Программа дополнительного образования детей в изобразительной деятельности «Умелые ручки», для детей 3-7 лет.
методическая разработка по рисованию
В программу по изобразительной деятельности «Умелые ручки» вошли занятия по рисованию и знакомству с изобразительным искусством. Главной задачей в среднем дошкольном возрасте является привлечение внимания ребёнка к самостоятельной изобразительной деятельности, рассматриванию произведений искусства. В старшем дошкольном возрасте, основным становится закрепление устойчивого интереса ребёнка к самостоятельной изобразительной деятельности, развитие изобразительных навыков и интереса к общению с произведениями искусства, получая при этом удовольствие и эмоциональный отклик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Умелые ручки»
программа
дополнительного образования
детей в изобразительной деятельности,
для детей 3 -7 лет
Составила программу – воспитатель, со специализацией: руководитель изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях
Ульянова Валентина Владимировна.
Санкт-Петербург
2019 г.
Программа «Умелые ручки».
1.Пояснительная записка.
Программа по изобразительной деятельности «Умелые ручки» является результатом моей десятилетней работы преподавателем изодеятельности. В неё вошли занятия по рисованию и знакомству с изобразительным искусством. Главной задачей в среднем дошкольном возрасте является привлечение внимания ребёнка к самостоятельной изобразительной деятельности, рассматриванию произведений искусства. В старшем дошкольном возрасте, основным становится закрепление устойчивого интереса ребёнка к самостоятельной изобразительной деятельности, развитие изобразительных навыков и интереса к общению с произведениями искусства, получая при этом удовольствие и эмоциональный отклик. Это возможно только в том случае, если сам педагог искренне заинтересован в сотворчестве, если он берёт на себя обязанность проводника в мир прекрасного и неизведанного. Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями, знаниями должен овладеть ребёнок в определённом возрасте, какие темы он проходит, сколько часов выделено на овладение той или иной темой. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения, которых у ребёнка формируются знания и навыки по изобразительной деятельности.
Программа включает в себя две ступени по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства. Рассматривая иллюстрации к книгам, несложные натюрморты, пейзажные и сюжетные композиции мы способствуем расширению знаний детей об окружающем мире, наглядно можем показать существующие взаимосвязи, различия, особенности, красоту того или иного предмета, объекта, явления. Ведь давно всем известно как много мы и наши дети не замечаем в окружающем мире, как закружил нас круговорот жизни. Иногда просто некогда остановиться и увидеть красоту окружающего мира. Поэтому программа даёт возможность развить это умение видения, потому что видеть и смотреть - это совершенно разные вещи, которым, также как и пониманию музыки, нужно учиться, а самое главное можно научиться.
Овладению навыком самостоятельной изобразительной деятельности предшествует процесс научения, без которого не один ребенок не сможет начать рисовать. В программе подробно разработана система занятий по рисованию где по-возрастающей идёт отработка навыков, умений и знаний детей. Предлагаются также задания, игры, упражнения для закрепления пройденного материала.
Актуальность данной программы заключается в объединении в единое целое двух направлений, ознакомление с произведениями изобразительного искусства и изобразительной деятельности детей, которые дополняя друг друга способствуют формированию более полного представления детей об окружающем мире, что будет способствовать повышению уровня изобразительных умений ребят.
2. Цель программы.
1. Формирование художественно - эстетически направленной личности, владеющей навыками общения с произведениями изобразительного искусства и умениями самостоятельной изобразительной деятельности, являющимися отражением окружающей действительности.
3. Задачи художественного воспитания детей.
1) Развивающие:
- развитие зрительной памяти, наблюдательности, способности к внимательному и длительному рассматриванию;
- развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и явления окружающей действительности;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие сенсорных способностей - чувства ритма, цвета, пространства, линии;
- развитие воображения.
2) Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- воспитание музейной культуры;
- воспитание навыков взаимного общения по поводу искусства;
- воспитание нравственных основ личности в процессе изучения и общения с произведениями искусства.
3) Образовательные:
- знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства;
- учить видеть особенности и отличительные признаки различных видов искусства;
- знакомство с технологией искусства: худ.материалами инструментами, технологической стороной создания произведения;
- знакомство с разными художественными профессиями и индивидуальной манерой творчества некоторых художников.
Изобразительные задачи.
1). Продолжать формировать навыки и умения изобразительной деятельности ребёнка:
1. изображение общих, типичных, характерных и индивидуальных признаков предметов, явлений природы и человека;
2. совершенствование умения использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в работе главного;
3. закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально, горизонтально; по всему листу - используя два плана: небо- земля, близко - далеко; выделять главное цветом, величиной, расположением;
4. в декоративной деятельности развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщённые, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию.
2). Совершенствование технических навыков и умений в изобразительной деятельности:
1. способствовать освоению новых изобразительных материалов и инструментов;
2. развитие умения создавать новые цветовые тона и оттенки путём составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного чёрного тона в другой цветовой тон;
3. освоение новых способов работы акварелью и гуашью ( по сырому и по сухому);
4. обучение различным способам наложения цветового пятна, штриховка, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.
4.Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения:
среднего дошкольного возраста – дети 4 – 5 лет
старший дошкольный возраст - дети 5-7 лет
Количество занятий:
В неделю - 2 занятия
В месяц - 8 занятий
Форма предоставления услуг - подгрупповая.
5. Формы и методы проведения занятия
1.Словесные методы обучения:
- беседа;
- вопросы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, поговорки и др.);
- напоминание,
- указание;
- анализ художественного произведения, главные герои, сюжет, средства выразительности (цвет, форма, фактура, величина и др.).
2. Наглядные методы обучения
- сенсорное обследование предмета;
- образец;
- показ слайдов, иллюстраций, репродукций, произведений декоративно – прикладного искусства;
- показ способов работы;
- работа по образцу;
- рассматривание предметов;
- использование схем и моделей.
- Практические методы обучения
- совместные действия;
- упражнения;
- игровые методы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репpoдyктивные методы обучения
3.Частично-поисковые методы обучения.
4. Исследовательские методы обучения
6. Формы организации деятельности детей на занятии
- Подгрупповая
7. Формы, проведения занятий
- занятие-игра,
- сказка,
- экскурсия.
