Методическая разработка "Цветные ладошки" с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Методическая разработка «Цветные ладошки» составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkachchch.docx | 50.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д. 6а
Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41
Методическая разработка
«Цветные ладошки»
(художественно-эстетическое развитие)
Возраст детей 3-4 года
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Ткач Ирина Алексеевна
2018г.
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Методическая разработка «Цветные ладошки» составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Цель:
Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественного - творческих способностей в изобразительной деятельности. Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей художественно – творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2.Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Ожидаемые результаты:
-Развитие личностных способностей ребёнка.
-Получать эмоциональное удовлетворение от рисования.
-Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми раздела «Художественно-эстетическое развитие»
-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей;
-работа с родителями, детьми;
-выставки работ детей.
Методическая разработка «Цветные ладошки» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
- «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
- «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение: нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Игровые творческие часы не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Игровой творческий час превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Организация деятельности творческой мастерской «Цветные ладошки».
Игровые творческие игровые часы посещают дети младшей группы. Они проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность игрового творческого часа в младшей группе 15 минут.
Материал:
-акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые перчатки, коктельные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.
Приемы и методы:
-Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
-Практические – упражнения, игровые методы.
-Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
-Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.
Основные правила:
- Использование приема транслирования информации.
- Отбор тематического содержания.
- Главный герой рисования – ребенок.
- Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
- Педагог создает схематические изображения.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Структура игрового творческого часа:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет педагога – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов; дети учатся цветоведенью.
- Экспериментируют, развивается связная речь; учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Преемственность:
- сформировать умения и навыки; развивать личностные качества.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми раздела «Художественно-эстетическое развитие»
-открытые показы игровых творческих часов родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей;
-работа с родителями, детьми; выставки работ детей.
Тематический план
творческой мастерской « Цветные ладошки»
№ п/п | Тема | Общее кол-во занятий | Кол-во минут |
1 | Знакомство с кисточкой и красками | 1 | 15 |
2 | « Красивые листочки» | 1 | 15 |
3 | « Падают, падают листья…» (осеннее окошко) | 1 | 15 |
4 | « Листочки танцуют» | 1 | 15 |
5 | « Ветерок, подуй слегка!» | 1 | 15 |
6 | « Дождик, чаще, кап -кап -кап!» | 1 | 15 |
7 | « Дождик, дождик, веселей!» | 1 | 15 |
8 | « Вот какие ножки у сороконожки!» | 1 | 15 |
9 | « Вот ежик – ни головы, ни ножек!» | 1 | 15 |
10 | « Снежок порхает, кружится» | 1 | 15 |
11 | «Снежок порхает, кружится» (коллективная композиция) | 1 | 15 |
12 | «Праздничная елка» | 1 | 15 |
13 | « Вкусные картинки» | 1 | 15 |
14 | «Колобок покатился по лесной дорожке» | 1 | 15 |
15 | «Угощайся, зайка!» | 1 | 15 |
16 | « Баранки - калачи» | 1 | 15 |
17 | «Постираем полотенца» | 1 | 15 |
18 | «Мой весёлый звонкий мяч» | 1 | 15 |
19 | «Светлячок» | 1 | 15 |
20 | «Разноцветные шарики» | 1 | 15 |
21 | «Мышка и репка» | 1 | 15 |
22 | «Колёса поезда» | 1 | 15 |
23 | « Цветок для мамочки» | 1 | 15 |
24 | « Вот какие у нас сосульки» | 1 | 15 |
25 | «Солнышко - колоколнышко» | 1 | 15 |
26 | «Ручейки бегут, журчат!» | 1 | 15 |
27 | «Вот какие у нас мостики!» | 1 | 15 |
28 | «Вот какие у нас флажки!» | 1 | 15 |
29 | «Вот какие у нас цыплятки!» | 1 | 15 |
30 | «Солнышко, солнышко, раскидай колечки» | 1 | 15 |
31 | «Вот какой у нас салют!» | 1 | 15 |
32 | «Вот какие у нас птички!» | 1 | 15 |
Итого игровых творческих часов: | 32 | 480 мин=8ч | |
Перспективное планирование творческой мастерской «Цветные ладошки» в младшей группе
Сентябрь
неделя | Программное содержание |
1 | мониторинг |
2 | мониторинг |
3 | Знакомство с кисточкой и красками -вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность, интерес к рисованию и коллективной работе |
4 | Тема: « Красивые листочки» Пр. зад: Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (3стр25) |
Октябрь
неделя | Программное содержание |
1 | Тема: « Падают, падают листья…» (осеннее окошко) Пр. зад: Создание коллективной композиции « листопад » (В сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. (стр29) |
2 | Тема: « Листочки танцуют» Пр. зад: Учить рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс («хвостик»), набирать краску и ставить отпечатки приёмом « примакивание». Создать условия для экспериментирования с новым для детей художественным инструментом (кисточкой). Развивать чувство цвета и ритма. (стр31) |
3 | Тема: « Ветерок, подуй слегка!» Пр. зад: Показать детям возможность создания Выразительного образа « танцующего ветра». Продолжать учить кисточкой – проводить свободные хаотичные линии. Учить рисовать «по мокрому» : раскрепостить руку, свободно вести кисть, следуя по направлению ворса. Создать условия для экспериментирования с линией как средством художественной выразительности. Знакомить с синим цветом. Развивать глазомер – ориентироваться на листе бумаги, не выходить за его пределы. (стр33) |
