План по самообразованию "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах"
материал (младшая, средняя группа)
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Телембинская СОШ»
детский сад «Ёлочка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направление «Музыка»
Индивидуальный план работы
по самообразованию
музыкального руководителя
Ведерниковой Натальи Анатольевны
на 2022 – 2023 учебный год
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ
НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.»
с.Телемба 2022
Приложение:
- Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».
- Консультация для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».
- Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому».
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
- воспитание дружеских отношений между детьми.
Задачи:
- повысить знания по данному вопросу через изучение учебной, справочной, научно- методической литературы;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Предметом исследования – педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии, если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения);
II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
План по самообразованию на 2022 -2023 год
Месяц, год | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Изучение новой литературы, теоретического материала по теме самообразования. | Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН по развитию чувства ритма у детей. Планирование музыкального репертуара на учебный год. |
Октябрь | Игра на ДМИ- развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Подбор музыкального репертуара. | Изучение теоретического материала по данной теме. Консультация для воспитателей. |
Ноябрь | «Ударные шумовые музыкальные инструменты» | Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Создание музея музыкальных инструментов. Консультация для родителей. |
Декабрь | «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности». Изготовление шумовых инструментов своими руками. | Консультация для воспитателей. Мастер-класс для педагогов . |
Январь | «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ». Открытое занятие «Наш оркестр» | Консультация для родителей. Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. |
Февраль – Март | Продолжать обогащать ЗУН по развитию чувства ритма у детей. Игра в оркестрах. | Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях. Утренники, досуговые развлечения. |
Апрель | «Изготовление шумовых инструментов на дому». | Консультация для родителей. |
Октябрь – Май | Работа над эмоциональным исполнением на ДМИ. | Показ на утренниках, родительском собрании. |
Май | Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов. Доклад «Музицирование в творческом развитии детей дошкольного возраста» | Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН по развитию чувства ритма у детей. Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".
2. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
3. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
4. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
5. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".Москва, 1985 г.
6. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002. 7. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развитие мотивации и способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения" - свидетельство о публикации в Научно-методическом центре "СОВА"
Консультация для родителей...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»...
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»
В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...
Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"
Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.
Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает н...
Дополнительная образовательная программа по развитию музыкальных способностей детей, через обучение нотной грамоте и игре на детских музыкальных инструментах.
Содержание программы по развитию музыкальных способностей у детей....
Конспект музыкального занятия на тему «Формирование навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах»
Конспект музыкального занятия на тему«Формирование навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах» (младшая группа)...