8. Учебно-тематический план
Средний дошкольный возраст (1 год обучения)
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечания | |||
Всего | Теоретических часов | Практических часов | ||||
1 | Знакомство с пейзажной живописью | 13 | 4 | 9 | ||
2 | Знакомство с жанром живописи «Натюрморт». | 11 | 2 | 9 | ||
3 | Ознакомление с портретной живописью | 7 | 2 | 5 | ||
4 | Знакомство с анималистическим жанром | 9 | 1 | 8 | ||
5 | Ознакомление с народной игрушкой | 13 | 4 | 9 | ||
6 | Знакомство с сенсорными эталонами | 4 | 4 | |||
7 | Знакомство и обучение пользованию изобразительными материалами. | 1 | 1 | |||
Обучение рисованию округлых и прямоугольных форм разных размеров форм. | 16 | 16 | ||||
Итого часов: | В неделю | 2 | ||||
В год | 13 | 61 |
Количество часов | |
В неделю | В год |
2 | 64 |
Содержание программы «Умелые ручки» (1 год обучения)
Месяц/Тип занятия | Тема занятия | Цель занятия | Задания для закрепления материала | |
Октябрь. Рисование. | 1. Тема: «Что любит кисточка?» | Цель: Знакомство детей с кисточками для рисования №1 и №5, показать, что любит кисточка и чего она не любит, от чего она может заболеть. Учить правильно обращаться с кисточкой. | -Работа с кисточкой в самостоятельной изобразительной деятельности. - Игры с сухой кисточкой. | |
2. Тема: « По сказке колобок ». | Цель: Закрепление умения пользования кистью. Учить рисовать круг, проводить прямые линии сверху вниз. | -Разыгрывание театрализованной игры « Колобок». -Дидактическое упражнение: нарисуй дорожку для машинки. | ||
3. Тема: «Коврик для собачки». | Цель: Развитие умения проводить вертикальные и горизонтальные линии, добавление примакиванием. | -Дид.игра «Какого цвета?», « Найди такова же цвета». -Обведи линии. | ||
4. Тема: «Осенний листок ». | Цель: Познакомить детей с основными цветами осени. Закрашивание с их помощью шаблона листка, прорисовка прожилок. | -Рассматривание осенних листочков во время прогулки. -Раскрашивание силуэтов листочков с разных деревьев. -Дид.игра «Цвета осени». | ||
5. Тема: « Осеннее дерево». | Цель: Закрепления навыка рисования дерева, с более детальной прорисовкой веточек, рисование листвы, используя способ примакивания. | - Рассматривание осенних деревьев во время прогулки. - Дид. игра « С кокого дерева лист». | ||
6. Тема: «Овощи на подносе». | Цель: Обучение рисованию овощей, стараясь передать форму, цвет и мелкие детали внешнего вида. | - Рассматривание овощей. - Раскрашивание силуэтов овощей. - Дид. игра « | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: « Осенний пейзаж». | Цель: Рассматривание рапродукций с изображением осенних пейзажей, выявление особенностей изображения осенней земли, неба, линии горизонта, деталей пейзажа. | - Организация выставки пейзажей. - Дид. игра «Пейзаж». | |
2. Тема: « Натюрморт». | Цель: Рассматривание натюрмортов, выявление главного обьекта изображения, средств с помощью которых художник выразил символичность изображения. | - Организация выставки натюрмортов. | ||
Ноябрь. Рисование. | 1. Тема: « Котята играют с клубочками». | Цель: Обучение детей рисованию с помощью круговых движений и дуг. | -Дид.упражнение «Обведи округлый силуэт по контуру». -Раскрашивание силуэтов котят карандашами в самост.изобр.деят. | |
2. Тема: « Воздушные шарики для Вини - Пуха». | Цель: Закрепление умения рисовать округлые предметы, при рисовании поросёнка и шариков. | -Дид.игра «Подбери узор нужного цвета». | ||
3. Тема: « Яблочки». | Цель: Закрепления умения изображать округлые формы, используя несколько цветов передавать разноцветность яблочек. | -Отработка навыка изобр.округлых форм с отстающими детьми. -Дид.игра «Подбери к яблочкам блюдце». | ||
4. Тема: «Фрукты на подносе». | Цель: Обучение детей рисованию фруктов разных размеров и форм на фоне изображающем поднос. Стремиться более точно передать цвет и форму (яблоки- круг, сливы- овал, виноград- примакивание). | -Закрепление понятия-фрукты. -Раскрашивание силуэтов фруктов в самостоятельной изобразительной деятельности. | ||
5. Тема: «Веточка рябины». | Цель:На первом занятии изображение фона неба используя акварель, на втором занятии рисование веточки рябины с прорисовкой извилистых веточек, ягод и листочков. | -Дид.упр. «Обведи веточки по контуру». -Дид.игра « Выложи веточки». | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: «Филимоновская игрушка». | Цель: Знакомство детей с филимоновской игрушкой, рассказ преподавателя о ней, выделение особенностей формы, цвета, узора. | -Организация выставки изображений филимоновской игрушки. -Раскрашивание силуэтов солдатиков карандашом в самост. изобр.деят. | |
2. Тема: « Значение цвета в природе». | Цель: Закрепление у детей знаний цветов, дать представление о том, что цвет в природе может нести защитную функцию, отталкивающую и привлекающую. | - Дид. игра «Палитра». - Дид. игра «Собери букет». | ||
2 Квартал. Декабрь. Рисование. | 1. Тема: «Дедушка Мороз» | Цель: Учить детей рисовать фигуру человека в шубке, передавая характерные особенности внешнего вида. | - Проведение беседы о прошедших праздниках. | |
2. Тема: «Ёлочка- зелёная иголочка». | Цель: Изображение ёлочки используя юбочки разных размеров, добавление композиции элементарными деталями пейзажа- снежные сугробы, падающие снежинки. | -Дид.игра «Собери ёлочку». -Рассматривание репродукций с изображением зимних пейзажей. | ||
3. Тема: «Филимоновские игрушки». | Цель: Закрепление знаний о филимоновской игрушке, обучение рисованию узоров росписи на силуэтах игрушек. | - В уголке самостоятельной изо. деят. ширма с изображением игрушек, схема с элементами росписи. | ||
4. Тема: «Мой друг снеговик». | Цель: Закрепление умения рисовать краги разных размеров, используя круговые движения, добавление изображения разнообразными деталями. | -Дид.игра «Собери пирамидку», « Собери снеговичка». - Лепка снеговика из снега во время прогулки. | ||
5. Тема: «Снежинка» | Цель: Обучение детей рисованию снежинки используя декоративные элементы - тонкие линии, примакивание, завиток, точки. | -Проведение опытов со снегом. -Проведение беседы о снеге. -Рисование снежинки. | ||
6. Тема: «Заборчик для петушка» (по иллюстрации Ю.Васнецова к потешке «Петушок»). | Цель:Рассматривание иллюстрации к потешке, рисование заборчика используя горизонтальные и вертикальные линии. Добавление композиции изображением петушка.. | -Рассматривание дид.картины «Петушок с семьёй». | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: « Зимний пейзаж». | Цель: Закрепление знаний детей о пейзаже, рассматривание слайдов с изображением зимних пейзажей, выявление цветового колорита, особенностей игры света и тени на снегу. | - Организация выставки зимних райзажей. | |
2. Тема: « Иллюстрации Е. Чарушина». | Цель: Закрепление умения описывать иллюстрации к книжкам. Развитие умения отвечать на наводящие вопросы преподавателя. | -Индивидуальное рассматривание иллюстраций Е.Чарушина с некоторыми детьми. -Организация выставки иллюстраций. | ||
Январь. Рисование. | 1. Тема: «Зайчик». | Цель: Обучение рисованию зайчика, передавая формы и пропорции тела. | -Дид.игра «Собери зайчика из деталей». -Рассматривание дид.картины «Зайчик зимой». | |
2. Тема: « Снегери и синички». | Цель: Учить рисовать птичек в полёте и на земле, стараясь передать особенности внешнего вида. | -Рассматривание птичек во время прогулки. -Дид.игра «Собери птичку из деталей». -Раскрашивание силуэта птички карандашами в самост.изобр. деятельности. | ||
