ПРОЕКТ «Краски лета» Составитель: Токарева Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининград
проект по рисованию (старшая группа)
Задачи
- Расширить представления детей о русских художниках-пейзажистах.
- Расширить знания детей об окружающем мире.
- Развивать у дошкольников умение самостоятельно решать творческие задачи путем применения нетрадиционных техник изображения.
- Сформировать потребности в создании собственного рисунка, используя приобретенные знания и практические умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_leta_proekt.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Краски лета»
Составитель: Токарева Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136
г. Калининград
Обоснование выбора темы проекта
О чем думает ребенок, когда рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелые нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования тех форм и характеристик, которые он придумывает предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а следовательно, их отношений с собой, с семьей и окружающим миром.
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
- адекватно воспринимать визуальный мир информации;
- ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
- осознавать и осваивать окружающий мир через изобразительную деятельность путем рисования как традиционными методами, так и нетрадиционными техниками.
Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса (зрительно, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Все это предполагает:
- накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не только искусства, окружающей природы, но и освоение нетрадиционных техник рисования;
- развитие эмоционально-чувственной сферы детей.
Обозначенные условия могут полноценно осуществляться только в том случае, когда вопросы художественного образования и эстетического воспитания детей будут первоочередными в структуре работы воспитателя по изобразительной деятельности.
В программе В.И. Логиновой «Детство», а также в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по которым работает ДОУ, недостаточно отведено места для работы с детьми с применением нетрадиционных способов рисования. На мой взгляд, чтобы расширить возможности старших дошкольников изображать окружающий мир, нужно организовать дополнительную работу по обучению, применению и самостоятельного выбора нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, мною был сделан вывод о необходимости овладения детьми нетрадиционными техниками изображения предметов, образов, что и является обоснование выбора темы проекта.
Цель работы над проектом
Обогатить художественный опыт дошкольников, развить творческие способности детей посредством нетрадиционных способов изображения предметов и образов.
Задачи
- Расширить представления детей о русских художниках-пейзажистах.
- Расширить знания детей об окружающем мире.
- Развивать у дошкольников умение самостоятельно решать творческие задачи путем применения нетрадиционных техник изображения.
- Сформировать потребности в создании собственного рисунка, используя приобретенные знания и практические умения.
Предполагаемый результат
Конечный результат работы по данному направлению вижу:
- в развитии у детей устойчивого интереса к художественной деятельности, к нетрадиционным способам изображения предметов и образов;
- в развитии эмоционально-эстетических чувств, вкусов;
- в накоплении умений и навыков в рисовании нетрадиционными техниками.
Участники проекта
- старшие дошкольники «семьи»-группы «Ромашки» (5-6 лет);
- воспитатель «семьи»-группы «Ромашки»;
- родители.
Средства реализации проекта
- экскурсии по «Малой Третьяковке» детского сада, знакомство с художниками-пейзажистами, целевые прогулки в парк, к озеру, на луг;
- беседы с дошкольниками, чтение стихов, рассказов, прослушивание музыкальных произведений о лете;
- продуктивная деятельность дошкольников;
- презентация детских работ (выставки);
- вовлечение родителей в совместную деятельности с детьми;
- анкетирование родителей и детей.
Периодичность работы по проекту
Периодичность работы составляет 2 занятия в неделю.
Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта составляет 3 месяца. Проект состоит из нескольких этапов:
Этапы работы | Мероприятия | Участники |
I этап – организационный | 1. а) Подбор стихов, загадок, подвижных игр, демонстрационного материала о лете; б) Разработка конспектов целевых прогулок. | Воспитатель |
2. а) Подбор репродукций художников по теме «Краски лета» для проведения бесед с детьми; б) Работа с родителями. | Воспитатель, родители | |
II этап – деятельностный | 1. Разучивание стихов и загадывание загадок о лете. | Воспитатель, родители |
2. Наблюдение за природой и отображение ее в рисунках нетрадиционными техниками рисования. | Воспитатель | |
3. Поездка в картинную галерею. | Воспитатель, родители | |
III этап – презентационный | 1.Проведение выставки работ по теме «Краски лета». 2. Создание уголка юного художника в группе «Ромашки». | Воспитатель |
Формы работы по проекту
Формой работы по данному проекту является изобразительная деятельность старших дошкольников нетрадиционными способами изображения.
