План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным Отечеством»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Альмяшкина Нурия Маликовна

Благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинального вида продуктивной деятельности.

В этом случае работа дошкольника отли­чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным Отечеством»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача развития самостоятельной творческой деятельности детей.

Творчество – это деятельность, которая порождает что-то новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.

Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, поэтому важно не мешать, ему свободно выражать свои замыслы. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать дошкольника этому. Во-вторых, нужна определенная база - художественно-эстетический опыт, умения и знания.

Задачи развития инициативы и творчества у детей являются актуальными и необходимыми для формирования гармоничной личности. Творчески активный и инициативный ребенок любознателен, доброжелателен, стремится получить новые знания, умеет общаться с окружающими людьми.

Эти социально значимые личностные качества предполагают самостоятельность в постановке целей, в осуществлении деятельности, в достижении результатов этой деятельности. 

Благодаря творчеству активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

Задача педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Я считаю, что активизировать и развить творческие способности детей можно посредством ознакомления с родным Отечеством.

Включение данного содержания в образовательный процесс является результативным и эффективным средством формирования у детей художественных и эстетических представлений об окружающей действительности. В результате развивается эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к своему Отечеству, чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к окружающему социальному и природному миру своей Родины.

Знакомство ребенка с родным Отечеством - историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями - формирует у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином России.

Ведь, яркие впечатления о родной природе, истории родного края и страны, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.        

Новизна и особенность этого направления состоит в том, что благодаря ознакомлению с родным Отечеством у детей накапливаются художественно-эстетические представления и развиваются творческие способности посредством различных видов продуктивной деятельности.

Именно продуктивная деятельность позволяет детям усвоить сложный краеведческий и исторический материал через рисование, аппликацию, ручной труд, тем самым, делая творческий процесс интересным и мотивационным.

Цель данной темы: развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к природе, истории и культуре своего Отечества.

Задачи:

  1. Изучить особенности и специфику развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  2. Создать условия для развития творческих способностей, которые предусматривают организацию развивающей предметно-пространственной среды, разработку методического, дидактического и иллюстративного материала.
  3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования.
  4. Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса.
  5. Провести входную и итоговую диагностику творческого развития воспитанников.
  6. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития у детей творческих способностей в различных видах продуктивной деятельности.

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

«Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Актуальность разработки этого направления обусловлена поиском более эффективных средств педагогического воздействия на развитие творческих способностей детей.

Я считаю, что таким эффективным средством являются нетрадиционные техники рисования.

Благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинального вида продуктивной деятельности.

В этом случае работа дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.

Данные техники формируют у ребенка позицию активного участника, создателя художественных произведений, посредством которых он доступными средствами выражает свой опыт, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.

Педагогическая целесообразность применения нетрадиционных техник рисования заключается в том, что:

- у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- активнее формируются изобразительные навыки и умения;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- развиваются основы художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости;

- развивается позиция активного участника, создателя собственных произведений;

- развиваются творческая активность и самостоятельность.

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладонью, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.  

Развитию творческих способностей способствует интеграция разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации), а также сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Таким образом, организация образовательной деятельности по данной теме позволит мне, как педагогу: 

- создавать условия для развития самостоятельной творческой деятельности воспитанников;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы творческого развития, внедрять инновационные и нетрадиционные техники рисования;

- расширить кругозор каждого ребенка об истории, культуре и традициях родного края и Отечества.

Цель методической темы на 2019-2020 учебный год: знакомство детей 4-5 лет с природой, историей и культурой своей малой родины в процессе нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования у детей знаний и представлений о своей малой родине.
  2. Разработать учебно-методический комплект по ознакомлению детей с природой, историческим прошлым и настоящим родного края посредством нетрадиционных техник рисования.
  3. Развивать интерес к народным традициям и промыслам своего региона.
  4. Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности.
  5. Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник выполнения работ.
  6. Воспитывать у детей основы гражданственности, бережное и созидательное отношение к социальному и природному миру, чувство гордости за свой родной край.
  7. Привлекать родителей к совместному участию в образовательных и досуговых мероприятиях, способствующих ознакомлению с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования.

Предполагаемые результаты:

  1. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
  2. Сформирован интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  3. Сформированы элементарные знания и представления о своей малой родине.
  4. Развит интерес к народным традициям и промыслам своего региона.
  5. Развита способность активно и творчески применять усвоенные способы ИЗО-деятельности на практике.
  6. Имеет представления о культурном наследии, традициях и промысле народов своего края.
  7. Сформированы основы бережного отношения к родному краю и чувство гордости за свою малую Родину.

План по самообразованию

Месяц

Содержание

Сентябрь

Самореализация:

1. Изучить особенности развития творческих способностей детей из программ:

- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012;

- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;

2. Оформление центра изобразительного искусства в группе.

Работа с детьми:

  1. Просмотр презентации о родном крае.
  2. Беседа «Это родина моя Татарстан».
  3. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования. Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».
  4. Тематические занятия  «Рисуем ладошками» «Татарский орнамент», «Деревья в нашем парке» (Приемы: волшебный песочек, печатание листьями, рисование пальчиками, рисование ладошкой, набрызг).

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребенка».
  2. Папка-передвижка «Что такое нетрадиционные техники рисования».