3. Тема: «Филимоновская сударушка». | Цель: Закрепление знаний о росписи, украшение силуэта сударушки характерным узором. | -Дид.игра «Составь узор на полосе». | ||
4. Тема: «Девочка на прогулке». | Цель: Закрепление умения рисовать фигуру человека в шубка. | - Рассматривание зимней одежды на прогулке. - Дид. игра «Оденем куклу». | ||
5. Тема: «Грузовик». | Цель: Обучение детей рисованию транспорта – грузовика, использование прямоугольных и округлых форм. | - Дид. игра «Собери из прямоугольников и кружков». | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: « Анималистика в живописи и скульптуре». | Цель: Рассматривание слайдов с изображением иллюстраций Черушина « Волчишко», «Рысёнок»; скульптурных коммозиций « Девочка с собакой», « Северный олень». | - Организация выставки изображений с животными. - Обводка и раскрашивание силуэтов животных. | |
2. Тема: « Форма в окружающей среде» | Цель: Учить определять форму окружающих предметов, описывать её. Дид. игра «Чудесный мешочек». | - Обводки силуэтов разных объектов, раскрашивание их. | ||
3.Тема: « Дымковская ярмарка». | Цель: Знакомство детей с дымковской народной игрушкой, особенностями её внешнего вида: персонажи, форма, налепы, цвет, рисунок. | - Организация выставки дымковской игрушки. - В уголке самост. изо. деят. Выставить ширму с элементами узоров, трафареты силуэтов. | ||
Февраль. Рисование. | 1. Тема: «Дымковский узор на полосе». | Цель:Учить детей изображению дымковского узора располагая узор по краям и середине полосы. Использование прямых и волнистых линий, точек, промакивания, кругов разного размера. | - Раскрашивание силуэтов игрушек в самост. изобр. деят. - Разыгрывание сказки с нарисованными детьми игрушками. | |
2.Тема: « Неваляшка» | Цель: Закрепление умения рисовать округлые формы, соблюдая пропорции, украшение её декоративным узором. | -Дид.игра «Подбери узор к платью неволяшки». | ||
3. Тема: «Самолёты за облаками». | Цель: Учить изображать фон- небо, используя различные оттенки синего цвета, а на нем самолеты. | -Дид.игра «Холодные краски». | ||
4. Тема: « Медвежонок». | Цель: Обучение рисованию медвежонка, соблюдая пропорции и последовательность изображения. | -Театрализованная игра «Три медведя». -Раскрашивание силуэта медведя в самост.изобр. деятельности. | ||
5. Тема: « Лодочка». | Цель: На первом занятии используя палитру создание колорита моря, передавая его характер (бурное, спокойное, взволнованное), на втором рисование лодочки с парусом. | -Рисование лодочки в самост.изобр.деят. | ||
6. Тема: «Мой папа». | Цель: Учить детей рисовать погрудный портрет, соблюдая пропорции в расположении черт лица, правильная их прорисовка. Добавление изобр. характерными особ.внешнего вида- борода,усы. | - Рассматривание фотографий родителей. | ||
Знакомство с искусством. | 1.Тема: «Жанр живописи портрет». | Цель: Дать знания что такое портрет, кто его главный герой, какие выразительные средства в нём используются (цвет, линия, форма, композиция). | - Выставка портретов родителей. | |
2. Тема: « Символизм натюрморта». | Цель: Закрепление интереса детей к миру вещей и натюрморту, как способу фиксации их тихой жизни. Рассматривание натюрмортов с сюжетной линией. | - Дид. игра «Составь натюрморт». - Задание для свободного рисования: « Нарисуй свой натюрморт». | ||
3 Квартал Март. Рисование | 1. Тема: « Весна». | Цель: Закрепление умения рисовать весеннее дерево. | -Рассматривание пейзажей с изображением весны. | |
2. Тема: « Цветы для мамы» ( 2 зан.) | Цель: На первом зан. украшения силуэта вазы декоративным узором. На втором обучение детей рисованию цветов- тюльпанов, стараясь точно передать особенности их внешнего вида. | -Дид.игра «Найди цветок по названию», «Найди такой же цветок». -Дид.игра «Составь узор на квадрате, треугольнике». | ||
3. Тема: « Аквариум» (2 зан.) | Цель: На первом занятии рисование фона воды, добавление композиции песком, камушками, водорослями. На втором занятии рисование рыб разным способом. | -Дид.игра « Собери аквариум»(из деталей). -Рисование рыбки в самост.изобр.деят. по образцу. | ||
4. Тема: « Кораблик» (2 занятия). | Цель: На фоне изображающем море с волнами дети рисуют кораблик с парусом. | -Рассматривание караблей на картинках и репродукциях. | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: «Каргопольская игрушка» | Цель: Знакомство детей со своеобразием и юмором каргопольской игрушки. Выявление отличит.особенностей внешнего вида: небрежность в лепке, несложный рисунок, цвет. | - Организация выставки каргопольской игрушки. | |
2. Тема: « Весенний пейзаж». | Цель: Рассматривание репродукций с изображением весны, выявление особенностей колорита цвета в период ранней весны и поздней. | - Выставка репродукций с весенними пейзажами. -Наблюдение за состоянием природы во время прогулки. | ||
Апрель. Рисование. | 1. Тема: « Каргопольская игрушка». | Цель: Обучение рисованию элементов каргопольской игрушки на силуэтах игрушек. | - В уголке самост.изо.деят. поставить ширму с изображением каргопольских игрушек, таблицей с элементами росписи, подобрать трафареты игрушек. | |
2. Тема: «Божья коровка». | Цель: Изображение жучка исп. округлые формообразующие движения, прорисовка деталей. Дополнение композиции фоном. | -Рисование божьей коровки с отстающими детьми в совместной деятельности. -Рассматривание насекомых. -Лепка, тема «Божья коровка». | ||
3. Тема: « Цыплята гуляют в траве». | Цель: Закрепление умений рисовать птичку исп. округлые формообр. движ. | -Дид.игра «Составь цыплёнка из деталей». -Нарисуй цыплёнка. | ||
4. Тема: «Одуванчики- цветы, словно солнышко желты». | Цель: Закрепление навыка проводить вертикальные линии- стебель и изобр. головку цветка пятном с расположенными в разные стороны лепестками. | -Наблюдение за первоцветами на прогулке. -Дид.игра «Первоцветы»(найди такой же, как называется). | ||
5. Тема: « Мы построили скворечник – дом весёлого скворца». | Цель: Закрепление умения изображать прямоугольные формы и птичку в полёте или расположенную боком. | -Рисование птицы в индивид.изобр.деят., пользуясь образцом воспитателя. | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: «Матрёшка». | Цель: Знакомство детей с деревянной народной игрушкой-Матрёшкой. Игра с ней. | -Проведение игры с матрёшками. -Раскрашивание силуэтов матрёшек узорами. | |
2. Тема: «Ритм в окружающей среде». | Цель: Показать детям, что всё окружающее нас несёт в себе ритм: музыка, стихи, предметы. Дид. игра « Море для золотой рыбки». | - Дид. игра « Расставь предметы прослушая ритм». | ||
3. Тема: « Пространство вокруг нас и на картине». | Цель: Показать детям особенности видения пространства вокруг нас, закрепление понимания линии горизонта, перспективы, удалённости на картине. Дид. игра «Далеко - близко». | - Дид. игра « Расположи правильно предметы». | ||
Май. Рисование. | 1. Тема: «Бабочка». | Цель: Закрепление навыка изображения овальных форм разных размеров при создании крыльев у бабочки. | -Рисование бабочки индивидуально с отстающими детьми. -Закрепление знаний о бабочках, рассматривание фотографий с изобр.бабочек. | |
2. Тема: « Ваза с цветами». | Цель: Изображение несложного узора на фоне вазы, чередуя прямые и волнистые линии с примакиванием в разных направлениях. Рисование равных цветов используя примакивание, прорисовку . | -Дид.игра «Собери букет», «Составь узор на вазе». | ||
3. Тема: «Цветущая весна». | Цель: Рисование цветущей веточки яблоньки. Закрепление умения изображения извилистых веточек, овальных листиков, цветов используя способ примакивания. | -Рассматривание репродукций с весенними пейзажами. -Дид.игра «Какое это дерево». | ||