Приложения
Анкета для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей 5-6 лет
Уважаемые мамы и папы!
Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогут нам спланировать работу по овладению детьми дополнительными знаниями, умениями по изобразительному искусству.
Благодарим за ответы.
1. Фамилия и имя ребенка.
__________________________________________________________________
2. Считаете ли вы необходимым в детском саду углубленно приобщать Вашего ребенка к изобразительному искусству? (подчеркните)
- да
- нет
- не знаю
3. Как в семье Вы приобщаете своего ребенка к изобразительному искусству?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Ваш ребенок любит рисовать, лепить, вырезать из бумаги?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. У Вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?_________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Вы занимаетесь вместе с ребенком или он предпочитает работать один?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы помочь ребенку овладеть нетрадиционными приемами рисования?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
Уважаемый родитель!
Известно, что изобразительное искусство – важнейший источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.
Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
а) да;
б) способности ребенка, по-моему, очень умеренные;
в) у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;
г) другое: _____________________________________________________
2. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу(белую, цветную), краски, кисти, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры? (нужное подчеркнуть, дополнить)
__________________________________________________________________
3. Ребенок пользуется любимыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению? (нужное подчеркнуть, дополнить) ____________________________________________
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном?_________________________________________________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас;
в) откладываете дело, которым занимались, и включаетесь в рисование;
г) другое: _____________________________________________________
6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста. _______________________________________________
7. Хотели бы Вы, чтобы ребенок овладел нетрадиционными приемами рисования?_________________________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Примерные вопросы для опроса дошкольников 5-6 лет по теме
«Изобразительное искусство»
1. Имя ребенка. ____________________________________________________
2. Чем любишь заниматься дома? (подчеркни)
- играть
- рисовать
- лепить
- смотреть телевизор
- чем-то другим
__________________________________________________________________
3. Любишь ли ты рисовать?
__________________________________________________________________
4. Что ты любишь больше всего рисовать?
__________________________________________________________________
5. чем ты любишь рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками)________________________________________________
6.Какие цвета красок ты чаще используешь при рисовании?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________7. Каких художников ты знаешь?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________8. Назови известные тебе картины?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________9. Где ты их видел(а)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________10. Был(а) ли ты в картинной галерее, на выставках?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________11. Что там видел(а)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
План проведения экскурсий по проекту
с детьми старшего дошкольного возраста
Время проведения экскурсий | Тема, место проведения | Цель проведения экскурсии | Используемая литература |
ИЮНЬ | 1. Знакомство с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосно-вом лесу» в мини-галерее детского сада. | Познакомить детей с содер-жанием картины; помочь почувствовать ее художест-венный образ; научить опи-сывать животных и окружа-ющий пейзаж; развивать эстетическое восприятие. | Г.Ветрова «Сказка о лесном художнике. Шишкин», О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», стр.125 |
2. Знакомство с картиной И.И. Шишкина «Рожь» в мини-галерее детского сада. | Познакомить с картиной И.И. Шишкина «Рожь»; научить описывать русский пейзаж, правильно воспри-нимая и чувствуя настроение природы на картине. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», О.Е. Громова и др. «Стихи о времени года и игры», стр.19 | |
