конспект интегрированного занятия по росписи филимоновской игрушки
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Амбарникова Елена Николаевна

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей  старшей группы  по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Филимоновская игрушка»

Автор конспекта НОД: Амбарникова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Ц\рр-д/с №6» (Бондаренко, д.3)                                                                                  Задачи приоритетной образовательной области: формировать у детей интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.                                                                                                                                                                                                              «Художественно-эстетическое развитие»:                                                                                                                                                                                                                  -формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;                                                                                                                                                                  -формировать знания детей о филимоновской игрушке, об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора;                                                                     -учить рисовать элементы декоративного узора: умение наносить на силуэте животного полоски – проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти;                                                                                                                                                                                                                                                             -закрепить правила работы с кисточкой, красками;                                                                                                                                                                                                     -создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.                                                                                                                                                    Поможет воспитателям в проведении занятия на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей                                                       средней группы                                                                                                                                                                                                по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»                                                                                  по теме «Филимоновская игрушка»

Автор конспекта НОД: Амбарникова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Ц\рр-д/с №6» (Бондаренко, д.3)                                                                                   Задачи приоритетной образовательной области: формировать у детей интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

Задачи в интеграции образовательных областей:                                                                                                                               «Художественно-эстетическое развитие»:                                                                                                                                                                -формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

-формировать знания детей о филимоновской игрушке, об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора;               -учить рисовать элементы декоративного узора: умение наносить на силуэте животного полоски – проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти;                                                                                                  - -закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.                                                                                    Социально- коммуникативное:                                                                                                                                                              -Формировать умение детей входить в воображаемую ситуацию, оказывать необходимую помощь героям;                                     «Познавательное развитие»                                                                                                                                                                              -развивать воображение, чувство формы.

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать любовь к родному краю                                                                                                                                                              «Речевое развитие»:                                                                                                                                                                                               - Развивать и обогащать речь  детей;                                                                                                                                                                                                                          «Физическое развитие»:                                                                                                                                                                                              -Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, формировать эмоциональную отзывчивость, хорошее настроение.                                                                                                                                                                                                Целевые ориентиры:                                                                                                                                                                                               Формировать в детях желание бережно относиться к традициям своего народа, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.                                                                                                                                                                                                      Предварительная работа:                                                                                                                                                                                            - беседа о народных промыслах;                                                                                                                                                                                - рассматривание альбома и иллюстраций о филимоновской игрушке;                                                                                                      - просмотр презентации «Филимоновская игрушка»                                                                                                                                                     - рассматривание и рисование элементов филимоновской росписи;                                                                                                                     - роспись плоскостных филимоновских фигурок;                                                                                                                                                          - разучивание произведений о филимоновских игрушках.                                                                                                                                   Оборудование для педагога:                                                                                                                                                                                          - интерактивная доска SMART, ноутбук, проектор, презентация «Филимоновские чудеса», аудиозапись « », образцы филимоновской игрушки, костюм деда Филимона, оборудование для показа: филимоновская игрушка, баночки с красками (красной, зеленой, желтой), кисточка, тряпочка, баночка с водой.                                                                Оборудование для детей:                                                                                                                                                                                             - филимоновские игрушки, баночки с красками (красной, зеленой, желтой), кисточки, тряпочки, баночки с водой.

 Содержание НОД:                                                                                                                                                                                            1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)                                                                                                                                                                                    

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Дети стоят на ковре в игровой зоне.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите, пожалуйста, сегодня  к нам пришли гости, давайте улыбнемся им и друг другу, поздороваемся с ними. Молодцы.  А сейчас я предлагаю вам и нашим гостям  отправиться в удивительный мир чудес, в страну декоративно – прикладного искусства.

Занимайте свои места за столами.

На экране появляется слайд №1 с изображением филимоновских игрушек

Воспитатель: Ой, куда же это мы с вами попали?

Догадались? Конечно же в гости к филимоновским игрушкам. А как вы их узнали? Давайте расскажем про них.  Ответы детей: по форме, по росписи. А загадки сумеете отгадать?

Загадки.

Бегут по дорожке

Борода да ножки. (козлик)

Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка?

Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку». (петух)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали.

 Воспитатель: (слайд №2) В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново. Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон. Он обнаружил в этой местности глину и начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново.

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки. (слайд №3) А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке, чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька. Очень полюбились такие игрушки деткам, а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Речевое развитие (Коммуникативная      деятельность)

Познавательное развитие (Коммуникативная      деятельность

Психогимнастика

Речевая ситуация.

Формировать положительные эмоции

Развивать речевую активность,

Формировать знания о народных промыслах, воспитывать уважение к традициям русского народа

2. Основная часть (Содержательный, деятельный этап)        

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Входит дед Филимон. Филимон: Здравствуйте, честной народ! Понравилось  людям в деревне это ремесло, научились в деревне все из глины посуду да игрушки лепить. Все, от мала, до велика.

Свистулька – и до сих пор является самой популярной игрушкой на Руси. Везде ее по-разному называют – сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем. Игрушки такие стоили очень дешево, поэтому их изготавливали в большом количестве, вот и трудился народ в деревне Филимоново не покладая рук. Собирались мастерицы за работой, холодными зимними вечерами и лепили игрушки, распевая русские народные песни. Обжигали их в печи и расписывали полосками, елочками, цветочками. Использовали при росписи красный, желтый, зелёный, голубой и розовый цвета. Слайды № 4,5. Продавали  игрушки – «забавки» на ярмарках, на базарах. Вот и в этот раз я на ярмарку спешил, да по дороге у телеги колесо соскочило, телега завалилась на бок, игрушки упали, все побились. Вот я и решил к вам за помощью обратиться: «Помогите мне, пожалуйста, новые игрушки для ярмарки расписать, чтоб они и дальше могли народ веселить. Поможете?

