Программа кружка "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 59.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А. В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели
относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса
деятельности, с учѐтом индивидуальных особенностей и возрастных
возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему
содержанию и формам выражения активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством искусства.
Изучение психологического механизма развития способности
восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело
к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребѐнка
эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность
образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными
средствами и эстетическими эталонами, которые ребѐнок
присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина
B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами
художественного объекта.
Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от
элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания
оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение
от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от
восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего
смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,
передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Программа дополнительного образования «Изобразительная деятельность» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – развитие эстетического восприятия и творческого воображения у детей 4-5 лет.
Задачи:
1. Познавательные
- Формировать у детей интерес к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме;
- Знакомить с основными способами художественно-образной выразительности(живопись, графика , архитектура , скульптура ,дизайн ,народное и декоративно-прикладное искусство);
- Учить освоению базовых техник рисования,аппликации,лепки, художественного конструирования и труда.
2. Развивающие
- Развивать эстетическое и творческое восприятие на сенсомоторном уровне ( распознавания различных материалов );
- Формировать у детей заинтересованное отношение к различным видам техники художественно-образной выразительности;
- Развивать общую и мелкую моторику детей.
3. Воспитательные
- Воспитывать любовь и интерес к окружающему миру , фольклору, художественной литературе национального и мирового искусства;
- Формировать комплекс личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с
детьми и направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в изобразительной
деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Возрастная особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т.д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера.
Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.
Уровень развития творческих способностей у детей характеризуется следующими показателями:
-Активность, уверенность и интерес в создании знакомых объектов и явлениях(бытовые, природные, социальные);
-самостоятельность и воплощение в рисунке, коллаже ,фигурке ,конструкции простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов ,передавая при этом своё отношение к окружающему миру;
-передача образов доступными графическими, живописными и пластическими средствами(форма, пропорции ,цвет, фактура ,характерные детали);
-уверенное владение разными художественными техниками;
-начинает понимать « язык искусства».
К концу года у детей ожидается умение выражать свои представления, переживания ,чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявлять эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов жанров искусства.
Срок реализации Программы
2018- 2019 учебный год (с 1 сентября 2018 года – по 31 мая 2019 года).
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы проводится 2 раза в год – сентябрь 2018 г.; апрель 2019 г.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Программа ориентирована на детей 4-5 лет.
Форма организации образовательной деятельности – групповая, 2 раза в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности -15 минут.
Программа реализуется педагогом-воспитателем. Срок реализации – 1 год.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: ролевых
играх и дидактических упражнениях с использованием здоровьесберегающих технологий – кинезитерапии , пальчиковой гимнастики, с опорой на наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Форма подведения итогов реализации Программы – открытая образовательная деятельность, развлечение.
3. организационный отдел
3.1 календарно-ТЕМАТИЧЕСКое ПЛАНирование
на 2018-2019 учебный год
Количество учебных часов: 72 часа в год
месяц | неделя | № | Тема занятия | Программное содержание | ||
сентябрь | 1 | 1 | «Весёлые картинки»
| Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками | ||
2 | 2 | «В лесу» | Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. | |||
3 | 3 | «Цветочная клумба» | Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами) Рассматривание вида из окна. | |||
4 | 4 | «Весёлый поезд» | Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков | |||
октябрь
| 1 | 5 | «Храбрый петушок» | Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта | ||
2 | 6 | «Листопад и звездопад» | Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста | |||
3 | 7 | «Яблочко спелое» | Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами | |||
4 | 8 | «Кисть рябины красной» | Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. | |||
ноябрь | 1 | 9 |
«Мышь и воробей» | Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей) | ||
2 | 10 | «Зайка серенький стал беленьким» | Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. | |||
3 | 11 | «Бабушкин домик» | Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. | |||
4 | 12 | «Сказочный дворец» | Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. | |||
декабрь | 1 | 13 | «Котятки и перчатки» | Изображение и оформление «перчаток»(или «рукавичек») по своим ладошкам -правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. | ||
2 | 14 | «Наша ёлочка» | Рисование новогодней ёлки гуашевы-ми красками с передачей особенностей её строения и размещения в прост- ранстве. Выбор конкретных приёмовработы в зависимости от общей формыхудожественного объекта | |||
3 | 15 | «Сказочные птицы» | Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать врисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | |||
4 | 16 | «Забавные животные» | Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия ит.д.).Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать | |||
январь | 17 | «Зимние забавы» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | |||
18 | «Клякса» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | ||||
19 | «Дворец для снегурочки» | Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. | ||||
20 | «Девочка-снегурочка» | Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. | ||||
февраль | 1 | 21 | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. | ||
2 | 22 | «Мишка и мышка» | Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. | |||
3 | 23 | «Храбрый мышонок» | Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. | |||
4 | 24 | «Замёрзшее дерево» | Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. | |||
март | 1 | 25 | «Весёлые матрёшки » | Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. | ||
2 | 26 | «Красивые салфетки» | Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | |||
3 | 27 | «Подарим маме цветы» | Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. | |||
4 | 28 | «Корабли на море» | Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства | |||
апрель | 1 | 29 | «Кошка с воздушными шариками» | Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). | ||
2 | 30 | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений. | |||
3 | 31 | Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки» | Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение. | |||
4 | 32 | «Кони на лугу» | Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. |
май | 1 | «Радуга-дуга, не давай дождя!» | Самостоятельное и творческое отраже ние представлений о красивых при родных явлениях разными изобрази тельно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению ра дуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (по следовательность цветовых дуг в раду ге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отно шения к природе | |
2 | «Путаница» | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и со ответствующих изобразительно-выра зительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадицион ных техник (рисование пальчиками, ла дошками, отпечатки разными предмета ми, кляксография). Развитие творческо го воображения и чувства юмора. Вос питание творческости, самостоятельно сти, уверенности, инициативности | ||
3 | «Праздничный салют» | Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. | ||
4 | «Красивое платье» | Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. |
3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка», 2018
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.
- Парциальная программа «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» художественно эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности
Формирование эстетического отношения к миру/ И. А. Лыкова, 2015
- Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) / И. А.Лыкова ,2017
- Методические рекомендации в вопросах и ответах в программе художественного образования в детском саду «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» /И.А.Лыкова
- Развивающие карточки «Аппликация и конструирование»/ Е.Янушко
- Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа) / Т.С.Комарова ,2016
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников (средняя группа)
Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова ,2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"
В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...