3. Целевая про-гулка на бли-жайший луг | Расширить представление детей об окружающем мире; развивать память, внимание, логическое мышление, фор-мировать умение узнавать и правильно называть лекарст-венные травы, знать их сбор и использование. | Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр. 54, 61. «Большая энцикопедия приро-ды», т.6, стр. 65, 154, 170,180, 186. | |
4. Целевая про-гулка к кусту шиповника за территорией детского сада | Воспитать бережное отноше-ние к природе; расширить представление о сотрудни-честве человека и природы; воспитать интерес к расте-ниям; расширить представле-ние детей о частях растений, определять возраст, сравни-вать растения. | Рассказ воспитате-ля, «Большая энцик-лопедия природы», т.7, стр.180 | |
ИЮЛЬ | 1. Знакомство с картиной И.Левитана «Сумерки» в мини-галерее детского сада | Познакомить детей с картиной «Сумерки»; про-должать учить воспринимать и чувствовать настроение природы на картине; раз-вивать память, эстетическое восприятие, желание любо-ваться русским пейзажем. | Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан» репр.№37; О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры», стр.75. |
2. Знакомство с картиной И.Левитана «Березовая роща» в мини-галерее детс-кого сада | Познакомить детей с карти-ной «Березовая роща»; про-должать учить детей воспри-нимать и чувствовать нас-троение природы на картине; развивать речь и память. | Г.Ветрова «Сказка о грустном художни-ке. Левитан»; Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан», стр.6, репр.№10; О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества до-школьников»,стр.102 | |
3. Целевая про-гулка к озеру «Летнее» | Воспитать бережное отноше-ние к природе; совершенст-вовать знания о родном крае; развивать у детей эстетичес-кое восприятие; развивать внимание; учить грамотно отвечать на вопросы. | Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию до-школьников», стр.46 (адаптированный ва-риант). Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец «Учебник-хретома-тия для 2 класса», стр. 81-90. О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 267, 272, 275. | |
4. Экскурсия на ближайшую стройку | Расширять знания детей об окружающем мире; познако-мить с процессом строи-тельства зданий, со строи-тельными профессиями; вос-питывать уважительное от-ношение к рабочим специи-альностям. | Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошколь-ников», стр.43. О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 19. | |
АВГУСТ | 1. Экскурсия в картинную га-лерею г. Кали-нинграда | Познакомить детей с музеем как с местом сбора, хранения и демонстрации различных предметов искусства; зна-комство с жанрами искусст-ва, картинами. | Рассказ экскурсово-да, воспитателя. |
2. Экскурсия в парк 40-летия ВЛКСМ | Учить детей различать по-роды деревьев; воспитать бережное отношение к при-роде; развивать речь, внима-ние, память; формировать навыки самоконтроля и самооценки; учить любо-ваться красотой родной при-роды. | Т.А.Фалькович «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81, справка о парке из Интернета. «Большая энцикло-педия природы. Грибы», том 8, стр.52. wikigrib.ru (трутовик серно-желтый). | |
3. Экскурсия в музей Мирово-го океана | Познакомить детей с музеем, с его обитателями; развивать память, внимание, связную речь; продолжать формиро-вать навыки поведения в музеях. | Рассказ экскурсовода | |
4. Целевая прогулка к рябине | Продолжать расширять зна-ния детей об окружающем; воспитывать бережное отно-шение к природе; развивать внимание, память, связную речь; находить признаки осе-ни в окружающей природе. | Т.А.Фалькович и др. «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81. |
Проектно-методический план
по изобразительной деятельности старших дошкольников
Время проведения занятий | Тема занятия | Программное содержание | Литература |
ИЮНЬ | 1. «Утро в сосновом лесу» по картине И.И.Шишкина | Учить детей рисовать медведей и окружающий пейзаж нетрадиционными техниками. Развивать память, внимание. Воспитывать любовь к животным. Техника: тычок мятой бумагой. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», стр.125; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.40, 136. |
2. «Рожь» по картине И.И.Шишкина | Воспитывать умение выражать свои впечатления и чувства, вызываемые картиной; продолжать учить использовать в работе нетрадиционные техники изображения. Техника: тычок мятой бумагой. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошколь-ников», стр.110; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.13; О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.72; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.380. | |