Воспитатель: Ну что, дети, поможем Филимону игрушки расписать, ему наша помощь очень нужна.

Филимон: А сейчас подойдите ко мне поближе, встаньте полукругом, чтоб всем хорошо видно было, я вам покажу, как я игрушку распишу. Смотрите, я беру в одну руку  игрушку, в другую широкую кисточку, обмакну сначала кисточку  в воду, лишнюю воду сниму о край баночки; затем наберу на кисточку желтую краску, лишнюю краску сниму о край баночки и раскрашу игрушке ушки, нарисую широкие желтые линии как колечко на шейке игрушки, спинке и животике, хвостике и лапках  . Затем промою  кисточку водой, промокну ее об тряпочку и положу кисточку на подставку;  затем возьму тонкую кисточку, обмакну сначала кисточку  в воду, лишнюю воду сниму о край баночки; затем наберу на кисточку красную краску, лишнюю краску сниму о край баночки и нарисую тонкие линии по бокам желтых полосок вокруг шейки игрушки, спинки и животика, хвостика и лапок красным цветом. Затем я промою тонкую кисточку, лишнюю воду сниму о край баночки, наберу на кисточку зеленую краску, лишнюю краску сниму о край баночки и нарисую тонкие зеленые линии  в середине желтой полоски  вокруг шейки игрушки, спинки и животика, хвостика и лапок Смотрите,  я рисую кончиком кисти, поэтому линии получаются тонкие, красивые.

А теперь вы сами хотите мастерами побыть, свою игрушку расписать? Тогда садитесь за столы.

Филимон: а перед работой я вам предлагаю немножко размяться, силушки поднабраться.

И для начала пальчики разомнем: Пальчиковая гимнастика:

Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Филимон:  Молодцы, ребятки.  Приступайте к работе, будьте  внимательны, трудолюбивы, а я если нужно советом вам помогу.  А скажите-ка мне, что сначала на игрушке надо нарисовать? Правильно- широкие желтые полосы. С чего начнем рисовать? Правильно, с головки котенка.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель и Филимон в процессе работы  следят за осанкой детей, оказывают им необходимую помощь словесными пояснениями. Сначала дети рисуют на игрушке широкие желтые полосы. Пока дети выполняют работу, звучит фоновая мелодия 

После того как дети распишут игрушку желтыми полосами, проводится физминутка.

Физминутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (руки на поясе, пружинка с поворотами влево и вправо)

Хохотушки вятские    (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские   (выставляют пяточку вперед левая нога и правая поочередно)

Кумушки посадские     (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком  (руки складываем крендельком к груди)

Щечки будто яблочки      (дотрагиваемся пальцами до щек)

С ними издавна знаком    (показываем руками на себя)

Весь народ на ярмарке    (руки разводим в разные стороны, ногу на пяточку).

Филимон: а сейчас мы продолжим игрушку расписывать, будем рисовать тонкие красные линии по бокам желтых у игрушки на шейке, спинке, животике, ножках и хвостике. Нарисовали? Молодцы. Промываем кисточку как следует, набираем зеленую краску и рисуем тонкие зеленые линии на желтых полосках.

 Пока дети выполняют работу, звучит фоновая мелодия 

Воспитатель: игрушки у всех готовы. Какие красивые получились! А вам игрушки- свистульки нравятся? Тогда я приглашаю вас всех вместе с Филимоном на ярмарку.

Занятие продолжается в зале.

Познавательное развитие (Коммуникативная      деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Познавательная деятельность

«Физическое развитие»

Художественно-эстетическая деятельность (изобразительная деятельность)

Физическое развитие (двигательная активность)

Художественно-эстетическое развитие

Сюрпризный момент

Создание мотива для деятельности детей

Проблемная ситуация

Практическая деятельность

Пальчиковая гимнастика

Практическая деятельность

Физкультминутка

Практические действия

        Активизация познавательной мотивации,  развивать умение входить в воображаемую ситуацию

        

Вызвать у детей желание помогать сказочным персонажам.

        Вырабатывать умение управлять своими движениями. Учить детей последовательно выполнять работу.

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Учить детей рисовать кончиком кисти тонкие линии на объемной фигурке. Формировать умение создавать выразительный образ игрушки-свистульки.

 

Вызвать у детей чувство радости от расписной игрушки, расписанной  самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Конспект интегрированного занятия "Спички детям не игрушки" для второй младшей группы

Занятие предназначено для детей второй младшей группы.На занятии используются музыкально - игровые предметы сделанные из бросового материала.Сутьидеи проведения занятия - является знакомство детей с п...

План конспект интегрированной позновательно-образовательной деятельности "Филимоновская игрушка"

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и  композицию узора на изделиях; созд...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

конспект интегрированного занятия по изодеятельности "Дымковская игрушка"

Знакомство с дымковским промыслом.познакомить с дымковским промыслом, закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственн...

Конспект интегрированного занятия "Спички детям не игрушка" (средняя группа)

Конспект интегрированного занятия "Спички детям не игрушка" (средняя группа)...