План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным Отечеством»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинального вида продуктивной деятельности.
В этом случае работа дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным Отечеством»
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача развития самостоятельной творческой деятельности детей.
Творчество – это деятельность, которая порождает что-то новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, поэтому важно не мешать, ему свободно выражать свои замыслы. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать дошкольника этому. Во-вторых, нужна определенная база - художественно-эстетический опыт, умения и знания.
Задачи развития инициативы и творчества у детей являются актуальными и необходимыми для формирования гармоничной личности. Творчески активный и инициативный ребенок любознателен, доброжелателен, стремится получить новые знания, умеет общаться с окружающими людьми.
Эти социально значимые личностные качества предполагают самостоятельность в постановке целей, в осуществлении деятельности, в достижении результатов этой деятельности.
Благодаря творчеству активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Такой ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
Задача педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Я считаю, что активизировать и развить творческие способности детей можно посредством ознакомления с родным Отечеством.
Включение данного содержания в образовательный процесс является результативным и эффективным средством формирования у детей художественных и эстетических представлений об окружающей действительности. В результате развивается эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к своему Отечеству, чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к окружающему социальному и природному миру своей Родины.
Знакомство ребенка с родным Отечеством - историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями - формирует у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином России.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, истории родного края и страны, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Новизна и особенность этого направления состоит в том, что благодаря ознакомлению с родным Отечеством у детей накапливаются художественно-эстетические представления и развиваются творческие способности посредством различных видов продуктивной деятельности.
Именно продуктивная деятельность позволяет детям усвоить сложный краеведческий и исторический материал через рисование, аппликацию, ручной труд, тем самым, делая творческий процесс интересным и мотивационным.
Цель данной темы: развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к природе, истории и культуре своего Отечества.
Задачи:
- Изучить особенности и специфику развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Создать условия для развития творческих способностей, которые предусматривают организацию развивающей предметно-пространственной среды, разработку методического, дидактического и иллюстративного материала.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования.
- Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса.
- Провести входную и итоговую диагностику творческого развития воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития у детей творческих способностей в различных видах продуктивной деятельности.
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год
«Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»
Актуальность разработки этого направления обусловлена поиском более эффективных средств педагогического воздействия на развитие творческих способностей детей.
Я считаю, что таким эффективным средством являются нетрадиционные техники рисования.
Благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинального вида продуктивной деятельности.
В этом случае работа дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.
Данные техники формируют у ребенка позицию активного участника, создателя художественных произведений, посредством которых он доступными средствами выражает свой опыт, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Педагогическая целесообразность применения нетрадиционных техник рисования заключается в том, что:
- у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- развиваются основы художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости;
- развивается позиция активного участника, создателя собственных произведений;
- развиваются творческая активность и самостоятельность.
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладонью, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.
Развитию творческих способностей способствует интеграция разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации), а также сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Таким образом, организация образовательной деятельности по данной теме позволит мне, как педагогу:
- создавать условия для развития самостоятельной творческой деятельности воспитанников;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы творческого развития, внедрять инновационные и нетрадиционные техники рисования;
- расширить кругозор каждого ребенка об истории, культуре и традициях родного края и Отечества.
Цель методической темы на 2019-2020 учебный год: знакомство детей 4-5 лет с природой, историей и культурой своей малой родины в процессе нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей знаний и представлений о своей малой родине.
- Разработать учебно-методический комплект по ознакомлению детей с природой, историческим прошлым и настоящим родного края посредством нетрадиционных техник рисования.
- Развивать интерес к народным традициям и промыслам своего региона.
- Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности.
- Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник выполнения работ.
- Воспитывать у детей основы гражданственности, бережное и созидательное отношение к социальному и природному миру, чувство гордости за свой родной край.
- Привлекать родителей к совместному участию в образовательных и досуговых мероприятиях, способствующих ознакомлению с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования.