3. «Полевые цветы» | Уточнить представления детей о полевых цветах. Продолжать учить использовать разные нетрадиционные техники изображения предметов в своих рисунках. Техника: тычок мятой бумагой, ватной палочкой. | П.И.Чайковский «Вальс цветов»; «Большая энциклопедия природы» том.6, стр.65, 154, 170, 180, 186.; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.263, 374, 377, 379.; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.52. | |
4. «Куст шиповника» | Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить ранее усвоен-ные умения и навыки в данной технике рисова-ния. содействовать наи-более выразительному отражению впечатлений о растении. Техника: тычок мятой бумагой, ватной палочкой. | «Большая энциклопедия природы» том.7, стр.180.; .; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.339; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.57 | |
ИЮЛЬ | 1. Рисование по картине И.Левитана «Сумерки» | Воспитывать умение вы-ражать свои впечатления и чувства, вызванные картиной, учить переда-вать настроение тихой летней ночи. Техника: рисование по мокрому методом тычка мятой бумагой. | О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.19,69. Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан» репр.№37; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.62 |
2. «Березовая роща» по картине И.Левитана | Познакомить детей с нетрадиционной изобра-зительной техникой от-тиск березовым листоч-ком, учить изображать свето-тень, развивать чувство композиции, со-вершенствовать умение работать с разными тех-никами. Учить создавать выразительный образ бе-резовой рощи. Техника: восковые мелки, оттиск березовыми листочками, тычок мятой бумагой. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», стр.102. О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.321. В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.15 Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан» репр.№10. | |
3. «Озеро» | Воспитывать эстетичес-кое отношение к окружа-ющему миру. Совер-шенствовать умения и навыки в свободном экпериментировании с материалами. Закрепить умение выбирать само-стоятельно технику изоб-ражения. | О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.94, 136, 147. О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.255, 272. В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.89 | |
4. «Я построю дом» | Совершенствовать уме-ния и навыки в свобод-ном экспериментирова-нии с материалами, необ-ходимыми для работы в различных нетрадицион-ных техниках. Развивать воображение, творчество. Техника: оттиск пенно-пластом. | Р.Г.Казакова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетр. техники» стр.13. В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.72 Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по комплексному разви-тию дошкольников» стр.43. | |
АВГУСТ | 1. Рисование по картине В.Н.Васнецова «Алёнушка» | Продолжать учить поль-зоваться различными гра-фическими средствами (линия, пятно) для созда-ния выразительного обра-за человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приемами рисования. Техника: тычок мятой бумагой, восковые мелки. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», стр.88 В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.74 |
2. «Грибы-трутовики» | Познакомить детей с новой техникой – пласти-линографией. Развивать воображение, творчество, память. Закрепить навы-ки рисования гуашью, умение сочитать в работе разные техники изображения. | В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.21 О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.356. «Большая энцикло-педия природы» том.8, стр.52. Репродукция трутовика серно-желтого. | |
3.«Аквариумные рыбки» | Закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, ок-раске, форме тела, стро-ению плавников. Совер-шенствовать умение в нетрадиционной изоб-разительной технике вос-ковые мелки+акварель, отпечаток ладоней. Учить превращать отпе-чаток ладони в рыбку, медузу, рисовать различ-ные водоросли. Разви-вать память, воображе-ние, творчество. Техни-ки: восковые мелки+ак-варель, отпечаток ладо-ни, пальцеграфия. | Р.Г.Казакова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетр. техники» стр.82. Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по экологическому вос-питанию дошкольни-ков» стр.88 | |
4. Рисование по картине И.Э.Грабаря «Рябинка» | Познакомить детей с техникой ниткографией. Закрепить умение скаты-вать бумагу, работать с клеем. Развивать чувство композиции, воображе-ние, память. Техника: ниткография на клеевой основе. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», стр.107. В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дошкольников», стр.75. О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.337. |
Советы родителям
«Изобразительная деятельность дошкольников»
Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте ребенку условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, карандаши и пр.).