4. Тема: « Черепашка». | Цель: Учить детей изображать черепашку, отработка навыка рисования дуг, пересекающихся линий. | -Штриховка изображения черепашки. | ||
5. Тема: «Легковая машина» | Цель: Учить детей рисовать легковую машину используя прямоугольные формы прзных размеров, добавление изображения характерными деталями. | -Проведение подвижной игры «Поезд». -Закрепление знаний детей о транспорте. | ||
6. Тема: « Посуда для гостей». | Цель: Обучение детей рисованию узора на силуэтах посуды, выбрать правильное расположение – по краям, по середине. Самостоятельное рисование узора используя навыки рис.декор.узора. | - В уголке самост.изо.деят. силуэты посуды для раскрешивания. - Картинки с изобр.посуды. | ||
Знакомство с искусством. | 1. Тема: «Нарадная игрушка». | Цель: Закрепление знаний детей о народных игрушках, с которыми они познакомились за год. Чем они отличаются, из чего сделаны, какого цвета и т.д. | - Выставка народных игрушек. | |
2. Тема: «Что ты видишь на картине?» | Цель: Закрепление знаний о разнообразии жанров в живописи, чем они отличаются – кто главный герой, как его изобр. художник и т. д. | - Выставка репродукций с картинами разных жанров. |
Учебно-тематический план
Старший дошкольный возраст (2 год обучения)
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечания | |||
Всего | Теоретических часов | Практических часов | ||||
1 | Знакомство с пейзажной живописью | 19 | 4 | 15 | ||
2 | Знакомство с жанром живописи «Натюрморт». | 11 | 3 | 8 | ||
3 | Ознакомление с портретной живописью | 7 | 1 | 6 | ||
4 | Знакомство с анималистическим жанром | 7 | 1 | 6 | ||
5 | Ознакомление с изобразительным искусством (обобщающие занятия) | 2 | 2 | |||
6 | Ознакомление с народными промыслами | 14 | 4 | 10 | ||
7 | Сказочные образы в произведениях искусства | 4 | 1 | 3 | ||
Итого часов: | В неделю | 2 | ||||
В год | 16 | 48 |
Количество часов | |
В неделю | В год |
2 | 64 |
Содержание программы «Умелые ручки»
Старший дошкольный возраст (2год обучения)
Месяц/ Тип занятия | Тема занятия | Цель занятия | Материалы для занятия |
1 Квартал. Октябрь. | «ПУТЕШЕ-СТВИЕ В МИР ИССКУСТВА» | Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях; вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом. | Репродукции с изображениями разных жанров живописи, скульптуры, книги со стихами, песнями; иллюстрированные книги, журналы. |
«ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА» | Учить передавать форму грозди винограда в рисунке или аппликации без показа способов изображения; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло-зеленый или фиолетовый); закрепить способы рисования округлых форм. | У преподавателя предметные картинки с изображением грозди рябины и грозди винограда и репродукции картин К.Брюллова «Девушка, собирающая виноград» и Мурильо «Мальчики с дыней и виноградом». У детей акварельные краски. | |
«ЧТО СОЗРЕЛО В САДУ» | Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по всему листу бумаги); развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка); продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом: в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом. | У преподавателя предметные картинки с изображениями фруктов: яблока, груши, сливы, вишни, апельсина, лимона, банана, граната, винограда; пособие с разной композицией расположения овощей. У детей листы бумаги в виде круга диаметром 16—18 см, коробки с цветными карандашами 12—18 цветов. | |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ | Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета. | Пять-шесть натюрмортов художника Обручевой из книги «Красный мак, алый мак». П.Кончаловский. Поднос и овощи. А.Куприн. Натюрморт с овощами и корзиной. | |
«ОСЕННИЙ ( 2 ЗАНЯТИЯ) | Учить детей делать постановку натюрморта, делать карандашный набросок изображения с учётом реального расположения предметов композиции, учитывая принцип заслоняемости. Раскрашивание эскиза акварелью, использование палитры, изображение теней. | Мольберт, разные драпировки, предметы посуды, корзинки, муляжи овощей и фруктов. | |
«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО» | Учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; учить передавать в рисунке строение дерева — соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка. | У преподавателя рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; краски гуашь и мягкая кис- точка; два детских сюжетных рисунка (деревья) ребенка из средней группы и подготовительной к школе. У детей краски гуашь и мягкие кисти. | |
«ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ В ПРОИЗВЕДЕ НИЯХ ХУДОЖНИКОВ » | Закрепление умения детей рассматривать произведения изобразительного исскуства; с помощью подводящих вопросов руководителя учиться понимать замысел автора; закрепление знаний построения композиции (линия горизонта, передний и задний план, законы перспективы) | Слайды и репродукции с изображением осенних пейзажей: И.С.Остроухова «Золотая осень» И.И.Левитан «Золотая осень» | |
Ноябрь. | «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»(2 ЗАНЯТИЯ) | Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; учить передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток). | У воспитателя фланелеграф, силуэтные изображения деревьев и кустов; мел или фломастер для показа изображения куста. У детей краски гуашь, мягкие кисточки. |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК | Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. | У преподавателя изображения различных дымковских игрушек; слайд-фильм об изготовлении дымки. | |
«ДЫМКОВСКИЙ КОНЬ» | Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом). | У воспитателя одна-две фигурки дымковских коней и три образца с вариантами узоров. Силуэт коня из плотной белой бумаги для частичного показа способов изображения. У детей силуэты коней, вырезанные из плотной белой бумаги, краски гуашь и мягкие кисточки. (Для рисования точек можно использовать фломастеры.) | |
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ В ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ | Продолжать учить детей украшать дымковским узором жилетных, ввести в узор новый элемент — кольцо; закрепить навыки построения композиции узора для украшения животных (расположение узора вертикальными рядами); закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи. | У преподавателя изображения дымковских животных и их силуэты но без узора, таблица с элементами узоров. У детей силуэты животных (на выбор); краски гуашь, мягкие кисточки, фломастеры. | |
«ЧЕБУРАШКА» (рисование с натуры) | Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела головы и другие характерные особенности с натуры. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без пробегов). | Простой графитный карандаш, лист белой бумаги, по форме близкий к квадрату, цветные карандаши. | |
«ДЕВОЧКА В НАРЯДНОМ ПЛАТЬЕ» | Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно. Продолжать учить рисовать крупно во весь лист. Закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | Простой графический карандаш, акварель, альбомный лист. | |
«ТРИ МЕДВЕДЯ ГУЛЯЮТ» | Учить детей создавать в рисунке образы сказок. Учить передавать форму частей, их, относительную величину, строение и соотношение по величине трех фигур. Закреплять приемы рисования гуашью. | Краски гуашь, лист зелёной бумаги, фигуры медведей для фланелеграфа. | |
