Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Поэтому использование на занятиях нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_netradits._tehniki.docx | 628.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 3 детский сад «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинска
693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 467а
Методическая разработка:
«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»
Автор:
воспитатель, педагог-психолог
Корнеева Ирина Сергеевна
2020г.
Изобразительная (продуктивная) деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для речевого развития детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
В России первыми исследователями детского рисунка были В.М. Бехтерев (1910), С.А. Левитин (1911), Ю.Н. Болдырева (1913). В советский период этим вопросом занимались Ф. И. Шмит (1924), А.В. Бакушинский (1925), Н.А. Рыбников (1926) и другие. В русле своих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л.С. Выготский (1956) и Д.Н. Узнадзе (1927). Данные этих исследователей интересны, прежде всего, с точки зрения периодизации развития детской изобразительной деятельности.
В норме становление изобразительной (продуктивной) деятельности начинается уже в раннем возрасте. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Поэтому использование на занятиях нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование, необычная продуктивная деятельность дают толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
Основополагающими задачами данной работы являются:
- формировать у детей интерес к изобразительной и другой продуктивной деятельности;
- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
- создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы;
- учить участвовать в коллективном рисовании, взаимодействуя с другими детьми;
- совершенствовать технические умения и навыки продуктивной деятельности.
Следует отметить, на первом месте в перечне задач стоит именно формирование интереса у детей к изобразительной деятельности, а непосредственно технические и графические навыки на последнем. Данный принцип очень важен в организации образовательной деятельности с детьми младшего возраста.
Планируемые результаты применения нетрадиционных техник продуктивной деятельности:
- Формирование произвольного внимания и восприятия;
- Формирование зрительно-моторной координации;
- Устойчивый интерес к продуктивно-творческой деятельности;
- Умение воспринимать и понимать инструкцию;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование универсальных учебных действий (садится за стол, выполнять последовательность действий, соблюдать правила и т.д.)
- Умение работать в паре, в группе;
- Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, размер)
- Развитие тактильного восприятия;
- Развитие эмоциональной сферы.
Организация деятельности:
Нетрадиционные техники продуктивной деятельности, при изучении лексических тем, могут использоваться в разных направлениях педагогического процесса:
- Непосредственно образовательная деятельность (занятия «лепка», «аппликация», «рисование», тема должна совпадать с изучаемой лексической темой).
- Совместная деятельность педагога с детьми (индивидуальная или коллективная) по закреплению лексического словарного запаса.
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или с малой группой).
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
- Совместная деятельность педагога с детьми в рамках реализации какого-либо проекта, связанного с определённой лексической темой.
- Детско-родительское творчество.
Данная деятельность может быть организована с детьми младшего, среднего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как в первой, так и во второй половине дня, индивидуально или небольшими подгруппами.
Перспективное планирование состоит из 35 занятий, 1 раз в неделю, в течении учебного года. Каждое занятие соответствует определённой лексической теме.
Все занятия проводятся по следующему алгоритму:
1. Приветствие
2. Вводная часть – проблемная ситуация
3. Основная часть (непосредственно продуктивная деятельность).
4. Динамическая пауза с использованием здоровье-сберегающих технологий
5. Заключительная часть, подведение итогов.
Основные методы и техники, которые были использованы в работе с детьми:
• Рисование ладошками и пальчиками - это удивительное занятие. Оно позволяет ребёнку почувствовать краски, их характер, настроение. А если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересные отпечатки, в которых можно увидеть удивительные образы.
• Кляксография с трубочкой - отличный способ поэкспериментировать с красками, создать новые, необычные образы. Умение выдувать воздух через трубочку развивает речевое дыхание.
• Набрызг - техника похожа. Только брызги делают с помощью зубной щетки и линейки. На щетку набирают краску и проводят по ней линейкой по направлению к себе. Прикладывая шаблон или трафарет можно получить интересные силуэты.
• Оттиск мятой бумагой, листьями - занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.
• Рисование фруктами и овощами вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
• Пластилинография, рельефная лепка, лепка жгутиками - работа с пластилином является эффективным, универсальным средством развития мелкой моторики руки.
• Рисование манной крупой имеет несколько вариантов применения: в виде нанесения на бумагу, картон с помощью клея ПВА, либо рисование пальчиками на поверхности посыпанной манкой. Такое рисование положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений, сенсорики, мышления, фантазии, воображения, речи, мозга малыша.
• Рисование солью - соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка, даёт колоссальный арт – терапевтический эффект. Лист покрывается акварельными красками и наносится немного соли на разные участки рисунка. Соль впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания.
• Аппликация из ватных дисков, ваты – доступный, приятный на ощупь материал, позволяющий имитировать снег, шубку животных, нежные лепестки цветов и пр., что даёт большой простор для детской фантазии.
• Рисование на прозрачном мольберте: в отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги.
• Монотипия - рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Также широко используется принцип зеркальности (бабочка, отражение в воде и пр.)
• Рисование на целлофане – разновидность монотипии: краски наносятся на целлофан с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.
• Проектор-лампа – это устройство, луч света которого проецируется на бумагу через линзу, ребенок обводит контур изображения, по желанию дополняя деталями. Такой вид рисования позволяет детям экспериментировать с тенями и светом.
• Рисование мыльными пузырями - предполагает нанесение отпечатков на бумагу цветных мыльных пузырей. Эта техника позволяет не только рисовать, но и экспериментировать с мыльным раствором, и развивать речевое дыхание.
• Рисование зубной щёткой, вилкой - обычная пластиковая вилка может создавать настоящие творческие шедевры. Сколько удивления и восторга испытывают дети, когда им предлагают рисовать таким необычным способом. Берем вилку (зубную щетку), обмакиваем в краску и оставляем след в нужном направлении.
• Точечное рисование - точками можно выстроить множество красивых орнаментов, предметов. Детям младшего возраста можно предложить обвести точками предмет. Точка создаётся с помощью жесткой кисточки или ватной палочки. Таким образом выстраивается необычная фактура рисунка.
• Рисование штампами - довольно популярная техника для раннего возраста. Потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь. Техника простая – макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.
• Обрывание - техника обрывной аппликации очень проста. Если для обычной аппликации требуются вырезные шаблоны, то здесь происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка. В обрывной аппликации все можно делать руками.
• Рисование по мокрой бумаге - для этого рисования понадобится лист плотной бумаги (желательно акварельной), сама акварель и кисть. Лист равномерно смачивается водой так, чтобы он хорошо промок, но не при этом, чтобы не было луж. На этой поверхности красками наносится рисунок. В этой технике хорошо получается рисовать фоны. Особенно воду. А после высыхания можно продолжить рисовать рыбок и водоросли как обычно.
• Граттаж - более сложный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.
Когда все подсохнет, можем приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания - тонким не пишущим стержнем от ручки, шилом, спицей, стекой. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой “характер”. Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Совместная деятельность воспитателя и родителей с детьми младшего дошкольного возраста с использованием техники мокрого валяния на тему: "Цветок для мамы""
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок...
Представление опыта на Городском Методическом объединении. Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Представление опыта на Городском Методическом объединении.Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальн...
Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ
НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...
Изучение окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. Методика Глена Домана.
Представление методики раннего развития Глена Домана педагогам ДОУ....
Методическая разработка "Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста"
Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В последнее десятилетие для развития дошкольного...
Статья на тему « Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов»
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты продуктивной деятельности как средства развития у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов....
Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии креативных способностей детей младшего дошкольного возраста».
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобраз...