рисование предметное

Тема: «Мой весёлый звонкий мяч»

Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию игрушек. Формировать умение изображать круглые двуцветные предметы (мяч). Учить замыкать линию в кольцо. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (3стр18)

Февраль

неделя

Программное содержание

1

Тема: «Светлячок»

Пр. зад: Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного или тёмно – синего, фиолетового цвета. Развивать воображение. Воспитывать интерес к освоению изобразительной техники. (стр54)

2

Тема: «Разноцветные шарики»

Пр. зад: Вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной формы: создавать контурные рисунки – замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.  (стр22)

3

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Мышка и репка»

Пр.зад: Учить создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки: полоски бумаги зелёного цвета надрывать бахромой и наклеивать на фон, чтобы получилась травка; рисовать красками большую репку и маленькую мышку; дорисовать цветным карандашом или фломастером мышиный хвостик. Развивать чувство формы и композиции.  (стр38)

4

Рисование поролоновым тампоном

Тема: «Колёса поезда»

Пр. зад: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колёса в нужном месте на листе. Развивать речь и мышление. Воспитывать навыки коллективной работы. (стр)

Март

неделя

Программное содержание

1

Рисование с элементами аппликации.

Тема: « Цветок для мамочки»

Пр. зад: Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме на 8-е марта. Познакомить со строением цветка. Учить выделять его части (серединка и лепестки на венчике, стебель и листик), раскрашивать красками разного цвета. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Знакомить с понятием « один и много», « часть и целое» на примере цветка (цветок – целое, лепестки – его части). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.  (стр63)

2

Рисование предметное.

Тема: « Вот какие у нас сосульки»

Пр. зад: Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления в ассоциативных образах доступными изобразительно – выразительными средствами. (стр65)

3

Рисование

Тема: «Солнышко - колоколнышко»

Пр. зад: Вызвать интерес к изображению веселого весеннего солнышка. Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых или волнистых линий. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, двигать по окружности и в разных направлениях). Формировать умение замыкать линию в кольцо. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и цвета. (стр69)

4

Рисование (коллективная композиция)

Тема: «Ручейки бегут, журчат!»

Пр. зад: Вызвать интерес к изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления в ассоциативных образах доступными изобразительно – выразительными средствами. (стр70)

Апрель

неделя

Программное содержание

1

Рисование

Тема: «Вот какие у нас мостики!»

Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию мостика из 3-4-х «брёвнышек». Учить проводить прямые линии рядом с другими. Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность. (стр73)

2

Рисование предметное

Тема: «Вот какие у нас флажки!»

Пр. зад: Учить детей рисовать на предметах квадратной и прямоугольной формы – украшать флажки. Уточнить представление о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу. Развивать чувство формы и цвета. (стр77)

3

Рисование

Тема: «Вот какие у нас цыплятки!»

Пр. зад: Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога – рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове клюв и глаза). Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность. (стр75)

4

Рисование

Тема: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки»

Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию весёлого солнышка, играющего с колечками. Показать сходство и различие между кругом и кольцом (по виду и способу изображения). Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, свободно двигать по окружности и в разных направлениях). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность. (стр118)

Май

неделя

Программное содержание

1

Рисование

Тема: «Вот какой у нас салют!»

Пр. зад: Вызывать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт» (печать): учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочками, ватным тампоном, пробкой. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений изо деятельности доступными изобразительными средствами. (стр79)

2

Рисование (отпечатки ладошек)

Тема: «Вот какие у нас птички!»

Пр. зад: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать освоение способа «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. (стр80)

3

мониторинг

4

мониторинг

                                                                                                       

Методическое обеспечение творческой мастерской «Цветные ладошки»

-цветные карандаши; краски; мультимедийный комплекс; магнитофон; картотека дидактических игр

-картотека наглядного материала, картин и т.д.;  различные предметы для рисования разными    техниками (ватные палочки,  поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера;  клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.

Для выявления результатов реализации программы  «Цветные ладошки» проводится диагностика два раза в год: входящая – в сентябре, итоговая – в мае с использованием тестовых заданий.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: выставки, творческие показы, творческие мастерские  внутри группы для показа другим группам, родителям.

Мониторинг

Изобразительное искусство и художественная деятельность (1-я младшая группа)

Рисование

МДОУ № 51 Группа № 8  (младшая группа) Н - 1,0; С –-2,0; В - -3,0.

ФИ

ребенка

Первые встречи

с изобразительным искусством

Становление художественной

деятельности

Проявляет интерес

К эстетическому восприятию окружающего

Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

Эмоционально откликается на произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта

Образы знакомых предметов, живых объектов соотносит с рисунками, иллюстрациями

Проявляет любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им

Знает, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании

Имеет представления о свойствах изобразительных материалов, инструментов

Умеет узнавать в цветовых пятнах образы наблюдаемых явлений (падающие листья, снег, фейерверк и т.д.)

Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски

Индивидуальный уровень каждого ребенка

Итого: Н _______человек, _______%;  С______ человек, _______ %; Н ______ человек, _______ %

Итоги реализации программы

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые творческие мастерские , как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах муниципального или городского уровня. В конце плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Содержание

программы «Цветные ладошки"

Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.

1этап: подготовительный: определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня форсированности навыков детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

2 этап: Педагогическая диагностика развития ребенка.

3 этап: Основной-организация игровой деятельности согласно перспективному тематическому плану; работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.

4 этап: итоговый: Отслеживание динамики развития ребенка. Механизмы реализации программы

 

Список литературы.

  1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  2. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  3. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  4.  «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  5. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
  6. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
  7. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  9. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Игры с детьми младшего дошкольного возраста по ЗОЖ (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель:  формировать   знания детей о  здоровом образе жизни.Задачи:1.Дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.2.Формировать представление  о пользе ут...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....