Рисование
Важно понять, какой материал ребенок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приемы. Например, размывание акварели, создание новых оттенков, цветов.
Дома дети чаще всего рисуют то, что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше всего получается.
Попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства выразительности. (Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку? Почему выбрал этот цвет? И пр.) Такие вопросы заставляют его задуматься, перейти к сознательному отбору характерных признаков персонажа.
Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.
Рисунки нужно подписывать, ставить дату. Научите этому ребенка.
Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, папы, бабушки, картину для украшения своей комнаты.
Работы большого формата малыш может выполнять в течение определенного срока, постепенно дополняя свою картину. Например, нарисовать вашу улицу: сначала много домов, потом транспорт, деревья, того, кто живет в домах (смотрят в окна, стоят на балконе), идущих по улице и т.д. содержание может расширяться , дополняться, пока у ребенка есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком свой дом, поищите место для него вместе с маленьким художником!
Декоративно-прикладное искусство
Для составления узоров можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней.
Рассмотрите, какими узорами украшены предметы дома: одежда, посуда, ковры. Предложите ребенку, например, нарисовать ковер для куклы.
Узоры дети рисуют, но могут и напечатать (листья-отпечатки). Для этого надо вырезать формы из картошки, ластиков, использовать пластмассовые пробки и другие предметы, которые оставляют след. Получатся узоры для обоев, ткани, каймы, рисунка.
Ребенок может украсить бумажные тарелки, бокалы, расписать лепку. Чтобы гуашь не пачкалась, ее нужно развести молоком.
Лепка
Пусть дома малыш лепит из глины, пластилина. Если пластилиновую фигурку опустить в горячую воду, она станет твердой.
Чаще всего дошкольник лепит тех животных, которых хорошо знает (кошки, собаки), кого представляет по сказкам, фильмам. Предложите ему вылепить зверей, которых он видел в зоопарке. Обсудите с ребенком, что он будет лепить. Интересно лепить из теста, вспомните лепку «жаворонков» весной.
Все это развивает руки малыша, формирует его способности.
Аппликация
В аппликации дети создают по преимуществу композиции для украшения дома к празднику (Новому году, дню рождения).
Дошкольнику будет интересно сделать костюмы и украсить их, смастерить пригласительные билеты для гостей. Возможно, увлечет выполнение картины из мозаики. Сначала нужно заготовить много треугольников и из них выполнить на бумаге необыкновенных птиц, зверей, деревья.
Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки по самой любимой теме. Ребенок совсем по-новому увидит свои рисунки, лепку, аппликации. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.
Изобразительное искусство
Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин:
– Что изображено? Какое настроение персонажа (грустный, веселый, задумчивый)?
– Какие чувства вызывает у тебя этот образ (радости, грусти)?
– Как украшен костюм героя сказки?
– Как природа помогает понять настроение героя произведения?
– Какая скульптура есть у нас дома? (Определить содержание, настроение, позу, движение.)
– Какая скульптура находится недалеко от дома?
– Какие народные игрушки есть у нас в группе,что они изображают,чем украшены?
– Какое произведение искусства тебе больше всего нравится?
Темы, которые могут быть предложены для рисования, аппликации дома: «Что я вижу из окна», «Автопортрет».
Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный период на занятиях. Например, дымковские игрушки или их изображения на иллюстрации. Предложите ребенку найти близкие образы, вылепить любой из них и придумать про него интересную историю.
Коллекционирование
Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и пр., рассматривать с ребенком его коллекцию, располагать предметы, картинки в определенном порядке.
Необходимо подвести детей к пониманию роли музея в жизни человека. Посещайте музеи, выставочные залы, рассматривайте произведения, жанры, с которыми знакомят ребят в детском саду в этот период.
К посещению музея ребенка следует подготовить заранее: рассмотреть альбомы, репродукции по тем темам, которым посвящены экскурсии.