Октябрь

Самореализация:

1. Ознакомиться с методическими пособиями:

- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004;

- «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

2.  Участие во  всероссийских конкурсах творческих работ «Малая родина».

Работа с детьми:

  1. Проведение первоначального диагностического обследования по выявлению уровня развития творческих способностей детей.
  2. Тематические занятия «Осенний натюрморт», «Падают, падают листья», «Татарский головной убор». (Приемы: тычок, технология оттиск, печатание поролоновой губкой).
  3. Игры-тренинги по изобразительной деятельности «Угадай, что получится?», «Что это может быть?».
  4. Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы.
  5. Рассматривание фотоальбомов с растениями родного края, гербария с растениями.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей».

2.  Панорама работ выполненных детьми совместно с родителями «Осенний парк».

Ноябрь

Самореализация:

1. Ознакомиться с методическими пособиями:

- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;

- Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал. № 6, 2008.

2.  Изготовление картотеки пальчиковых игр по методике  Е. Железновой.

Работа с детьми:

  1. Познакомить с техникой рисования манкой (солью, сахаром, крупой).
  2. Тематические занятия «Я любимой мамочке подарю подарок», «Мамочки портрет», «Гроздь рябины» (Приемы: рисование крупами, скатывание бумаги, рисование ватными палочками, восковыми мелками).
  3. Беседа на тему: «За что мы любим наш город».  Просмотр презентации «Мой город Зеленодольск».

Работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Развивающие игры с нетрадиционным материалом».

2.        Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Декабрь

Самореализация:

1. Изучить и применить виды нетрадиционных техник из пособий:

- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006;

2. Составить картотеку с описанием нетрадиционных техник рисования.

Работа с детьми:

1. Тематические занятия «Снег, снег кружиться, белая вся улица», «Снежные истории» (Приемы: техника печатания поролоном, паунтилизм, рисование зубной щеткой, клеем).

2.  Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».

3. Беседа на тему «Народная игрушка».

4. Знакомство с подвижными народными играми.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»
  2. Мастер-класс «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки» для оформления группы.

Январь

Самореализация:

  1. Разработать картотеку творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности.
  2. Изготовление ЛЕПБУКА «Народные промыслы».

Работа с детьми:

  1. Тематические занятия «Северное сияние», «Зимние узоры», (Приемы: пленка, свеча + акварель).
  2. Развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе».
  3. Беседа на тему «Народный фольклор».
  4. Драматизация народной сказки «Рукавичка» с использованием  игрушек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

2. Фотоальбом «Удивительные кляксы» (работы детей).

Февраль

Самореализация:

1.  Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

2. Обновление и пополнение центра изобразительного искусства необходимым материалом.

Работа с детьми:

  1. Тематические занятия «Чашка для папы», «В нашем лесу» (Приемы: монотипия предметная, монотипия пейзажная).
  2. Изготовление поделок с применением нетрадиционных материалов.
  3. Игровая деятельность, подготовить  дидактические игры «Собери по образцу», «Игры на липучках», «Игры на прищепках».
  4. Просмотр презентации «Народное декоративно- прикладное творчество».

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Что такое детский дизайн?».
  2. Буклет «Семейное древо».

Март

Самореализация:

1. Изучить статьи в электронных педагогических журналах:

- Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Научный журнал «Молодой ученый». № 6, июнь 2012.

- Петрова И.А. Нетрадиционные техники рисования // Электронный журнал «Экстернат. РФ».

2.   Выступление на МО «Художественное творчество детей: творим, играем, мастерим».

Работа с детьми:

1. Оформление стенгазеты к 8 марту.

2. Тематические занятия  «Цветы для мамы», «Бусы для любимой бабушки» (Приемы: рисование пальчиками, пластилинография).

 3. Знакомство детей с культурой народов Поволжья (национальный костюм, народные игры, праздники).

4.      Игровые упражнения с трафаретом.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного познавательного материала».
  2. Папка-передвижка ««Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры».

Апрель

Самореализация:

1. Работа с педагогами: Уголок ИЗО, нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

2. Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах.

Работа с детьми:

1.  Оформление стенгазеты «День космонавтики»

2. Тематические занятия «Космос», «Русская матрешка». (Приемы: граттаж- процарапывание).

3.   Беседа «Праздники народов Татарстана».

4.   Просмотр видеороликов о родном крае.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Учимся конструировать вместе с ребенком».

2.       Буклеты для родителей «Рисуем штампами овощей и фруктов».

Май

Самореализация:

1.Изучить статьи в электронных педагогических журналах:

- Гоцульская Е.Ю. Нетрадиционные техники рисования в детском саду // Электронный журнал «Педагог»

-  Козырева М.Н. Применение нетрадиционной техники рисования в работе воспитателей ДОО // Электронный журнал «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». № 2, 2015.

2.   Изучение методик по технологии педагогов в Интернете.

Работа с детьми:

  1. Проведение итогового диагностического обследования по выявлению уровня развития творческих способностей детей.
  2.  Тематические занятия «Праздничный салют», «Этот славный День Победы», (Приемы: рисование с использованием клея ПВА, соли, акварели).
  3. Беседы об известных людях родного края, рассматривание фотографий, иллюстраций с известными людьми.
  4.  Выставка детских работ «Вернисаж».

Работа с родителями:

1.        Консультация для родителей «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2.      Родительское собрание «Итоги работы по ознакомлению детей с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования».

Презентация «Наши достижения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...