Предполагаемые результаты:
- Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
- Сформирован интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Сформированы элементарные знания и представления о своей малой родине.
- Развит интерес к народным традициям и промыслам своего региона.
- Развита способность активно и творчески применять усвоенные способы ИЗО-деятельности на практике.
- Имеет представления о культурном наследии, традициях и промысле народов своего края.
- Сформированы основы бережного отношения к родному краю и чувство гордости за свою малую Родину.
План по самообразованию
Месяц | Содержание |
Сентябрь | Самореализация: 1. Изучить особенности развития творческих способностей детей из программ:- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012; - Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017; 2. Оформление центра изобразительного искусства в группе. Работа с детьми:
Работа с родителями:
|
Октябрь | Самореализация: 1. Ознакомиться с методическими пособиями: - Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004; - «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2. 2. Участие во всероссийских конкурсах творческих работ «Малая родина». Работа с детьми:
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей». 2. Панорама работ выполненных детьми совместно с родителями «Осенний парк». |
Ноябрь | Самореализация: 1. Ознакомиться с методическими пособиями: - Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; - Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал. № 6, 2008. 2. Изготовление картотеки пальчиковых игр по методике Е. Железновой. Работа с детьми:
Работа с родителями.
2. Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. |
Декабрь | Самореализация: 1. Изучить и применить виды нетрадиционных техник из пособий: - Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; - Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006; 2. Составить картотеку с описанием нетрадиционных техник рисования. Работа с детьми: 1. Тематические занятия «Снег, снег кружиться, белая вся улица», «Снежные истории» (Приемы: техника печатания поролоном, паунтилизм, рисование зубной щеткой, клеем). 2. Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». 3. Беседа на тему «Народная игрушка». 4. Знакомство с подвижными народными играми. Работа с родителями:
|
Январь | Самореализация:
Работа с детьми:
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» 2. Фотоальбом «Удивительные кляксы» (работы детей). |
Февраль | Самореализация: 1. Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). 2. Обновление и пополнение центра изобразительного искусства необходимым материалом. Работа с детьми:
Работа с родителями:
|
Март | Самореализация: 1. Изучить статьи в электронных педагогических журналах: - Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Научный журнал «Молодой ученый». № 6, июнь 2012.- Петрова И.А. Нетрадиционные техники рисования // Электронный журнал «Экстернат. РФ».2. Выступление на МО «Художественное творчество детей: творим, играем, мастерим». Работа с детьми: 1. Оформление стенгазеты к 8 марту. 2. Тематические занятия «Цветы для мамы», «Бусы для любимой бабушки» (Приемы: рисование пальчиками, пластилинография). 3. Знакомство детей с культурой народов Поволжья (национальный костюм, народные игры, праздники). 4. Игровые упражнения с трафаретом. Работа с родителями:
|
Апрель | Самореализация: 1. Работа с педагогами: Уголок ИЗО, нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу). 2. Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах. Работа с детьми: 1. Оформление стенгазеты «День космонавтики» 2. Тематические занятия «Космос», «Русская матрешка». (Приемы: граттаж- процарапывание). 3. Беседа «Праздники народов Татарстана». 4. Просмотр видеороликов о родном крае. Работа с родителями:
2. Буклеты для родителей «Рисуем штампами овощей и фруктов». |
Май | Самореализация: 1.Изучить статьи в электронных педагогических журналах: - Гоцульская Е.Ю. Нетрадиционные техники рисования в детском саду // Электронный журнал «Педагог» - Козырева М.Н. Применение нетрадиционной техники рисования в работе воспитателей ДОО // Электронный журнал «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». № 2, 2015. 2. Изучение методик по технологии педагогов в Интернете. Работа с детьми:
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Родительское собрание «Итоги работы по ознакомлению детей с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования». Презентация «Наши достижения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Индивидуальный план самообразования ....
план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»...
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"
перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...
План по самообразованию "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах"
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года....
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»
На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...