Рисуночный тест
«Здоровье и болезнь»
Материал: чистый лист бумаги, набор из 7-10 цветных карандашей или набор красок.
Инструкция. На одном листе, разделив его на две части, необходимо нарисовать здоровье и болезнь.
Основные показатели:
1. Степень детализации изображения (какая часть рисунка детализирована и прорисована более тщательно) указывает на уровень дифференцированности и сложности представлений о здоровье и болезни, а также на степень их эмоциональной значимости ребенка.
2. Сюжетность и динамика рисунка (статичное или развернутое изображение каких-либо действий) выявляет активную или пассивную позицию по отношению к здоровью или болезни.
3. Богатство цветовой гаммы, предпочтение определенных цветов позволяет определить характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.
4. Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики способствует выявлению влияния устойчивых представлений в социуме о здоровье на восприятие ребенка, которое может выражаться как в стериотипизации изображения, так и в оригинальном символическом творчестве.
Физиологическое воздействие цветов
Красный – проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.
Оранжевый – одновременно является и согревающим, и стимулирующим, но может в разных случаях и успокаивать, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.
Желтый – тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активирует умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.
Зеленый – уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность; главный символ мусульманского рая.
Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.
Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающе влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносное сосуды, увеличивая их органическую выносливость.
Коричневый – успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.
Список используемой литературы
1. Ветрова Г. «Сказка о лесном художнике. Шишкин». – М.: издательство «Белый
город», 2001.
2. Ветрова Г. «Сказка о грустном художнике. Левитан». – М.: издательство «Белый
город», 2001.
3. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошколь-
ников». – М.: ВАКО, 2005.
4. Горькова Л.Г. и др. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошколь-
ников». – М.: ВАКО, 2005.
5. Громова О.Е. и др. «Стихи о времени года и игры». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. «Учебник-хрестоматия для 2 класса». – М.:
Просвещение, 2003.
7. Дружкова О. «1000 веселых загадок для детей». – М,: ООО «Издательство АСТ»,
2005.
8. Иогансон Б.В. «Исаак Ильич Левитан» репр. №10, 37. – М.: издательство «Ис-
кусство», 1965.
9. Казакова Р.Г. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». – М.: ВАКО,2005
11. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – М.: ТЦ Сфера,
2005.
12. Фалькович Т.А. «Развитие речи, подготовка к освоению письма». – М.: ВАКО,
2005.
13. «Большая энциклопедия природы», т.6, 7, 8, - М.: ООО «Мир книги», 2003.
14. Электронный носитель: альбом классических танцев. Чайковский П.И. «Вальс
цветов». – С. Петербург, издательство «Манчестер», 1999.
15. Интернет-ресурс: wikigrib.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Город спортивный» Барсукова Ольга Александровна Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Светлячок»
Цель проекта :•Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город •Познакомить с историей развития спорта в городе...
Доклад подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 Токарева Ольга Николаевна, г. Калининград Тема: «Становление детского коллектива группы «Ромашки»
Основная цель работы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.В...
Презентация опыта работы Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининград Токарева Ольга Николаевна Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техникСпособствует снятию детских страхов;Развивает уверенность в своих силах;Развивает пространственное мышление;Учит детей свободно выражать свой з...
ПРОЕКТ «Краски лета» Составитель: Токарева Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининград
Задачи Расширить представления детей о русских художниках-пейзажистах.Расширить знания детей об окружающем мире.Развивать у дошкольников умение самостоятельно решать творческие задачи путем приме...
Доклад на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Аксенова Ольга Николаевна, воспитатель Барышникова Оксана Николаевна, воспитатель Гришина Елена Ивановна, воспитатель СП ГБОУ СОШ по
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вку...
Проект «Город мастеров» Воскресенская Наталия Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 32 п.Металлострой Колпинского района г. Санкт-Петербург
Аннотация: Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любов...