2 Квартал. Декабрь. | «АВТОБУС С ДЕТЬМИ ЕДЕТ ПО УЛИЦЕ» | Учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш, восковой мелок для получения оттенков цвета. | Простой графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, альбомный лист. |
РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ — КОЛЕЦ В СОЧЕТАНИИ С КРУГАМИ, ТОЧКАМИ, ШТРИХАМИ | Учить детей сочетать в узоре крупный элемент — кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами; помочь осмыслить, что разнообразия узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупного; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе, находить яркие краски для рисования колец. | У воспитателя четыре-пять дымковских игрушек или их изображений, в росписи которых встречаются кольца в сочетании с точками, кружками, штрихами; листы бумаги, разделенные на три и две вертикальные полоски с нарисованными яркими красками кольцами. У детей листы бумаги, разделенные на три вертикальные полоски, краски гуашь, мягкие кисточки, фломастеры или черные карандаши. | |
РАССМАТРИВАНИЕ ДЫМКОВСКИХ КУКОЛ. РИСОВАНИЕ. «ТКАНЬ НА ЮБКУ ДЫМКОВСКОЙ КУКЛЕ» | Формировать умения различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь, замечать различия в одежде, в характерных деталях; познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др. | У воспитателя три вида дымковских кукол: водоноска, няня, барыня. У детей открытки с изображениями дымковских кукол, силуэты фартуков из бумаги, гуашь. | |
«ЕЛИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ» | Учить, располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Учить создавать в рисунке поэтический образ. Развивать эстетическое восприятие, воображение. | Бумага серая или голубая. Гуашь и акварель. | |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ПОРТРЕТОВ | Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все работает на раскрытие образа человека. | Репродукции портретов: «Стрекоза» И.Репина, «Мика Морозов» В.Серова, «Портрет скульптора Мухиной» и «Портрет хирурга Юдина» Н.Нестерова, портрет художника А.Шилова «Пастух», автопортрет Лактионова, портрет А.С.Пушкина (любого художника). | |
«ПОРТРЕТ МОЕГО ДРУГА» ИЛИ «АВТО-ПОРТРЕТ» | Учить детей рисовать погрудный портрет, тщательно прорисовывая части лица, особенности внешнего вида (причёску, форму носа, губ и др.) | У преподавателя таблицы с вариантами рисования губ, глаз, носа, причёски. Репродукции и фотографии с портретами. У детей альбомный лист, простой карандаш, резинка, восковые мелки, акварель. | |
«В ГОРОДЕ ПОСТРОЕНЫ РАЗНЫЕ ДОМА» | Учить детей передавать разнообразие городских домов: высоких и узких, более низких и длинных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками и акварельными красками. | Цветные восковые мелки, акварель, альбомный лист бумаги. | |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ-НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ (Филимоновские, Каргопольские, Дымковские) | Закрепление знаний детей о разнообразии народных игрушек, отличительных особенностях их внешнего вида, росписи. Учить их узнавать и описывать. | Подбор оригиналов, фотографий и репродукций народных игрушек. Картинки с фрагментами росписи. | |
Январь. | «НАША НАРЯДНАЯ ЁЛКА» | Учить перервать впечатления от новогоднего праздника. Создавать в рисунке образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (чувство ритма, чувство цвета) | Гуашь, лист бумаги белого цвета или любого мягкого тона. |
«СНЕГУРОЧКА ВОЗЛЕ ЕЛКИ» | Учить передавать сказочный образ Снегурочки через ее наряд: длинную шубку со снежными узорами с меховой отделкой; подбирать холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый или сиреневый для изображения одежды; упражнять детей в использовании разного нажима карандаша: легкого для равномерного закрашивания шубки, сильного для рисования контура, деталей, узоров; учить рисовать хвою елки неотрывными наклонными штрихами; учить изображать мех штрихами. | У воспитателя несколько иллюстраций с изображением Снегурочки; неполные изображения Снегурочки и елки, нарисованные мелом на доске или цветными карандашами на листе бумаги. У детей цветные карандаши, среди которых голубые, синие, фиолетовые, сиреневые; листы бумага, близкие по форме к квадрату. | |
«СНЕЖИНКА» | Учить рисовать узор на форме розетты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение. | Гуашь белая, бумага тёмная в форме розетты. | |
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ | Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания). | Городецкие изделия и их изображения; элементы городецкой росписи: бутоны, цветы двух-трех видов (купавки, розаны), листья, подклеенные с обратной стороны фланелью; дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские глиняные игрушки (по 2—3 шт.). | |
«УЗОР НА ПОЛОСЕ ИЗ БУТОНОВ И ЛИСТЬЕВ» | Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим; упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов. | У воспитателя образец узора на темно-желтом удлиненном прямоугольнике, лист бумаги с тремя нарисованными кругами розового или голубого цвета для частичного показа приемов изображения; силуэты двух бумажных платьев, вешалки для полотенец, стула. У детей темно-желтый прямоугольник (18x5 см — 20x5 см), краски гуашь: зеленая, белая, синяя, красная (одним детям дают белую и красную краску, другим белую и синюю), мягкие кисточки. | |
«УЗОРЫ НА КУХОННЫХ ДОСКАХ» | Расширять представления детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками. | У воспитателя три-четыре образца — доски с разной композицией узоров и таблица с элементами городецкого узора. У детей силуэты досок темно-желтого цвета, вырезанные из альбомных листов, краски гуашь, мягкие кисточки. | |
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСЬЮ- «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к родной природе, понимать, как художник передает красоту зимы. Воспринимать оттенки белого цвета в зависимости от того, что художник изображает. | Репродукции картин И. Шишкина «Зима», Л. Бродской «Зимнее утро», А.Куинджи «Пятна лунного света». | |
«ЗИМА В ГОРОДЕ» | Учить детей передавать в рисунке картину зимнего города. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки и гуашь-белила. Разливать образное восприятие. | Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) размером с альбомный, лист, цветные восковые мелки, гуашь-белила. | |
Февраль. | «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ» | Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие. | Бумага серая или другого светлого тона, гуашь иди акварель. Стихотворение «Птица, птица красная» |
ХУДОЖНИКИ АНИМАЛИСТЫ «УСАТЫЙ ПОЛО САТЫЙ» | Закрепить знания детей о анималистическом жанре.Учить детей передавит в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. | Гуашь или цветные восковые мелки, бумага размером в альбомный лист. | |
«ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД» | Учить детей рисовать самолёты и воздушные шары, летящие в голубом небе. Создание правильной композиции, где все объекты удачно расположены. | Затонированные заранее фоны с изображением голубого неба, гуашевые краски, фломастеры. | |
«ПОРТРЕТ МОЕГО ПАПЫ» | Учить рисовать портрет мужчины во весь рост, передача индивидуальных особенностей внешнего вида. Отработка навыка работы с цветными карандашами, навыка штриховки. | У преподавателя репродукции и фотографии с портретами мужчин, или пап. У детей альбомный лист, графический карандаш, резинка, цветные карандаши. | |