4 | Тема: « Дождик, чаще, кап -кап -кап!» Пр. зад: Учить изображать тучу и дождь пальчиками или ватными палочками (по выбору педагога и детей). Знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. (стр34) |
Ноябрь
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование цветными карандашами или фломастерами. Тема: « Дождик, дождик, веселей!» Пр. зад: Учить детей изображать дождь цветными карандашами или фломастерами. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к познанию явлений природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. (стр37) |
2 | Рисование цветными карандашами или фломастерами. Тема: « Вот какие ножки у сороконожки!» Пр. зад: Вовлекать в сотворчество с педагогом и детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать « узор» ватными палочками или пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность. (стр41) |
3 | Рисование цветными карандашами или фломастерами. Тема: « Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Пр. зад: Вовлекать в сотворчество с педагогом и детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ ёжика. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание рисовать ягодки и яблочки ( ватными палочками или пальчиками). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность. (стр41) |
4 | Рисование пальчиками или ватными палочками. Тема: « Снежок порхает, кружится» Пр. зад: Учить создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать ватными палочками и пальчиками. Познакомить с новыми приемами пальчиковой техники ( ставить двуцветные отпечатки и цветовые « аккорды»). Познакомить с белым цветом. Показать разные оттенки синего цвета ( без называния). Развивать чувство цвета и ритма. (стр42) |
Декабрь
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование кисточкой с элементами аппликации. Тема: «Снежок порхает, кружится» (коллективная композиция) Пр. зад: Вызвать интерес к созданию образа снегопада в сотворчестве с педагогом и другими детьми: приклеивать комочки бумажных салфеток на силуэт тучи и рисовать снег кисточкой приемом « примакивание». Познакомить с новым способом приклеивания (клей наносится не на деталь, а на фон). Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной выразительности. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма. (стр43) |
2 | Тема: «Праздничная елка» Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию праздничной елки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Разнообразить технику рисования кистью: учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии - « ветки». Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей ( веток). Формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов. (стр46) |
3 | Рисование ( раскрашивание в книжках - раскрасках). Тема: « Вкусные картинки». Пр. зад: Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к « оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр51) |
4 | Аппликация с элементами рисования Тема: «Колобок покатился по лесной дорожке» Пр. зад: Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. (стр52) |
Январь
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование ( раскрашивание в книжках - раскрасках). Тема: «Угощайся, зайка!» Пр. зад: Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Вызвать интерес к обыгрыванию и дополнению контурного рисунка – изображать по своему желанию любое угощение для персонажа ( зёрнышки и червячки для птички, морковка для зайчика, конфета для мишки).Продолжать учить рисовать кистью. Развитие восприятия. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр55) |
2 | Рисование - экспериментирование Тема: « Баранки - калачи» Пр. зад: Вызвать у детей интерес к рисованию бубликов – баранок. Учить рисовать круг – замыкать линию в кольцо. Продолжать учить рисовать кистью. Закрепить технику и правила (секреты) пользования кистью : правильно держать пальцами, смачивать ворс, набирать краску только на ворс, вести по ворсу, промывать, просушивать, не оставлять в банке с водой. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр57) |
3 | Рисование (предметно-декоративное) Тема: «Постираем полотенца» Пр. зад: Учить детей рисовать узор - украшать полотенца. Формировать умение рисовать кистью на прямоугольной форме: ритмично проводить горизонтальные линии по всей длине ( или ширине) «полотенца». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции – бельё сушится на веревочке. Развивать восприятие, наглядно – образное мышление. Воспитывать аккуратность, чистоплотность. (стр60) |
4 | Рисование предметное Тема: «Мой весёлый звонкий мяч» Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию игрушек. Формировать умение изображать круглые двуцветные предметы (мяч). Учить замыкать линию в кольцо. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. (3стр18) |
Февраль
неделя | Программное содержание |
1 | Тема: «Светлячок» Пр. зад: Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного или тёмно – синего, фиолетового цвета. Развивать воображение. Воспитывать интерес к освоению изобразительной техники. (стр54) |
2 | Тема: «Разноцветные шарики» Пр. зад: Вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной формы: создавать контурные рисунки – замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. (стр22) |
3 | Рисование с элементами аппликации Тема: «Мышка и репка» Пр.зад: Учить создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки: полоски бумаги зелёного цвета надрывать бахромой и наклеивать на фон, чтобы получилась травка; рисовать красками большую репку и маленькую мышку; дорисовать цветным карандашом или фломастером мышиный хвостик. Развивать чувство формы и композиции. (стр38) |
4 | Рисование поролоновым тампоном Тема: «Колёса поезда» Пр. зад: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колёса в нужном месте на листе. Развивать речь и мышление. Воспитывать навыки коллективной работы. (стр) |
Март
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование с элементами аппликации. Тема: « Цветок для мамочки» Пр. зад: Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме на 8-е марта. Познакомить со строением цветка. Учить выделять его части (серединка и лепестки на венчике, стебель и листик), раскрашивать красками разного цвета. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Знакомить с понятием « один и много», « часть и целое» на примере цветка (цветок – целое, лепестки – его части). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. (стр63) |