«ДЕТИ ГУЛЯЮТ ЗИМОЙ НА УЧАСТКЕ» | Учить детей изображать несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании акварельными красками. | У преподавателя репродукции с изображением зимних пейзажей. У детей лист белой бумаги, акварельные краски. | |
«ГОРОДЕЦКАЯ ПТИЦА» | Учить рисовать декоративную птицу, украшать её характерными элементами. Добавление композиции травами, цветами. | У преподавателя схемы с элементами городецкой росписи. У детей фоны изображающие посуду затонированные в охристый цвет. | |
ЗНАКОМСТВО С ИССКУСТВОМ-ЦВЕТОЧНЫЕ НАТЮРМОРТЫ | Знакомство детей с символизмом и образностью цветочного натюрморта. Донесение до детей замысла художника с помощью наводящих вопросов преподавателя. | Слайды: М.Герасимов. Розы. Т.Хруцкий. Цветы и плоды. С.Сарьян. Ереванские цветы. | |
НАТЮРМОРТ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ» | Обучение детей рисованию с натуры композиции из вазы, яблока, цветов (розы), двух драпировок. Развивать умение более точно передавать пропорции объектов, учитывать принцип заслоняемости. | У преподавателя предметы для постановки натюрморта, схема последовательности рисования розы. У детей восковые мелки, акварель, палитра, альбомный лист. | |
3 Квартал. Март. | «ПОРТРЕТ МОЕЙ МАМЫ» | Учить рисовать женскую фигуру во весь рост, одетую в нарядное платье, передача индивидуальных особенностей внешнего вида мамы, дополнение композиции различными предметами необходимыми для завершения образа. | У преподавателя схема изображения фигуры женщины, таблицы с вариантами изображения: глаз, губ, носа. У детей простой карандаш, резинка, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомный лист. |
«ДОМИКИ ТРЁХ ПОРОСЯТ» | Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности предмета, используя разные технические средства (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение хорошо располагать изображения на листе. | Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, лист белой бумаги. | |
«НАШ АКВАРИУМ» (2 ЗАНЯТИЯ) | Учить детей создавать красивый фон для работы методом рисования по мокрому листу. Создание композиции аквариума из песка, камушек. Ракушек, рыбок и водорослей. | У воспитателя: рассматривание настоящего аквариума. У детей альбомный лист, акварель, гуашь, фломастеры. | |
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСЬЮ- «СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕ- НИЯХ ИССКУСТВА» | Дать представление детям о том, что многие художники обращались в своём творчестве к сказочным, былинным темам. Учить детей с помощью наводящих вопросов понимать замысел автора, анализировать художественные средства выразительности (линия, форма, цвет, фактура), с помощью которых художник добивается яркого, выразительного образа. | Слайды: В.М.Васнецов. Богатыри. Алёнушка. М.А.Врубель. Царевна лебедь. Богатырь. | |
«ИГРУШКА ЗЕБРА» | Учить рисовать с натуры игрушку, точно передавая форму тела, его частей, их величину и расположение по отношению друг к другу. Закреплять навык рисования предмета легкой слитной линией (графитным карандашом), аккуратно раскрашивать рисунок, накладывая штрихи в одном направлении, в пределах контура, не нажимая на карандаш слишком сильно. | Игрушка-зебра, простой карандаш, резинка, лист белой бумаги. | |
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОИПСЬЮ- ХУДОЖНИК И.И.ШИШКИН | Знакомство детей с творчеством великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, особенностями творческой манеры изображения объектов. Учить с помощью подводящих вопросов преподавателя раскрывать замысел художника. | Репродукция картины И.Репина «Портрет И.И.Шишкина». Слайды с изображением картин И.И.Шишкина «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень». | |
«МАШИНЫ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ» | Учить детей создавать в рисунке развёрнутую композицию из легковых машин, едущих по дороге, домов, людей и деревьев на обочине дороги. Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, точнее передавать пропорции и характерные детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков восковыми мелками и акварелью. | У преподавателя схемы рисования легковых машин. У детей листы белой бумаги, восковые мелки, акварель. | |
Апрель. | «КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЖИВУТ В ЖАРКИХ СТРАНАХ?» (2 ЗАНЯТИЯ) | На первом занятии создание фона изображающего экзотический пейзаж жарких стран. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности животных жарких стран, создавать небольшой сюжет. | У преподавателя иллюстрации и фотографии с изображением животных жарких стран. Бумага альбомного формата, цветные мелки, краски (гуашь, акварель), кисти, вода. |
ЗНАКОМСТВО С ИССКУСТВОМ – « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» | Познакомить детей с хохломской посудой, особенностью её изготовления, элементами росписи. | Оригиналы хохломской посуды, слайды с изображением посуды, схема с элементами росписи. | |
«ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ» | Учить детей рисовать травный узор хохломской росписи на форме чаши, развитие умения делать завитки в разных направлениях и разной длинны. | У преподавателя хохломская посуда, таблица с травными элементами. У детей силуэты чаш вырезанные из бумаги и тонированные под цвет дерева. Гуашь | |
«ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» | Учить детей использовать в декорировании тарелочки новых элементов хохломской росписи, как цветы, ягоды. Добавление в композицию травного узора. | У преподавателя хохломская посуда, таблицы с элементами хохломской росписи. У детей силуэты в форме тарелочки, тонированные в черный, жёлтый или красный цвет. | |
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСЬЮ: «ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ» | Закрепление знаний детей о пейзаже, как жанре живописи. Развитие умения рассматривать, анализировать, делать выводы при знакомстве с пейзажами. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. К. САВРАСОВА «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» | Репродукции: А.К.Саврасов «Грачи прилетели». | |
«ПРИШЛА ВЕСНА ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ» | Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие. | Цветные восковые мелки, акварель, гуашь. Репродукция картины А.К.Саврасова. Грачи прилетели. | |
«ВЕСЕННИЕ ВЕТКИ» | Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей разводить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и краскам. | Две простые ветки или одна с ответвлением, акварель или гуашь (для вербы). | |
Май. | «САЛЮТ НАД ГОРОДОМ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПОБЕДЫ» | Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или Петропавловскую крепость, а вверху салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков. | Бумага темно-серая или синяя, гуашь, палитры. |
«БУКЕТ НАРЦИССОВ» | Учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев. Красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетическое восприятие. Учить оценивать рисунки, сопоставляя их с натурой. | Цветы. Светло-серая или светло-зелёная бумага размером с альбомный лист, гуашь. | |
«НАРИСУЙ, КАКОЙ ХОЧЕШ УЗОР» | Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (дымковской, городецкой, хохломской), передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать творчество, эстетические чувства, | Бумага белого цвета, охристого в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра. | |
«ЦВЕТУТ САДЫ» | Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. | Лист бумаги чуть больше альбомного, акварель, гуашь. | |
ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК» | Развивать у детей умение выбирать эпизод сказки, передавать основные персонажи, их характерные особенности, овладевать умениями пользоваться краской. | У преподавателя иллюстрации к сказке «Колобок» разных художников. Бумага альбомного формата, краски, кисти. | |
«БАБОЧКА» | Учить детей приёмам монотипного рисования. Закреплять умения рисовать бабочку с более нестандартными формами крыльев (зубчатые кончики), сохраняя отличие пропорций передних и задних. | У преподавателя фотографии с изображением разных бабочек. У детей альбомный лист, гуашь. | |
«ЖУКИ» | Учить детей рисовать жуков, стараясь передать отличительные особенности внешнего вида некоторых из них, а также передавая общие особенности внешнего вида. | У преподавателя фотографии с изображением разных жуков. У детей простой карандаш, резинка, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. | |
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСЬЮ- «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ» | Закрепление знаний детей о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистка. Выделение отличительных признаков, что является героем изображения. | Зрительный ряд слайдов относящихся к разным жанрам живописи. |
9. Ожuдаемые (прогнозируемые) результаты
- В результате занятий по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства дети научаться анализировать содержание картины, скульптуры, которое хотел передать автор, смогут с точки зрения средств выразительности сделать описательный рассказ.
- В ходе занятий по изобразительной деятельности овладеют навыками рисования животных, транспорта, человека, пейзажа, натюрморта, портрета, узоры разнообразных народных промыслов.
- Научатся пользоваться разнообразными изобразительными материалами и инструментами.
10. Критерии и формы оценки качества знаний.
Два раза в год проводятся контрольные занятия, в ходе которых анализируется творческая активность детей, их самостоятельность, умение пользоваться материалами, владение навыками изображения разнообразных форм, объектов, соблюдение пропорций, знание и соблюдение законов перспективы и многое другое. Производится анализ детских работ. После чего заполняется диагностическая карта и делаются выводы об уровне развития детей подгрупп.
На занятиях по ознакомлению с изобразительным искусством анализируется умение детей давать описательную характеристику произведению, использовать для этого развёрнутые предложения, сравнения, рассуждения.
11. Материальное обеспечение программы.
Для проведения занятий по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства на занятиях используется:
- диапроектор;
- экран для диапроектора;
- мольберт;
- магнитофон.
12. Методическое обеспечение программы:
- схемы, таблицы последовательности изображения животных, человека, транспорта, деревьев и др.;
- дидактические картинки по разным лексическим темам;
- дидактические игры для закрепления знаний детей полученных на занятиях;
- наглядные пособия по декоративно - прикладному искусству;
- слайды и репродукции с изображением произведений изобразительного искусства.
13.Литература
Список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам)
1. Абель И. Рассказы о народных промыслах // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С.102-104.
2. Абрамова Г.И. Эстетическое воспитание детей средствами художественных картин // К вопросу о детском воспитании. - Ростов-на-Дону, 1969. - С.61-72.
3. Азовская Л. О дымковских игрушках // Дошкольное воспитание. - 1966. - № 10. - С.113-114.
4. Алексахин Н. Гжельская роспись: кружковая работа // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.31-35.
5. Антонова А.В. Формирование художественной культуры детей дошкольного возраста средствами искусства // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сборник научных статей. - Шадринск, 1996. - С.173-177.
6.Беляева Е.Б. Приемы обучения рисованию растений в старших группах детского сада // Рисование, лепка и аппликация в детском саду: Педагогические чтения / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: АПН РСФСР Институт художественного воспитания, 1955. - С.35-52.
7. Богатеева З. Народное изобразительное творчество и его использование в работе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1975. - №.5. - С.108-110.
8. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975.
9. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
10. Бочарова З. Хочу рисовать // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 9. - С.78-82.
11. Брофман В. Что может цвет (о рисовании дошкольников) // Семья и школа. - 1996. - № 3. - С.20-22.
12. Варламова Е. Народное прикладное искусство в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 11. - С.86-90.
13. Верхотурцева О.Н., Гайдамак А.Н. Воздействие искусства как формы общения на развивающуюся личность // Актуальные вопросы развития личности: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Разуваева. - Шадринск: ШГПИ, 1995. - С.133-141.
14. Виниченко В.В. Юные художники: Методы приобщения детей к художественной культуре в детском саду // Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. – СПб, 1996. – С. 39-48.
15. Виноградова Е.В. Ознакомление с анималистическим жанром детей дошкольного возраста как средство воспитания гуманистического отношения к животным // Научный поиск в педагогике. - Волгоград, 1994. - С.218-220.
16. Герасимова Р. Влияние искусства на развитие изобразительной деятельности детей // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 5. - С.17-19.
17. Горынина Н. Рисуйте, что хотите: Нетрадиционные способы рисования // Обруч. - 1999. - № 6. - С.36-37.
18. Калинина О. Знакомство школьников с творчеством И.И. Шишкина // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С.27-29.
19. Коротких С. Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического и художественного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9. - С.69-71.
20. Курочкина Н.А. Восприятие детьми дошкольного возраста произведений живописи // Развитие и воспитание дошкольника: Межвузовский сборник научных трудов. / Отв. ред. В.И. Логинова. - СПб.: Образование, 1993. - С.25-34.
21. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1996. - 110с.
22. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.И. Бабаева. - СПб.: Акцидент, 1996. - С.70-85.
23. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 190с.
24. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
25. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
26. Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 1. - С.66-69.
27. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 3. - С.76-80.
28. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 6. - С.64-67.
29. Лебедева Н. Рассказы о художниках // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 1. - С.28-30 (К.Ф. Юон); № 2. - С.18-21 (И.И. Левитан); № 5/6. - С.8-9 (И.И. Шишкин).
31. Мурзаев В. Рассматривание картин как учебно-воспитательное средство // Педагогический листок. - Ноябрь-декабрь. - 1912.
32. Мурзаев В. О рассматривании картины в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1915. - № 1. - С.5-16.
33. Мурзаев В. Как рассматривать картины в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1915. - № 3. - С.177-188.
34. Овчинникова С. Художник-сказочник (О Ю. Васнецове) // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 6. - С.55-62.
Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы
1. Вершинина Н.А. Каждый ребенок – творец // Они пойдут в школу / Под ред. В.Г. Маралова. - Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1987. - С.69-74.
2. Горынина Н. Рисуйте, что хотите: Нетрадиционные способы рисования // Обруч. - 1999. - № 6. - С.36-37.
3. Грек Р.А. Рисую штрихом. - Минск: Скорына, 1992. - 40с.
4. Денисова Т.Л. От игры к изображению: Учебное пособие. – Тольятти: ТФ СГПУ, 1996. – 102с.
5. Дьяченко Н.Т. Учись рисовать. Альбом по рисованию в детском саду. - Киев: Рад. школа, 1987. - 63с.
6. Евдокимова М.М.Учимся рисовать карандашами. Рабочая тетрадь.
7. Жукова А. Помогите смешным рисунком: Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1966. - 100с.
8. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 190с.
9. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
10. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. - СПб.: Детство-пресс, 2000.
14. Приложения к программе:
- конспекты занятий;
- памятки для родителей.
Приложение №1
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как смотреть произведение изобразительного искусства
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Приобщайте ваших детей — сыновей и дочерей, внуков и внучек — к прекрасному. Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени.
Помните!
К восприятию искусства ребенка надо готовить:
- с помощью вопроса («Хотел бы ты узнать, как об этом рассказал художник?»);
- своим рассказом о понравившейся репродукции;
- предложением отобрать для подарка красивую репродукцию.
Учить ребенка внимательно всматриваться в произведение
Сообщить название произведения и фамилию художника.
Рассмотреть все, что изображено на картине.
Определить, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник.
Обобщить, о чем картина.
Предложить детям посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своем отношении к этому произведению.
Учить ребенка задавать вопросы о картине
Что бы ты еще хотел узнать об этом произведении?
Кто (папа, мама,, ребенок) придумает самый интересный вопрос о картине?
Если бы ты показал это произведение товарищу, о чем бы ты его спросил?
Учить ребенка говорить о произведениях искусства эмоционально, подбирая образные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса
Обязательно рассказать детям, почему понравилась именно эта картина, что вспомнилось, о чем мечталось, когда смотрел на нее.
Создавать у ребенка желание продолжать ознакомление с живописью:
«В следующий раз мы посмотрим, как об этом рассказал другой художник»;
«В других альбомах, у других художников можно найти изображение труда колхозников, людей, выращивающих хлеб» (см. цветную вклейку);
«Пригласи в следующий раз своего друга посмотреть с нами репродукции художников».
Дорогие родители!
Успехов вам в приобщении вашего ребенка к миру красоты и добра!
Приложение № 2
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Приложение № 3
Конспект занятия по ознакомлению детей с живописью
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Тема: ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ В ПРОИЗВЕДЕ
НИЯХ ХУДОЖНИКОВ
РАССМАТРИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН ХУДОЖНИКОВ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» и И. С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Программное содержание.
1. Формировать представления детей о пейзажном живописи.
2. Учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения, использования выразительных средств, в содержании.
3. Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.
4. Закреплять умение сопоставлять спои наблюдения и изображение на картине.
5. Воспитывать любовь к осенним и явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Предварительная работа.
- Экскурсия в парк осенью.
- Беседа об осени.
- Чтение произведений: И. Соколов-Микитов. «Листопадничек», А. Твардот кий. «Лес осенью», А. Н. Майков. «Осень» (отрывок).
- Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстрации с изображением осеннего пейзажа.
- Пение песен.
- Загадывание загадок.
- Рисование на тему «Осенний пейзаж».
Методические приемы.
Кратко рассказать детям о художнике-пейзажисте И. С. Остроухове. Показать его картину «Золотая осень».
Вопросы: «Как вы думаете, какой период осени изобразил художник:' Можно ли сказать, в каком месяце была написана эта картина? Почему вы так думаете? Где побывал художник, чтобы изобразить эту картину? Почему художнику захотелось нарисовать именно это место? Какое состояние осенней природы отразил художник? Что еще говорит о покое и тишине? Какие краски использовал художник для своего рисунка? Каких красок больше? Как бы вы назвали картину?»
Предложить детям рассмотреть картину художника И. И Левитана «Золо тая осень». Сравнить две картины.
Вопросы: «Какой период осени изобразил Левитан на этой картине? Одинаковые ли краски использовали оба художника? Можно ли определи! к в картинах, какое время дня изобразили художники? Как вы это определили? Одинаково ли изображено состояние природы? Как отразили художники в своих картинах состояние природы? В каком из двух уголков природы, изображенных этими художниками, вы хотели бы побывать? Почему? Какое музыкальное произведение напоминает вам эти места, время осени?»
Целесообразно прослушать произведение П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».
Предложить детям внимательно посмотреть на картины и подумать, какое
стихотворение хорошо передает содержание картин.
Спросить детей, что они могут сказать об осени, осенних деревьях, небе и т. д., что общего в природе, изображенной на картинах, и той, что они наблюдали на прогулке и экскурсии.
Выяснить у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если были бы художниками. Как его изобразили бы, какими красками?
Заключительное слово воспитателя: чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Подчеркнуть, что осень—прекрасная пора, очень красиво сказал о ней поэт. Спросить детей, какие чувства вызвали у них картины об осени.
Конспект занятия по ознакомлению с искусством
Старший дошкольный возраст
РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. К. САВРАСОВА
«ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
Программное содержание.
1. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны.
2. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит).
3. Продолжать развивать связную речь.
4. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
5. Активизировать словарь: грачовник, гнездование, пашня.
Предварительная работа.
- Наблюдение за птицами на улице.
- Рассматривание иллюстраций о весне.
- Чтение стихотворения о весне.
- Проведение словесных упражнений. Придумать предложения со словами: грачи, грачовник, гнездование, пашня.
Методические приемы. Постановка цели занятия: «Сегодня мы будем рассматривать картину Саврасова. Как называется она, я пока не скажу. Попробуем догадаться».
Показ картины.
Рассказ педагога: «Перед вами картина Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белостволые березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.
На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, побуревшие от залежалого снега.
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда
пруд, на зернистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.
Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.
Картина очень жизненна и свежа, что кажется написанной непосредственно с натуры, хотя художник писал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К- Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».
Вопросы: «Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что изображено в центре картины? Где сидят грачи? О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев? Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? Где стоят березы? Опишите их, какие они. Какими красками написал художник картину? Что написано голубым цветом? серым? коричневым? Что самое яркое в картине? Какое настроение передает художник? Как художнику удалось это показать? А как художнику удалось передать движение в картине? О чем эта картина? Как бы вы назвали эту картину?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет
Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» (для детей 4-5лет)
Способность к творчеству-отличительна черта человека,благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....
Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"
Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) 4-5 лет
Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Сильные, смелые, ловкие, умелые!» (общая физическая подготовка с элементами единоборств) является объединение эффективной ...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Умелые ручки"
Программа предназначена для детей 5-7 лет....
Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………&hel...
Программа дополнительного образования по лечебно-профилактической деятельности «Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста»
Методическое пособие содержит рекомендации и практический материал для планирования и организации коррекционно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях. Приведены перспективные...