2 | Рисование предметное. Тема: « Вот какие у нас сосульки» Пр. зад: Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления в ассоциативных образах доступными изобразительно – выразительными средствами. (стр65) |
3 | Рисование Тема: «Солнышко - колоколнышко» Пр. зад: Вызвать интерес к изображению веселого весеннего солнышка. Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых или волнистых линий. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, двигать по окружности и в разных направлениях). Формировать умение замыкать линию в кольцо. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и цвета. (стр69) |
4 | Рисование (коллективная композиция) Тема: «Ручейки бегут, журчат!» Пр. зад: Вызвать интерес к изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления в ассоциативных образах доступными изобразительно – выразительными средствами. (стр70) |
Апрель
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование Тема: «Вот какие у нас мостики!» Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию мостика из 3-4-х «брёвнышек». Учить проводить прямые линии рядом с другими. Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность. (стр73) |
2 | Рисование предметное Тема: «Вот какие у нас флажки!» Пр. зад: Учить детей рисовать на предметах квадратной и прямоугольной формы – украшать флажки. Уточнить представление о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу. Развивать чувство формы и цвета. (стр77) |
3 | Рисование Тема: «Вот какие у нас цыплятки!» Пр. зад: Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога – рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище и голова – круги разной величины, тонкие ножки, на голове клюв и глаза). Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность. (стр75) |
4 | Рисование Тема: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки» Пр. зад: Вызвать интерес к рисованию весёлого солнышка, играющего с колечками. Показать сходство и различие между кругом и кольцом (по виду и способу изображения). Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, свободно двигать по окружности и в разных направлениях). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность. (стр118) |
Май
неделя | Программное содержание |
1 | Рисование Тема: «Вот какой у нас салют!» Пр. зад: Вызывать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт» (печать): учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочками, ватным тампоном, пробкой. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений изо деятельности доступными изобразительными средствами. (стр79) |
2 | Рисование (отпечатки ладошек) Тема: «Вот какие у нас птички!» Пр. зад: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать освоение способа «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми. (стр80) |
3 | мониторинг |
4 | мониторинг |
Методическое обеспечение творческой мастерской «Цветные ладошки»
-цветные карандаши; краски; мультимедийный комплекс; магнитофон; картотека дидактических игр
-картотека наглядного материала, картин и т.д.; различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера; клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
Для выявления результатов реализации программы «Цветные ладошки» проводится диагностика два раза в год: входящая – в сентябре, итоговая – в мае с использованием тестовых заданий.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: выставки, творческие показы, творческие мастерские внутри группы для показа другим группам, родителям.
Мониторинг
Изобразительное искусство и художественная деятельность (1-я младшая группа)
Рисование
МДОУ № 51 Группа № 8 (младшая группа) Н - 1,0; С –-2,0; В - -3,0.
ФИ ребенка | Первые встречи с изобразительным искусством | Становление художественной деятельности | ||||||||
Проявляет интерес К эстетическому восприятию окружающего | Знает основные и яркие контрастные цвета: красный, зеленый, желтый, синий. | Эмоционально откликается на произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта | Образы знакомых предметов, живых объектов соотносит с рисунками, иллюстрациями | Проявляет любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им | Знает, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании | Имеет представления о свойствах изобразительных материалов, инструментов | Умеет узнавать в цветовых пятнах образы наблюдаемых явлений (падающие листья, снег, фейерверк и т.д.) | Имеет навыки и умения использовать карандаш, кисть, фломастер, гуашевые краски | Индивидуальный уровень каждого ребенка | |
Итого: Н _______человек, _______%; С______ человек, _______ %; Н ______ человек, _______ %
Итоги реализации программы
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые творческие мастерские , как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах муниципального или городского уровня. В конце плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.
Содержание
программы «Цветные ладошки"
Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.
1этап: подготовительный: определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня форсированности навыков детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2 этап: Педагогическая диагностика развития ребенка.
3 этап: Основной-организация игровой деятельности согласно перспективному тематическому плану; работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.
4 этап: итоговый: Отслеживание динамики развития ребенка. Механизмы реализации программы
Список литературы.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
- Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
- Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Игры с детьми младшего дошкольного возраста по ЗОЖ (Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)
Цель: формировать знания детей о здоровом образе жизни.Задачи:1.Дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.2.Формировать представление о пользе ут...
Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....